Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Александр Покрамович28.03.2016 

Пост для семейного человека

Протоиерей Александр ПокрамовичБатюшка, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Я служу в поселке Тярлево в храме Преображения Господня, его подняли из руин, вновь открыли 13 лет назад. В 2003 году после 50-летнего перерыва состоялась первая Божественная литургия. Маковки были снесены, звонницы не было, там было производство, перекрытия, перегородки. Нам пришлось храм восстанавливать; последние 13 лет я занимался его восстановлением и созданием прихода.

Здесь хотели создать образцовую деревню — все дома строили по проекту зодчего Росси. Великий князь Константин Константинович выделил почти гектар парковой земли, где и возвели этот храм. Строился он на пожертвования местных жителей. Жителем этого поселка был и будущий преподобный Серафим Вырицкий, тогда купец Муравьев. Он тоже принимал участие в строительстве. Храм строили дети Константина Константиновича — сыновья Игорь, Иоанн и Константин, будущие алапаевские мученики. Иоанн Константинович отличался особой набожностью. Его даже в семье князя Константина Константиновича отличали особым рвением к Богу. Они все время ездили за митрополитом, были на каждом его богослужении, а не довольствовались только молитвой в своем храме. Этот храм строили святые люди.

Настоятель, который 20 лет прослужил в нашем храме, протоиерей Сергий Червяковский, был арестован в 1937 году вместе с 5 членами приходского совета, после 2-х месяцев допросов его расстреляли вместе с ними. Был назначен еще один священник протоиерей Владимир, и его тоже расстреляли буквально через несколько месяцев. И после этого в храме не служили.

Сам я — отец 10-ти детей и 10-ти внуков, практика по воспитанию детей у меня богатая.

В чем смысл Великого поста и что приобретает христианин, от многого отказываясь?

— Пост — первое благословение Божие: не вкушать от дерева познания добра и зла. Самое страшное грехопадение совершилось из-за того, что человек нарушил этот пост. Нарушение поста — причина грехопадения человека. Святые отцы говорят, что воздержание — это возвращение к образу, который был изначально заложен в человека. Пост — возвращение образа и подобия Божия, которое было утрачено в грехопадении. Пост — проявление послушания и любви к Богу. Эта заповедь должна воплотиться в наших делах.

Любовь детей к родителям — это их послушание. Поэтому воздержание — это то, чем мы можем угодить Богу Живому. Прежде всего, надо воздерживаться от злых дел, слов, мыслей. В помощь этому человеку дается воздержание от некоторой скоромной пищи.

Расскажите об опыте поста в большой семье. Как нужно поститься людям разных возрастов, супругам, детям?

— В большой семье поститься проще. Если говорить о детях, то не все могут понести пост. Для маленьких детей это категорически исключается, им надо давать и молоко, и пищу, необходимую для роста. В 4 года ребенок уже осознает, что можно от чего-то отказаться, например, от мясной пищи. С 10-ти лет отрок уже может в полной мере нести пост в физическом отношении.

Эти дни мы проводим особо. И молимся больше, и посещаем храм, и причащаемся как можно больше. Это делание сплачивает всю семью. Когда мы творим единое дело — это проще и легче. Так что в большой семье это делать намного легче, чем в семье, в которой какие-то разногласия.

Как молиться детям в пост?

— Здесь не может быть единых критериев. Все дети разные, и у каждого свое желание молиться. Одни воспринимают молитву сразу и начинают молиться легко и радостно, другие сопротивляются, им тяжело дается, запомнить им сложно и читать часто бывает непросто. С маленькими детьми надо помолиться и прочитать Серафимово правило — 3 раза «Отче наш» и 3 раза «Богородицу», еще можно Символ веры. А совсем маленькие ничего не поймут. Но, по крайней мере, «Богородице Дево, радуйся..» надо читать. И по мере возрастания надо правило увеличивать. В Великий пост прибавляется молитва Ефрема Сирина. Главное, чтобы это правило было для них посильным. Если мы переусердствуем, то у них никогда не будет желания молиться, они будут воспринимать это как каторгу и, когда у них появится возможность выбора, они смогут отказаться от этого.

Наша задача — научить их любить Бога. Когда ребенок начинает быть послушным по отношению к Богу, исполнять заповеди, он постигает опыт общения со своим Небесным Отцом. Когда человек ведет себя достойно и он — хороший христианин, Господь посылает ему в жизни хорошие моменты. И, наоборот, когда ребенок строптив, он не хочет молиться, ему лень утром ходить в Церковь, надо обратить внимание на то, что в его жизни происходит.

Дети, находясь в трудном возрасте, иногда начинают бунтовать против всего, игнорировать мнение родителей и их советы воспринимают как вторжение в свой внутренний мир. Что делать родителям? Заставлять молиться? Подождать, когда он сам к этому придет? Или потихоньку своим примером показывать?

— В воспитании существуют две крайности. Первая — ребенку позволяется почти все. Ребенок — семейный диктатор, вокруг него крутится все. В результате вырастает человек, которому никто не указ. Вторая крайность — когда родители диктуют ребенку как что делать. И это тоже не совсем верно, поскольку рождает протест, дети начинают бунтовать, воспринимать все сказанное отцом или матерью в штыки. Надо попытаться соблюсти золотую середину: не дозволять ребенку творить свою волю, а постоянно мягкими методами добиваться, чтобы он исполнил родительское благословление. Детей надо научить быть в послушании у своих родителей, иначе он будет в непослушании и у Бога.

Мы понимаем, что современное общество направлено на то, чтобы оторвать детей от родителей: родители, мол, устарели, и надо решать все самостоятельно. Ребенок поймет, что если он не будет ходить в храм, это не принесет ему радость в жизни. Но большая часть детей идет по пути личного опыта. Когда дети после длительного посещения храма, Исповеди и Причастия лишаются всего этого, пусть даже по своей злой воле, то все равно для них это — колоссальный опыт, они понимают, что утеряли что-то в жизни. Дай Бог нам быть рядом с ними, подсказать им, направить их.

Пост — элемент воспитания?

— Пост — время обновления. Пост — особое время, когда Господь ужесточает брань. Искушения, которые встречаются нам на жизненном пути, соблазны, события ужесточаются, их делается больше. Господь посылает это, чтобы человек научился бороться с ними, справлялся. Искушение преодолевает человек тогда, когда он с Богом, когда исповедуется и причащается. Ощущение присутствия Божия в жизни делает человека непобедимым.

Вопрос в студию. Георгий (Петропавловск): «Совершаются ли в Великий пост сорокоусты по усопшим?».

— Сорокоусты в храме совершаются постоянно. Пост — не препятствие для сорокоуста. В пост существует практика, когда принимаются поминовения как за живых, так и за усопших на весь Великий пост, на всю Четыредесятницу. И сорокоусты не отменяются. Мы всегда всех поминаем Великим постом.

Для Господа 40-дневный пост в пустыне был суровым испытанием. И когда Он пришел в состояние крайнего изнеможения, к Нему приступил лукавый и начал искушать Его. Есть фраза: «Поститесь постом приятным, постом благодатным». Как эту фразу понимать?

— Мы с вами с Божией помощью преодолеваем все соблазны и скорби, и это дает радость. Так и Господь. Он постоянно ссылается на Отца. Со временем человек начинает очень радоваться, когда вступает в Великий пост. Мы поздравляем всех с тем, что вступаем в ту пору, когда Бог будет рядом, когда мы будем повседневно совершать какие-то малые подвиги и будем стремиться к Пасхе. Великий пост — это прообраз нашей жизни. Это промежуток между Страшным Судом, поэтому мы к нему готовимся.

Звонок в студию. Татьяна (Саратов): «Можно ли в пост читать акафисты?».

— Если говорить о богослужении, то акафисты в церкви не совершаются во время Святой Четыредесятницы. Но для мирян это вполне возможно, потому что устава для мирской жизни не существует. Если вам радостно читать акафисты — читайте, хотя можно переходить и на каноны. Наша задача — во время поста стать ближе к Богу. Если вы лишите себя приятной для вас молитвы, то, может быть, вы лишитесь многого.

Исповедь для христианина — подведение итогов, покаяние в грехе и стремление больше не совершать этот грех. Как часто надо приступать к Исповеди в Великом посту?

— Все упирается в нашу мирскую жизнь. Насколько часто человек имеет возможность ходить не богослужения — это одно, а если чрезмерно загружен и может прийти в храм только в воскресный день, это совсем другое. Для нас важно увидеть грех, и грех должен стать невыносимым. «Я хочу отмыться от этого греха» — это и есть истинное покаяние. Когда я прихожу на Исповедь и начинаю перечислять это и это, то (говорят даже: «Пошел сдать грехи») что это за покаяние? Когда мне действительно хочется избавиться от грязи, которая есть в моей жизни, когда я прилагаю усилия, чтобы этой грязи не было, — вот тогда это действительно покаяние. Некоторые мои прихожане причащаются каждую неделю — такая их потребность, серьезное делание. Но многим это невозможно. По возможности, старайтесь это делать чаще.

Современный человек сегодня очень загружен суетной жизнью. Я работаю в неверующем коллективе и в столовой предлагают непостную пищу. Как быть в данной ситуации? Ограничить себя в чем-то другом?

— Святые отцы говорят: важно не показать себя постящимся, главное — самому поститься. Если нет возможности скрыть свой пост, то, наверное, следует вести себя как все. Но обязательно от чего-то (например, интернета) отказаться, от того, что приносит радость, удовлетворение.

Если мы нарушаем пост физически по рабочим соображениям, находясь среди людей, которые не поймут нашего поста, у них это вызовет смех, они будут нас критиковать, — то нам лучше поститься в своей душе, в своей клети. Господь, видя тайное, воздаст нам явным. Может быть, вы не будете дома вкушать ничего скоромного. Пост должен быть обязательно по силам. Если у вас тяжелая физическая работа, тем более, не надо брать на себя то, что не сможем нести до конца. От чрезмерности можно потерять все плоды, которые начали делать во славу Божию.

Вопрос о супружеских отношениях. В пост следует воздерживаться от супружеских отношений (например, молодожены вступают в брак). В семье могут возникнуть сложные ситуации. Как быть?

— Церковь не благословляет семейную жизнь в пост. Но это не всегда удается, бывают соблазны и искушения, с которыми человек не может справиться. Это повод для Исповеди. Но если один из супругов не готов к несению такого поста, например, жена ходит в храм, а муж считает, что Церковь отнимает у него супругу в воскресные дни, это создает такие напряжения в семье, что может привести к разводу. Апостол Павел пишет: муж не властен над своим телом, и жена не властна над своим телом, но муж. Здесь могут быть послабления.

Вопрос в студию (Марий-Эл): «Мой зять собирается поститься в первый раз, но у него язва желудка. Как ему поступить?».

— Пост отменяется для человека, который болеет. Для него вполне достаточно болезни. Ему врачи предлагают диету, и чаще всего она не соответствует посту. Поэтому человек должен поправиться, а потом налагать на себя пост. Военнослужащий, заключенный — для них никто не будет готовить постную пищу. Для беременных и кормящих пост тоже ослабляется. Для путешествующих — пост по силам.

Люди в возрасте склонны поститься строго…

— Человек должен соизмерять свои силы. Иначе это может закончиться трагически. Не всем по силам соблюсти каждую букву поста. Пост физически легко нести только тогда, когда мы молимся, часто посещаем храм Божий. Бывает, мать с детьми кратко помолилась, а правило полностью вычитать нет возможности. Но есть Иисусова молитва, молитва Богородице — их вы можете творить в процессе своей деятельности. Помолитесь так. Всегда можно ощущать в своей жизни присутствие Божие.

О чтении утреннего правила: ребенка приходится укладывать спать, а там уже и полдень. И когда читать правило, и стоит ли его вообще читать?

— У матери постоянные хлопоты, и их надо вести с молитвой, которая, по Евангелию, должна быть непрестанной. Это в какой-то мере человеку может заменить правило. Но это не должно быть постоянно.

Что подходит для семейного чтения в Великий пост?

— Читать надо то, что понятно детям и является назиданием. Причем можно читать и жития святых. Примеры жизни святых заставляют задуматься, как мы живем, и сравнить свою жизнь с жизнеописанием святых. Совсем маленьким детям можно читать русские сказки — в каждой русской сказке есть присутствие Божие. А если мы возьмем редакцию дореволюционную, то там еще это и буквально присутствует. Каждая сказка — это притча, история о том, как человек должен поступать в жизненной ситуации. Такие сказки заставляют задуматься о жизни.

Что посоветовать людям на Великий пост?

— Бремя надо брать по силам, иначе его можно не донести до конца. Если донести до конца, то радость на Пасху будет великая. Важно сохранить связь с Богом, ради этой связи и осуществляется пост. Великим постом особенно ощущается Его близость, Его присутствие в нашей жизни. Если эта связь усилится, то значит мы правильно попостились. Пост, прежде всего, — воздержание от злых мыслей, слов, дел, от всевозможного зла. Каждый человек должен встать на пост — на стражу своей души. Если что-то из нас вырвалось, то тут же обращать на это внимание и, покаявшись, стараться всеми силами исправить то, что мы совершили. Исправить то, что в нас плохо, попытаться найти ту неправду, которая живет в каждом человеке, и исправить ее.

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at56038


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика