Русская линия
Православие и Мир Сергей Худиев25.05.2016 

«Вы просто зомбированы пропагандой»

Одна из фраз, которые постоянно можно видеть в сети — «они (те, кто со мной не согласен) просто зомбированы пропагандой». Проблема в том, что человек никогда не считает зомбированным себя — только своих оппонентов. Пропаганда — это то, чем по определению занимаются люди, которые мне не нравятся, та сторона, которую я не поддерживаю. Та сторона, которой я симпатизирую, напротив, разоблачает пропаганду и открывает истину. Продолжает тему Сергей Худиев.

«Вы просто зомбированы пропагандой»

Часто можно наблюдать раздраженные перепалки, где каждая из сторон уверена в зомбированности другой — и разговор, мягко говоря, не клеится. Но можем ли мы выделить некие объективные, обобщающие признаки пропагандистского воздействия?

В целом — да; хотя это потребует, с самого начала, неприятного признания. Пропагандой занимаются все — в том числе и «моя» сторона. Так устроен этот падший мир, и попытки поделить его на негодяев и святых по признаку политических симпатий не работают. Итак, рассмотрим признаки поражения пропагандой по порядку.

Раз.

Первый признак — эмоциональная взвинченность, в которой присутствует пафос (как правило) и праведный гнев (обязательно). Первый признак воздействия пропаганды — это праведный гнев. Много праведного гнева, справедливого негодования честных людей на негодяев, выродков и извергов.

Этот гнев далек от простого раздражения, за которое нам самим может быть неловко; он праведен, он полыхает огнем истины, как меч Архангела, он пронизан ясным, несгибаемым ощущением своей однозначной нравственной правоты. Отсутствие этого праведного негодования воспринимается как цинизм, преступное равнодушие к вопросам добра и зла, дезертирство с великой битвы жизни.

Это наших врагов душит бесовская злоба, а у нас — праведный гнев; правда, со стороны то и другое оказывается трудноразличимым. Одно из проявлений этого гнева в сети — презрительная ирония; оппоненты настолько находятся вне пространства диалога, что единственная возможная реакция на их слова и действия — это язвительная насмешка.

Два.

Второй признак — этическая однозначность и интерпретация любого конфликта как этического, как космической битвы добра и зла. Это не конфликт между двумя группами грешников, и тем более не раздел зон влияния между двумя группами макиавеллистов — это столкновение ангелов и бесов, в котором распропагандированный человек занимает, естественно, сторону ангелов.

Аналитика говорит об интересах и возможностях сторон; пропаганда говорит о высших ценностях и исторической правоте. Это разделение исходит из того, что для тех, кто принимает решения, люди, погибающие в ходе конфликта — просто один из расходуемых ресурсов; однако у каждого из рядовых жизнь только одна, и его нужно уверить, что он отдает ее за дело, которое безусловно стоит этого.

Три.

Третий признак, связанный со вторым — это крайняя этическая поляризация участников. Оппоненты не просто неправы — они являются воплощением чистого зла. Отсюда огромная популярность сравнений с Гитлером, Третьим рейхом и войной с нацизмом. Гитлер был недоговороспособным злом, все попытки договориться с ним «по-хорошему», прийти к каким-то компромиссам ни к чему не привели. Всё, что можно было сделать (и в итоге пришлось делать) — это вести тотальную войну до полного сокрушения неприятеля и его безоговорочной капитуляции.

Тот, кто говорит о компромиссном мире — дурак или предатель, война должна вестись только до победного конца. Борьба имеет эсхатологическое, библейское измерение — для распропагандированного христианина (увы, бывает и такое) совершенно очевидно, на чьей стороне Господь Бог, и дело той стороны, которую он поддерживает, сливается с делом Божиим до полной неразличимости, так что все, кто не поддерживает его, по определению являются богопротивниками. Появляются видения, откровения и пророчества, которые должны, от имени Божиего, ободрить наших в борьбе с гадами.

Четыре.

Четвертый признак — хотя часто именно он бросается в глаза первым — распропагандированный человек уверен, что все, кто не разделяет его взгляда на ситуацию, зомбированы пропагандой, только вражеской. Поскольку пропагандистская картина мира является кристально, пронзительно ясной — вот наши, вот гады, и в этом не может быть никаких сомнений — любой честный и разумный человек должен безоговорочно принимать эту картину.

Если он почему-то не принимает, этому может быть два объяснения. Первое — это нечестность. Он прекрасно понимает, что мы-то правы, но не присоединяется к нам, потому что его подкупили враги. «Ты скажи-ка, гадина, сколько тебе дадено». Второе — это помраченность гипнотической вражеской пропагандой. Иногда (впрочем, не так уж и часто) эта помраченность связана еще и с генетическими дефектами тех, кто не понимает нашей правоты.

Пять. Кто не спрятался — я не виноват

Пятый признак — дегуманизация несогласных. Поскольку всякий, кто имеет хоть каплю разума и совести, горячо поддерживает наше правое дело — ведь это ослепительно, как день, ясно, что оно правое — все, кто его не поддерживает, законченные дураки и негодяи, вести с которыми диалог бессмысленно. Их надо принудительно лечить, или изгнать, или еще что-нибудь с ними сделать — но только не разговаривать с ними как с людьми, имеющими право голоса.

Бог не за наших и не за гадов

Как можно выйти из-под воздействия пропаганды? Прежде всего, признать, что я подобен другим людям. Их можно распропагандировать, и меня тоже. Если они — зомбированные пропагандой идиоты, то и мне ничего не мешает в такового превратиться. Я не принадлежу к другому биологическому виду, у меня — как и у них — нет врожденного иммунитета. Если я испытываю праведный гнев — значит, кто-то хочет, чтобы я его испытывал. Если я размахиваю мечом Архангела, значит, кто-то незаметно вложил мне этот меч в руку. И, скорее всего, на самом деле этот меч — вовсе не Архангела, а кого-то другого. Надо отказаться от гнева, особенно праведного.

Далее, необходимо признать право других людей быть выслушанными — считать, что оппоненты суть идиоты, зомбированные пропагандой, есть признак, как раз, идиота, зомбированного пропагандой. Необходимо признать неизбежную односторонность — и, значит, относительность — своего взгляда на мир. Наше видение ситуации неизбежно субъективно, оно отражает не правду с большой буквы П, а наши личные или коллективные предпочтения. Это видение складывается из истинных фактов, ложных фактов, которые, однако, стали истинными в массовом восприятии, интерпретаций, переживаний — и всё это нанизывается на определенный объединяющий сюжет. Надо признать, что этот сюжет — один из сюжетов, эта картина происходящего — одна из возможных картин, другие люди могут придерживаться другой, и к этому надо относиться спокойно.

Наконец — это, наверное, самое важное — признать свою абсолютную лояльность не одной из конфликтующих сторон, а Богу. Бог не за наших и не за гадов. Бог есть Господь, а не чей-то союзник, пытаться завербовать Его на службу нашему Великому Правому Делу — значит употреблять Его имя напрасно. Одно из важных духовных открытий, которые стоит сделать — это то, что мнение Господа Бога, скорее всего, не совпадает с моим и мнением круга моих друзей. Вполне вероятно, Он хочет от меня чего-то другого. И вот воли Божией и следует искать — спокойно, упорно и серьезно.

http://www.pravmir.ru/vyi-prosto-zombirovanyi-propagandoy/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика