Русская линия | 02.09.2024 |
Свяшенномученики Александр Малиновский и Антоний Попов
Священномученик Александр родился 12 апреля 1892 года в городе Петровске Саратовской губернии в семье священника Иоанна Васильевича Малиновского и его супруги Александры Петровны. Дед его также был священнослужителем. Александр получил образование в городском двухклассном училище, а после переезда семьи в город Вольск продолжил обучение в духовном училище. По окончании его он поступил в Пермскую духовную семинарию. В это время Александр познакомился с дочерью священника Димитрия Александровича Затопляева Верой; они поженились. У отца Александра и матушки Веры родилось два сына: Михаил и Валериан.
В 1913 году Александр Иванович закончил семинарию по первому разряду и был рукоположен в сан священника. Указом Преосвященного Палладия, епископа Пермского и Соликамского, он был назначен для служения в Спасо-Преображенскую церковь села Гамова Пермского уезда. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей батюшка начал заведовать Гамовской и Костаревской церковно-приходскими школами, одновременно преподавая в школе села Гамова Закон Божий. В 1915 году он был также законоучителем в Осенцовском земском народном училище Верхне-Муллинского прихода.
Став председателем церковно-приходского попечительства и общества «Трезвение», отец Александр начал активную борьбу с распространённым в селе недугом — пьянством. За свою деятельность на этом поприще он был награждён в 1914 году набедренником.
В годы первой мировой войны молодой ревностный священник старался помогать фронту денежными средствами. «Весьма рачителен в изыскании средств и сборе пожертвований на военные нужды», — говорилось в его послужном списке за 1915 год. Его труды не остались незамеченными священноначалием: в 1915 году ко дню Святой Пасхи «за приходское благоустройство» он получил ещё одну награду — скуфью, а в 1916 году удостоился Архипастырского благословения. Отец Александр обладал весьма представительной внешностью: высокий ростом, крепкого телосложения, с благородными чертами лица и пышными, вьющимися волосами, обрамлявшими высокий лоб. Будучи хорошим проповедником, он наставлял и поддерживал в то трудное предреволюционное время не только прихожан своего храма, но и жителей Перми, нередко произнося проповеди в часовне святителя Стефана. «За усердное проповедование Слова Божия в часовне братства Святого Стефана» слушателями были поднесены ему два священнических облачения и ряса. «Поведения отличного; в проповедовании слова Божия усерден и исправен; катехизацию по программам ведёт неопустительно», — говорилось в его послужном списке.
В сентябре 1916 года отец Александр поступил в Казанскую духовную академию. В 1917 году, согласно собственному прошению, он был переведён для служения к Введенской церкви села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда.
Здесь его и застали революционные события.
Летом 1918 года в Красноуфимском уезде начались массовые крестьянские волнения, охватившие множество волостей. Это было тревожное, страшное время для отца Александра Малиновского: бои шли почти у самого Верх-Суксунского, где он тогда служил.
После подавления восстаний по всему Красноуфимскому уезду прошли расправы. Однако отец Александр, 26-летний священник, и в то сложное время продолжал безбоязненно проповедовать в храме. Сохранились записи фрагментов одной из его проповедей, в которой он призывал не допускать разграбления церкви большевиками. «Миряне, — говорил отец Александр с амвона, — знаете ли вы, что делается сейчас в Петрограде и Москве? Там большевики в церквах и соборах ставят лошадей, ругаются над нашей верой. Православные! Не допустим надругательства над нашей святыней, постоим за веру православную. Скоро опять начнётся война, вновь затрещат пулемёты, загремят пушки, не допустим кощунства над православной верой!».
В мае 1918 г., когда о. Александр совершал воскресное богослужение в Введенской церкви, собралось много народа. Большевики, узнав из разговора с доносчиками, что о. Александр Малиновский «проводит агитацию против Советской власти», послали своего человека в церковь, чтобы «прослушать проповедь попа Малиновского» и доложить о её содержании.
Соглядатай докладывал: «Народу в церкви было очень много, в том числе были люди из реакционных элементов… Поп Малиновский после окончания службы начал читать проповедь. Он говорил: «Миряне, знаете ли вы, что делается сейчас в Петрограде и Москве? Там большевики в церквях и соборах ставят лошадей, ругают веру православную. Православные! Не дадим надругательства над нашей святыней! Постоим за веру православную!… Не допустим кощунства над православной верой!».
Волисполком и местная ЧК, получив такую информацию о «контрреволюционной агитации попа Малиновского», передали её в город. Красноуфимский исполком немедленно принял решение арестовать о. Александра, для чего направил в Верх-Суксунское целый отряд красногвардейцев под руководством одного бывшего моряка.
Из воспоминаний участника этого красногвардейского отряда:
" …По неизвестным источникам поп Малиновский узнал о предстоящем аресте и к моменту приезда отряда закрылся в церкви, а звонарю дал распоряжение, чтобы, как только отряд будет заезжать в село, немедленно звонить в набат…
Как только показались подводы с красногвардейцами, звонарь ударил в набат, и народ бросился к церкви. Командир отряда скомандовал залп из винтовок по колокольне. Звон прекратился, но на стрельбу ещё сильнее стал сбегаться народ.
В церкви все двери были закрыты на большие замки, а в окнах были большие решётки. Командир отряда срывает ломиком замки, заходит в церковь. Поп стоит в алтаре, с крестом в руках, в рясе, а когда к нему стал подходить командир отряда с наганом в руках, поп начал «градить» его крестом. Командир заявил ему:
«Именем революции Вы арестованы! … Выходите из алтаря и следуйте, куда я Вам прикажу… «.
Народ заполнил всю площадь около церкви, а когда выводили попа из ограды, красногвардейцы развернулись в цепь и оружием начали разгонять толпу… Толпа разгорается яростью, командир отряда командует: «Огонь залпом!» И толпа разбежалась… «.
В ходе этих событий о. Александр был ранен и увезён в Красноуфимскую уездную тюрьму. По дороге красноармейцы арестовали в городском храме отца Льва Ершова. В тюрьме их поместили в одну камеру.
Когда к городу подступали белые, чекисты решили казнить арестованных священников Алексея Будрина, Льва Ершова, Александра Малиновского и ещё семь знатных горожан. В ночь с 1-го на 2-е сентября их пригнали за город и зверски убили. Отца Александра задушили епитрахилью. Так как он был связан колючей проволокой с отцом Львом Ершовым они не падали, даже когда по ним дали винтовочный залп. Тогда изуверы начали бить их прикладами и саблями, чтобы столкнуть в яму. Для верности коммунист Писцов (в честь него названа одна из улиц Красноуфимска) выстрелил отцу Александру из револьвера в лицо.
Так мученически оборвалась жизнь 24-летнего священника. Через два дня занявшие Красноуфимск колчаковцы с почестями перезахоронили погибших. Александра Малиновского и Льва Ершова похоронили в одном склепе, в одном гробу — вместе, как они и приняли жуткую смерть.
Вскоре после этих событий в Красноуфимск вступили части Белой армии. Тела двух убиенных иереев и других жертв красного террора были обнаружены в лесу, за Иннокентьевским городским кладбищем. 24 сентября невинные страдальцы были с честью отпеты в Свято-Троицком соборе Красноуфимска и погребены в церковной ограде собора, рядом с могилой протоиерея Алексия Будрина, также принявшего мученическую кончину от рук красных.
В 1935 году Свято-Троицкий собор был закрыт, могилы погибших священнослужителей сровняли с землёй, а позже на их месте был устроен автодром.
В 2000 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви иерей Александр Малиновский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Пермской епархии, а 21 июля 2002 года, в день Казанской иконы Божией Матери, после праздничной Божественной литургии и Крестного хода были обретены честные мощи священномучеников.
За кирпичной кладкой склепа был обнаружен широкий гроб, в котором покоились останки двух священнослужителей. Мощи священномученика Александра находились у южной стены склепа. Священник был облачён в ризу из парчи с медными нитями, украшенную орнаментом из шитья и бисера и медными ажурными пуговицами. В гробу были найдены Евангелие с изображением на медной накладке Господа Иисуса Христа и святых евангелистов, а также два креста: наперсный и напрестольный бронзовый. Голова священномученика была покрыта покровцом. Сохранились пряди вьющихся длинных волос, частично — кожа и мышцы. Голова отца Александра была наклонена к правому плечу, под левой глазницей зияло пулевое отверстие. Шейные позвонки были повреждены, левая бедренная кость сломана — видимо, батюшку подвергали перед убийством избиениям. По останкам удалось точно установить рост отца Александра — 1 метр 90 сантиметров.
Раскопки производились под пение акафистов; по свидетельству очевидцев, некоторые из присутствовавших ощущали благоухание.
5 декабря 2002 года мощи отца Льва и отца Александра были перенесены для поклонения в Свято-Троицкий собор города Красноуфимска.
http://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-malinovskij
http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-aleksandra-malinovskogo.html
https://rusk.ru/st.php?idar=75804
|