Русская планета | Надежда Алексеева | 25.08.2016 |
Стадион «Зенит-Арена». Фото: Михаил Киреев/ТАСС
Результатом скандала, связанного со строительством стадиона «Зенит-Арена», стало снижение объемов финансирования социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и перенаправление этих средств на нужды спортивного долгостроя. Решением правительства Северной столицы 2,6 млрд рублей, предназначенные ранее для постройки детских садов и поликлиник, будут использованы на закрытие бреши в смете строительства стадиона, образовавшейся в результате действий генподрядчика — компании «Инжтрансстрой-СПб».
Бюджет на строительство школ урезан на полмиллиарда рублей, учреждений дошкольного образования — на 313 млн, поликлиник и больниц — на 925 млн. После того как контракт с «Инжтрансстроем-СПб» был расторгнут, местные власти выбрали в конкурсном порядке нового подрядчика, и теперь работы по завершению строительства будет выполнять «Метрострой».
Чиновники называют урезание социальных расходов «оправданным» шагом, уверяя, что мера носит временный характер и в перспективе недостающая сумма на возведение школ и больниц будет возмещена. Впрочем, о том, из каких источников будет восполняться возникший дефицит, в правительстве Санкт-Петербурга не уточнили.
Одновременно губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко заявил о необходимости срочно пересмотреть программу по строительству школьных и дошкольных учреждений. «Есть территории, на которых не хватает ни школ, ни детских садов. Этот дисбаланс мы должны ликвидировать и спланировать работу по строительству с учетом той положительной демографической ситуации, которая у нас сложилась», — заявил Полтавченко.
То есть город остро нуждается в новых школах и детских садах, но деньги все равно уходят на помпезный спортивный объект — за годы, прошедшие со старта строительных работ, его стоимость только росла, достигнув 70 млрд рублей. Стадион на Крестовском острове станет одним из самых дорогих в мире после лондонского «Уэмбли». Достанется вся эта роскошь в пользование петербургскому «Зениту», опекаемому «Газпромом» (изначально госкомпания выступала в качестве официального заказчика объекта, но после того, как Россия выиграла заявку на проведение ЧМ-2018, финансирование легло на местный бюджет). Рассчитывать на то, что все эти «жертвы» когда-нибудь будут оправданы, не приходится: по словам курирующего проведение мундиаля в России сенатора Вадима Тюльпанова, такие стадионы, как правило, не окупаются.
Расти, смета большая, не расти — маленькая
Возведение стадиона на Крестовском острове заняло столько времени, сколько могло бы понадобиться, допустим, на прокладывание нового Транссиба (если бы в России сейчас занимались подобными проектами) — около 10 лет. Перерывы в строительных работах были всякий раз связаны с увеличением их стоимости. Уже в 2011 году все средства, заложенные в изначальной смете, были израсходованы, и городским властям пришлось изыскивать новые суммы. «Стройка века» сопровождается сканадалами и сменой подрядчиков.
Чуть ли не накануне запланированного проведения на Крестовском Кубка Конфедерации и ЧМ-2018 администрация Петербурга забеспокоилась по поводу возможного срыва срока ввода объекта в эксплуатацию. Поводом к разбирательству стали протесты рабочих субподрядных организаций из-за задержек заработной платы. Со своей стороны представители «Инжтрансстроя-СПб» назвали забастовку рабочих попыткой «рейдерского захвата» объекта субподрядными организациями. В результате начатого разбирательства правительство города отказалось от услуг «Инжтрансстроя-СПб», выявив массу нарушений в работе генподрядчика, а ФАС внесла компанию в список недобросовестных поставщиков. Сейчас местные власти с возмущением говорят об «алчности» генподрядчика, ставшей причиной колоссального перерасхода средств и чуть не обернувшейся срывом проведения матчей ЧМ-2018 в Санкт-Петербурге. Удивительно, что на протяжении долгого времени никто словно не замечал проблем.
Впрочем, существует гипотеза, отчасти объясняющая «слепоту» чиновников: ранее СМИ писали о неформальных связях некоторых строительных компаний города с администрацией экс-губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Посредником в налаживании «взаимодействия» выступил, http://novayagazeta.spb.ru/articles/5914/«>по данным прессы, бывший руководитель строительного блока в правительстве города, ставший вице-губернатором при Матвиенко. Тесные неформальные отношения между представителями власти и строительной отраслью могли сыграть свою роль в данной истории.
Коррупция и непрофессионализм
Следует отметить, что резкое увеличение сметы во время строительства наблюдалось не только в случае «Зенит-Арены». Сочинская Олимпиада в этом отношении тоже побила все рекорды, став самой дорогой за всю историю проведения Игр. Заложенная изначально в смету сумма возросла во время строительства в пять раз, превысив полтора миллиарда рублей. Чиновники не стали распространятся о причинах такого удорожания, а по мнению экспертов, в данном случае негативную роль сыграла некачественная подготовка изначальных проектов, представленных подрядчикам.
К примеру, болото было представлено в проекте как ровная гранитная плита, и подрядчику пришлось вложить дополнительные средства в осушение почвы. И подобных ситуаций во время возведения олимпийских объектов было немало. Не обошлось и без коррупции — были заведены уголовные дела против подрядчиков, заподозренных в намеренном завышении стоимости работ. Впрочем, с другой стороны, сообщается и о разорении ряда застройщиков, необдуманно взявшихся за исполнение неграмотно составленных проектов.
Хотя чудовищный рост затрат на возведение спортивных объектов в России принято объяснять преимущественно коррупцией, в действительности это не единственное объяснение данного феномена. Ведь, как ранее писала «Русская планета», коррупция неизбежно порождает непрофессионализм и поверхностное отношение к выполнению служебных обязанностей, что в итоге наносит государству ущерб, во много раз превышающий убытки от похищенных напрямую средств.