Русская линия
Православие.RuАрхиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт)31.03.2016 

Люди не постятся, потому что не знают смысла поста

Пост — это время, наполненное особым торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным, вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он воспринимался как время не печали, но радости?

— Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение. Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза, которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной, конечно же, но и духовной тоже — мы освобождаемся от груза наших грехов. Пост — это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни. А когда мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека освобождается для именно духовного делания.

К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые он сможет посетить, он, слыша слова богослужения, вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной степени.

Святые отцы оставили нам огромное духовное богатство — эти прекрасные богослужения Великого поста. Они настолько насыщены богословским смыслом! Они подводят нас к смерти — к смерти крестной, которую пережил наш Спаситель ради нас, и к двум родам, можно так выразиться, смерти, которую переживаем мы.

Во-первых, мы имеем возможность очиститься от греховных наслоений нашей совести, чтобы в любой момент быть готовыми перейти в руки Божии, в иной мир. Но это и смерть, которую мы желаем нашим грехам, это отмирание человека от всего греховного и приобщение ко всему светлому, божественному, небесному. Если так воспринимать это время поста, то это время большой радости, радости, которую мы каждый день можем сознательно переживать. Переживать наступление нового дня — нового времени для покаяния, которое нам дается. Но также переживать и предвкушение всеобщего воскресения. Неслучайно всеобщее воскресение празднуется до Воскресения Христова. Хотя оно и обусловлено именно воскрешением Спасителя и тут есть причинная связь, но все же мы переживаем это за неделю до Воскресения Христова — это воскрешение Лазаря, которое нам напоминает о нашем всеобщем воскресении. Так что если мы будем правильно вникать в содержание постных богослужений и в смысл поста, тогда он будет для нас огромной радостью и освобождением.

— Владыка, опросы, которые проводятся и в России, и по всему миру, показывают, что постится не так уж и много людей. В России, как и в прежние годы, в нынешний Великий пост более-менее строго поститься будут около 3% россиян, считающих себя православными. Добродетель воздержания не пользуется особой популярностью. Почему так, владыка?

— Так происходит, прежде всего, от незнания поста. И непонимания — и его смысла, и его формы. Смысл действительно остается скрытым для тех людей, которые не посещают великопостных богослужений, не вникают в их суть, в их содержание. И тогда весь пост в лучшем случае превращается в какую-то форму гимнастики. Это что касается духовной стороны поста. А если говорить о телесной стороне, то люди не постятся, потому что не понимают, что в пост они освобождаются от своего телесного груза, от того, что им совершенно не нужно, и учатся господствовать над материей. Вспомним: при сотворении мира Бог поставил человека быть господином, то есть господствовать, властвовать, над своей природой. А мы видим, как многие и премногие люди в наше время становятся рабами материи — рабами, прежде всего, своих страстей. Это те, которые не могут будто бы освободиться от курения, от того, чтобы не есть много, и проч. и проч. Очень много таких моментов в нашей жизни, когда нам кажется, что мы вот это и вот это не осилим. Я по исповедям знаю, как многие борются с какой-то страстью, но им все кажется, что победить ее невозможно.

Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru

Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru

На самом деле человек, когда он вникает в суть поста, когда он его практикует, становится настолько радостным, что уже не может без этого. Это предрассудки — считать, что люди не могут без такой еды, без сякой еды. Когда я был на Афоне, мой духовный руководитель каждый пост постился ровно 40 дней — и он жил до глубокой старости. Причем строго постился: не ел вообще. Только пил очень жиденький чай — и всё. И я знаю других людей, которые это тоже практикуют. Ну, может быть, не 40 дней, но достаточно долгое время.

Помню, как одна из прихожанок, которую я убедил поститься, в конце поста благодарила меня, говорила: «Я так рада, так довольна!» Так что человек, когда он понимает, что и зачем он делает, многое может.

Точно так же дело обстоит и с молитвой. Когда человек не молится или молится минут пять, он не может оценить силу молитвы, он не может оценить ту радость, которая вырастает из нее. И поэтому он так и будет телепаться, — быть может, всю свою жизнь, если у него не будет толчка, который приведет его к тому, чтобы хотя бы раз попробовать помолиться по-настоящему. Тут много таких аспектов, которые требуют, прежде всего, открытого сердца.

Расскажу такой случай, очень меня впечатливший. В нашем приходе было несколько греческих семей, которые ходили в нашу церковь только потому, что мы живем по православному календарю, а не по римско-католическому. Они ничего не понимали, кроме «Аллилуйя» и «Ис полла эти, деспота», но ходили, потому что знали, что у нас всё правильно. И вот в пятницу первой седмицы поста гречанка, трудившаяся, как я знал, на фабрике, на очень тяжелой физической работе, мне говорит (это не часть исповеди, просто была беседа): «Владыка, я в среду выпила воды». Я подумал, что чего-то не понял, — я греческим не так уж хорошо владею — и переспросил: «Что вы сказали?» Она повторяет: «Я в среду выпила воды». Я в недоумении спрашиваю: «Вы хотите сказать, что вы всю неделю не только не ели, но и не пили?» — «Ну, конечно!» Вот такой ответ: «Ну, конечно!» Женщина, которая трудится на тяжелой работе. Я тогда понял, что человек может очень многое, если он только хочет.

Мы лет 20 назад ввели Великим постом раз в неделю службу Преждеосвященных Даров, вечернюю, но наш Синод определил, что кто хочет причаститься, тот должен поститься с предыдущей полуночи до вечера. Я это объявил всем и ожидал, что никто не придет. Люди пришли! Люди, которые, как я знаю, работают в канцелярии какой-то, где все курят и прочее. Они воздерживаются весь день, вечером приходят на исповедь, причащаются. Это такая радость! И это только опыт может дать. Понимаете?! Конечно, тот, кто такое не переживал, этого и не поймет.

Так что, я думаю, тут беда именно в том, что многие не готовы сделать шаг. Прыгнуть через реку. Вот как святая Мария Египетская прыгнула через Иордан и из блудницы стала святой — так и многим из нас надо делать.

— А есть какие-то, может быть, аскетические упражнения, которые позволят человеку потихоньку, но все же преодолевать в себе нерешительность и развивать готовность «прыгнуть через реку»?

— Прежде всего, это молитва. Когда человек прилежно относится к молитве, тогда он и в телесном посте будет готов на подвиг. Когда он увидит, насколько ум и дух действительно делаются свободными, он это будет ценить.

Вот я вспоминал тех несчастных, что не могут бросить курить. Я говорил им: «Попробуйте хотя бы в постные дни — в понедельник, среду и пятницу — воздерживаться от курения. Это начало». И многие так вот смогли преодолеть в себе эту страсть. С едой надо так же.

У нас в монастыре многие из монашествующих придерживаются такого правила: в постные дни они вообще никакой пищи не принимают, разве что вечером у них маленькая трапеза, а так — целый день ничего не вкушают. И это, конечно, способствует тому, что человек может оценить свои силы, увидеть, что возможно для него, что невозможно.

Архиепископ Марк (Арндт). Фото: Православие.Ru

— Владыка, вы сказали, что тот, кто правильно постится, испытывает радость. Есть еще такие слова — в стихире, которая поется в великопостные дни: «Постимся постом приятным..» И мы друг другу это желаем во время поста. Пожалуйста, напомните нам всем, что означают эти слова: «Поститесь постом приятным».

— Я особенно не задумывался над этим, но, полагаю, прежде всего, это значит вот что: мы будем воздерживаться от того, чтобы есть своего ближнего. В одной из стихир перед началом поста даже говорится, что это самая трудная, может быть, добродетель, которой человек может достичь.

«Поститься постом приятным» значит и то, что мы в посте будем черпать духовную силу для духовного развития. Чтобы нам не стоять на месте, а чтобы каждый пост был бы ступенькой лестницы, ведущей ко Христу и к нашему со-воскресению.

— В молитве преподобного Ефрема Сирина такие слова: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Почему именно об избавлении от таких грехов говорится в молитве? Ведь мы знаем, что это далеко не весь перечень пороков.

— Я думаю, что все остальные грехи так или иначе связаны с теми, которые тут перечисляются. Ведь присмотревшись к каждой отдельной «статье», так сказать, упоминаемой в этой молитве, мы увидим, что она тянет за собой целый ряд других грехов. Праздность очень быстро ведет человека к отказу от борьбы с грехом, очень быстро приводит его к осуждению ближнего. — одно за другим. Это самые, может быть, центры всего, что нам надо иметь в виду, когда вступаем в борьбу со своими грехами.

— Владыка, в заключение нашей беседы я хотел бы попросить вас дать какие-нибудь советы нашим читателям и зрителям на эти великопостные дни.

— Прежде всего, желаю, чтобы все испытали пост для себя. Чтобы все христиане попробовали честно поститься. Есть, конечно, больные, которым дается облегчение поста — в той мере, в которой это оправданно и нужно, а не просто по фантазии или по собственному желанию. Это всегда надо обсуждать с духовником.

Чтобы каждый из нас отказался от чего-то, что ему особенно дорого. Это не обязательно должна быть еда; для кого-то — телевизор, для кого-то — какие-то игры и т. д. Я бы пожелал, чтобы каждый христианин взялся честно за сознательную борьбу. Потому что без борьбы нет, как говорят многие из отцов, победы. А мы хотим победы — а ее дешевым образом не получить. Поэтому нам надо трудиться.

Желаю, чтобы все обогащались духовно. А те, кто работает и не может посещать богослужения, хотя бы усугубили свое молитвенное правило, духовное чтение и таким образом приобретали бы что-то для души. Чтобы душа вышла обогащенной из поста. И тогда этот пост будет действительно достижением для каждого.

— Владыка, благодарю вас за то, что вы были гостем нашей редакции.

— Слава Богу. Спасибо вам за ваши труды.

С архиепископом Марком (Арндтом) беседовал Монах Рафаил (Попов)

http://www.pravoslavie.ru/92 033.html

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика