Русская линия
Русская линия20.07.2020 

Священномученик Павел Чернышёв

Почти сто лет назад, жарким летом 1918-го сотни новомучеников претерпели страдания и смерть за Христа. Святые Царственные Страстотерпцы, преподобномученицы Великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара, священники, иноки, миряне… 20 июля мы празднуем память одного из них — священномученика Павла Чернышёва, простого сельского священника, который с мужеством перенёс страшные мучения за Христа и стал небесным хранителем Уральской земли и Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

Павел Иванович Чернышёв родился 29 декабря 1861 года в селе Новом Камышловского уезда в семье потомственного священника Иоанна Никитича Чернышёва и его супруги Александры Александровны (в девичестве — Смышляевой). У отца Иоанна было одиннадцать детей: четверо сыновей — Павел, Афанасий, Михаил и Аркадий и семь дочерей — Галина, Екатерина, Татьяна, Анна, Любовь, Елизавета и Мария. Всем своим сыновьям отец Иоанн постарался дать хорошее образование: старшие, Павел и Афанасий, окончили Уфимскую духовную семинарию, средний сын, Михаил, — Екатеринбургское духовное училище, а младший, Аркадий, — духовную семинарию в Тобольске. Все они впоследствии стали священнослужителями: известно, что отец Афанасий и отец Аркадий Чернышёвы в течение многих лет служили в Петропавловском храме посёлка Полевской завод, а отец Михаил Чернышёв перед революцией был диаконом в Афанасие-Кирилловской церкви села Боевского. Почти все дочери отца Иоанна окончили Екатеринбургское епархиальное женское училище и стали учительницами, трое из них вышли замуж за будущих священников.

Сын о. Павла Чернышёва Николай
Сын о. Павла Николай

Павел Иванович был самым старшим из братьев Чернышёвых. После окончания Уфимской духовной семинарии он вступил в брак с девицей Еликонидой Петровной, происходившей из богатой купеческой семьи, проживавшей в Западной Сибири. Супруга его была интеллигентной и хорошо образованной: она преподавала немецкий и французский языки. К сожалению, у неё было серьёзное заболевание, из-за которого она могла умереть во время родов, поэтому, по воспоминаниям родственников, перед появлением на свет каждого нового младенца она ездила в Сибирь прощаться с родными. Всего в семье Чернышёвых было трое детей: дочери Наталья и Елизавета и сын Николай. Всем им родители постарались дать хорошее образование: Николай стал юристом, а обе дочери учились в Екатеринбургском епархиальном женском училище.

В 1886 году Павел Иванович был рукоположен во священника, а с 1895 года вплоть до мученической кончины совершал своё служение в посёлке Ново-Уткинский завод Екатеринбургского уезда. Служил он в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Единственная известная фотография отца Павла (второй слева), рядом с ним — его дочь Елизавета

Отец Павел Чернышёв исполнял свои священнические обязанности с большим усердием, за что неоднократно удостаивался церковных наград. Как сообщалось в печати, за бескорыстие его любили и глубоко уважали прихожане. По воспоминаниям родственников, он был строгим, благородным человеком, с любовью соблюдал все церковные установления.

В 1908 году батюшку постигло тяжёлое горе: при родах четвёртого ребёнка скончалась его супруга, матушка Еликонида. Погребена она была на кладбище Ново-Уткинского завода. В том же году умер и его отец — иерей Иоанн Чернышёв. Мать же его — Александра Александровна прожила гораздо дольше, она скончалась в 1934 году в возрасте 90 лет. Её прах покоится на Ивановском кладбище г. Екатеринбурга.

Перед революцией отец Павел жил в Ново-Уткинском заводе один: сын Николай учился в Перми, старшая дочь Наталья вышла замуж за инженера, работавшего на строительстве железной дороги Москва — Владивосток, и уехала с ним в Новосибирск, а младшая, Елизавета, обучалась в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 1917 году она вышла замуж за молодого фельдшера Германа Николаевича Армишева. Молодожёны собирались переехать в Екатеринбург, где Герман Николаевич уже строил свой дом и откуда он сам был родом. Однако этим планам не суждено было сбыться: спокойное течение жизни было прервано революцией и последовавшими за ней переменами.

Летом 1918 года Урал оказался в эпицентре гражданской войны. Ново-Уткинский завод располагался на пути наступления белочехов, стремившихся к Екатеринбургу. Естественно, что обстановка в посёлке стала очень напряжённой. Отношение красных к населению вообще было в то время очень злобным; почти везде, где появлялись красноармейские части, производились аресты священнослужителей, сопровождавшиеся издевательствами и глумлением над ними. Произнесение проповеди, совет на исповеди, беседа с прихожанами могли стать для людей, потерявших веру в Бога, поводом к тому, чтобы обвинить служителя Церкви в «контрреволюционности» и предать его мучительной смерти.

В июне 1918 года красные объявили в Ново-Уткинском заводе мобилизацию, однако, как и везде, мужчины не спешили вступать в ряды Красной армии. Тогда по указанию председателя местного Совдепа были арестованы местные «антибольшевистские деятели» села, к которым красные отнесли и отца Павла Чернышёва с сыном Николаем и зятем Г. Н. Армишевым. Узников увезли в Екатеринбург, где они были заключены в здании гостиницы «Американская». Пробыв неделю в заключении, все они получили освобождение: как отмечалось впоследствии в местной печати, члены Уральской областной ЧК, несмотря на всё желание как-то наказать их, так и не смогли придумать состав преступления. Бывшие узники тотчас же возвратились в родной посёлок, однако радость их была недолгой.

Вскоре состоялся повторный арест священника и других жителей Ново-Уткинского завода. По рассказам родственников, перед арестом батюшка, его дочь Елизавета с мужем, сын Николай, ничего не подозревая, ужинали у себя дома. В это время на пороге появились представители местного совдепа, пришедшие за отцом Павлом. «А за что?! За что вы хотите арестовать невинного священника?» — вступился за него Герман Николаевич. «Ах, вам надо знать?!» — закричали те — и забрали снова всех троих: отца Павла, Германа Армишева и Николая. Всех их, вместе с другими арестованными, отвезли в Екатеринбург, передав в распоряжение Екатеринбургского уездного совдепа. Заключены узники были, вероятно, в арестный дом на Ночлежной площади. Елизавета в те дни часто навещала своего отца и мужа, а однажды, приехав, уже не застала их в арестном доме: 20 июля (н.ст.) узники были вызваны в совдеп и затем расстреляны.

Как писала позднее газета «Уральская жизнь», председатель совдепа Мухин и член его Старков «набросились на арестованных, долгое время издевались над ними, особенно над священником». Среди них помимо отца Павла, его сына Николая и зятя Германа, оказались штабс-капитан К. И. Ждановских и Б. А. Егоров, только что вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны и имевшие множество ранений; братья Егорова — К.А. и В.А. Егоровы, последний из которых был юнкером Иркутского военного училища; заведующая Ново-Уткинским двухклассным училищем Федотова; служащий лесного ведомства Ф.И. Малинин; крестьянин К.В. Логиновских; инженер путей сообщения И.И. Вылежаев и другие. В совдеп был вызван отряд красноармейцев, под командованием Ивана Костромина, состоявший из рабочих суконной фабрики Злоказова, которым было приказано вести арестованных на окопные работы под село Арамильское; однако при этом красноармейцам было дано и некое тайное распоряжение. Арестованные шли бодро, ничего не подозревая. Не доходя километров пяти до села Арамильского, около реки Сулимовки, из толпы красноармейцев, шедших на расстоянии пяти-шести шагов позади арестованных, послышался внезапный окрик: «Не разговаривать и не оглядываться!» Вслед за этим грянули выстрелы. Отец Павел и трое из его спутников были убиты сразу же. Герман Николаевич Армишев, сильно раненный в руку, побежал, но от потери крови вскоре потерял сознание и был добит нагнавшими его красноармейцами. Николай Павлович Чернышёв и ещё один узник бросились бежать в разные стороны и, несмотря на то, что по ним был открыт сильный огонь, спаслись.

Через несколько дней после этих трагических событий, 25 июля, в Екатеринбург вступили части 3-го Чехословацкого стрелкового полка и оренбургских казаков под общим командованием полковника С. Н. Войцеховского. Власть перешла в руки белых.

Одной из важнейших задач новой власти стало достойное погребение тех, кто погиб от рук большевиков. Останки отца Павла Чернышёва и других убитых были обнаружены лишь через месяц после расстрела. 24 августа 1918 г. состоялось их погребение. Около одиннадцати часов дня за городом, на Уктусском тракте, гробы с телами убиенных были торжественно встречены местными жителями. Многочисленная процессия во главе с духовенством и в сопровождении военных частей медленно двинулась к Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Здесь отца Павла и остальных погибших торжественно отпели в Александро-Невском соборе обители и похоронили на кладбище монастыря в общей братской могиле в отдельных гробах.

Первоначально родственники убитых часто посещали могилы своих близких: приезжала на кладбище и дочь отца Павла Елизавета. По воспоминаниям внучки священника, она украшала могилу отца и мужа цветами и горько плакала. Однако дальнейшая судьба погребений оказалась печальной. Летом 1919 года Екатеринбург был вновь занят красными. В начале 1920-х годов Ново-Тихвинский монастырь был закрыт, над могилами разбит парк, и таким образом они были утрачены.

Много горя и скорбей пришлось перенести родственникам замученного священника. Николай Павлович отступал с белыми до Новосибирска, где остался жить у старшей сестры Натальи и устроился работать извозчиком — при том, что по образованию он был юристом. Впоследствии он женился и имел сына Юрия.

Дочь батюшки Елизавета Павловна, в то время, когда произошла трагедия, была беременна. В декабре 1918 года она родила первенца — дочь Нину. Новая власть лишила вдову с младенцем жилья: они вынуждены были скитаться из дома в дом и очень бедствовали. Первоначально Елизавета Павловна работала в Ново-Уткинском заводе учительницей, а в 1924 году вторично вышла замуж — за преподавателя Константина Климентьевича Овчинкина, по воспоминаниям близких, очень доброго и кроткого человека. Они уехали в Ревдинский завод, где через год у них родилась дочь Наталья. Елизавета Павловна всю жизнь проработала в начальной школе, веру сохраняла, но глубоко втайне, опасаясь даже дочерям рассказывать об их дедушке — священнике. Она всю жизнь боялась, что и её репрессируют власти, как дочь и супругу «врагов народа», и что дети останутся сиротами. Скончалась она в 1991 году в возрасте 92 лет в Краснодарском крае, куда вся семья Овчинкиных переехала в 1937 году из-за начавшихся повсеместно арестов.

Священномученик Павел прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 19 июля 2002 г.

Собор Екатеринбургских святых

Собор Екатеринбургских святых

http://www.sestry.ru/church/content/masterskie/archives/events/28/

http://orthodox.etel.ru/2009/28/_pavel.htm

https://rusk.ru/st.php?idar=75482

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика