Русская линия
Учительская газета Вадим Мелешко04.07.2016 

Пора ввести отметку за поведение!

Поощрение и наказание — два кита воспитательного процесса. Иными словами, политика кнута и пряника. Циничность этих слов готов признать далеко не каждый педагог, хотя бы потому, что в представлении многих главное предназначение учителя…

..повести за собой, увлечь, зажечь, вдохновить, а вовсе не гнать к светлому будущему пинками и угрозами, подстёгивая плетью. А коли так, ни о каких наказаниях и речи быть не должно. Только постоянные поощрения и похвалы помогут детям вырасти добрыми, спокойными и умными. В крайнем случае, наказанием может быть отсутствие поощрения, но не более того. А хотите кого-нибудь наказать, наказывайте себя, ведь это ваша вина, если ребёнок поступает не так, как надо!

Такие рассуждения, на мой взгляд, привели к тому что учителя поставили в заведомо проигрышное положение, когда любая шалость, хулиганский поступок или даже преступление его воспитанников априори воспринимаются как показатель непрофессионализма самого педагога. При этом дети, как правило, ни при чём. Они лишь жертвы, и наказывать их ни в коем случае нельзя. Но безнаказанность порождает произвол и вседозволенность, доказательством чему служат сводки происшествий с полей сражений за светлое будущее подрастающего поколения.

Я думаю, на этом фоне восстановить справедливость могло бы возвращение системы оценивания поведения школьников. Благо, что все разумные люди всё-таки признают: воспитанность человека проявляется не в словах, а в делах и поступках (подробнее об этомчитайте в «УГ» в материале «Плохое поведение»). И если поступки эти носят резко негативный, деструктивный и оскорбительный характер, имеет смысл оценить их соответствующим образом — по итогам не только четверти или года, но также недели, дня или даже отдельно взятого урока. Что, конечно же, отнюдь не предполагает будто учитель должен оценивать только плохое поведение.

Вы считаете это попыткой лишить наших бедных детей последних свобод, «закрутить гайки», дать учителям ещё одну дубинку для укрощения строптивых? Но ведь любой нормальный педагог подтвердит — воспитательный процесс без обратной связи в виде постоянной оценки тех или иных действий со стороны окружающих лишён смысла. Как ещё ребёнок узнает, что вот этот его поступок, эта фраза, эта реакция несут позитивный характер, а вот эта — деструктивный, негативный и оскорбительный? И что вот так поступать хорошо, а вот так вести себя — плохо?

Если кормить ребёнка одними лишь пряниками и осыпать его исключительно комплиментами, мы получим капризного, изнеженного и больного (во всех смыслах) гражданина, которому в жизни будет очень несладко, ибо жизнь, на самом деле — не только поощрения, но и наказания. И к этому надо быть готовым, нужно уметь руководствоваться не только принципом «я хочу», но и «я должен, я обязан».

Безусловно, оценивать поведение можно самыми разными способами. Свет клином не сошёлся на пресловутых двойках, существует множество других вариантов оценивания. В той же Америке, где так уважают свободу, во многих школах детям в конце дня делают записи — «превосходит ожидания», «соответствует ожиданиям», «развивается в русле ожиданий», «не оправдал ожидания», «работает самостоятельно», «использует время с умом», «берёт на себя ответственность» и так далее. Родители имеют возможность понять, как их ребёнок взаимодействует с окружающими, как к нему относятся педагоги и одноклассники. В начальных школах Германии есть опыт использования такой шкалы оценки поведения и прилежания: «sehr gut» — заслуживают особого одобрения; «gut» — соответствует поставленным перед учеником требованиям; «befriedigend» — ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям; «unbefriedigend» — не соответствуют предъявляемым требованиям. В разных школах разных стран учителя могут за хорошее поведение ставить детям в тетради весёлые смайлики, за плохое — грустные, могут поощрять добрые поступки, поместив имя ученика на доске почёта, осуждать плохие, поставив ещё какие-либо знаки.

Главное, чтобы все ученики без исключения понимали: прежде чем что-либо сделать или сказать, подумай, как твои слова или поступки будут восприняты окружающими. И если ты видишь вот именно такую реакцию, делай выводы на будущее.

Тем более что внутри каждой конкретной школы никто не запрещает разработать собственную систему оценивания поведения детей — при условии, что в этом процессе будут участвовать не только учителя, но и сами ученики, а также их родители. Не исключаю, что где-то решат: все, поголовно, дети заслуживают пятёрки с плюсом уже потому, что они явились в школу. А если кто-то почему-то поступает не очень хорошо, тому можно поставить просто пятёрку. Без плюса. В общем, простор для творчества тут самый широкий. Надо только захотеть!

NB! Мнения школьников, учителей и родителей по этому поводу читайте в «УГ» № 22 от 31 мая 2016 года

http://www.ug.ru/insight/560


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика