Русская линия | Игумен Дамаскин (Орловский) | 08.04.2024 |
Мученица Параскева родилась в 1890 году в селе Кочнево Оренбургской губернии в семье крестьянина Степана Кочнева. Она окончила сельскую школу, жила с родителями и во время гонений на Русскую Православную Церковь прислуживала при храме в родном селе. В 1932 году власти потребовали от ревностной церковницы, защищавшей храм от закрытия, чтобы она покинула село, и Параскева переехала в город Миасс Челябинской области, где устроилась сторожем при храме святого благоверного князя Александра Невского. Здесь, однако, у неё вышла размолвка с псаломщицей, нарушавшей, по мнению Параскевы, церковный устав, и она уехала в село Вознесенское, где стала помогать в Вознесенском храме. Через год Параскева вернулась в Миасс в Александро-Невский храм, и её выбрали членом церковной двадцатки.
В 1937 году власти арестовали священника Александро-Невского храма, и верующие стали искать другого священника, но всех, кого ни находили они, отказывались регистрировать местные власти, и Параскева предложила членам двадцатки написать жалобу во ВЦИК. Приехав в Москву 27 декабря 1937 года, она подала жалобу чиновникам ВЦИКа, а сама отправилась на приём к заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой прислать им священника. Митрополит Сергий благословил ехать служить в храм Александра Невского сидевшего в приёмной и просившего места священника. Из Патриархии они сразу же отправились на Казанский вокзал, где купили билеты, 30 декабря собираясь выехать в Миасс.
Священник был родом из Бесарабии, отошедшей в то время к Румынии. Там жили его родители и все родственники, и он имел намерение переехать из советской России на родину. В один из приездов в Москву он подал документы в Румынское консульство, и теперь, решив использовать время до отъезда, отправился в консульство, чтобы навести справки, нет ли ответа на его прошение о въезде в Румынию. Это было 29 декабря. После посещения консульства священник отправился на Казанский вокзал — здесь он был арестован, а вместе с ним Параскева Степановна. Они были заключены в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошены.
— Вы являетесь членом двадцатки церкви Александра Невского? — спросил Параскеву следователь.
— Я являюсь активной церковницей, организовавшей подписи под заявлением, которое мною было передано во ВЦИК, и являюсь членом двадцатки храма Александра Невского в Миассе.
— Следствие располагает данными, что вы среди окружающих вас лиц вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о скорой гибели советской власти и втором пришествии Христа. Вы это подтверждаете?
— Нет, я это отрицаю.
— Уточните, чем вы занимались до ареста?
— До ареста я занималась исключительно охраной церкви — сторожила. Кроме того, я состояла в церковной двадцатке.
14 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила Параскеву к десяти годам заключения в концентрационном лагере, и она была отправлена в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая. Параскева Степановна Кочнева была раздавлена во время работы и скончалась в лагерном лазарете от ран 8 апреля 1939 года.
Мученица Параскева прославлена в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 16 июля 2005 г.
+ + +
31 августа 2006 г. епископом Биробиджанским и Кульдурским Иосифом (Балабановым) в Известковом на месте лагерной больницы освящён кованый Поклонный крест в память скончавшихся здесь и погребённых рядом на братском лагерном кладбище святых новомучеников Российских, в том числе и святой Параскевы Кочневой.
По инициативе правнучатого племянника новомученицы Параскевы Михаила Журавлёва, проживающего в Санкт-Петербурге, была написана большая икона этой святой и передана в Биробиджанскую епархию. Иконописец Алексей Черепанов по благословению владыки Ефрема (Просянка) не стал изображать святую в стилизованных римских одеждах наподобие древних мучениц, но изобразил её в полушубке и платке, повязанном по-русски — со свисающим на груди кончиком. В правой руке у святой крест, как символ мученического подвига, а в левой руке — 7 ключей, как знак её послушания Церкви. 22 ноября состоялась торжественная встреча новописанного образа в кафедральном Благовещенском соборе столицы Еврейского автономного округа. Ряд мероприятий XII образовательных Иннокентьевских чтений были посвящены памяти святой Параскевы.
Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем (Просянк) — автор тропаря, кондака и молитвы святой Парескеве — объявил о решении называть святую по месту её подвига — Параскева Кульдурская. В Биробиджанской епархии впервые был отслужен молебен с вознесением молитвословий к святой новомученице Параскеве Кульдурской.
https://rusk.ru/st.php?idar=74607
|