Богослов. Ru | Священник Сергий Пометнев | 22.03.2016 |
Широко известен тот факт, что допотопная цивилизация была необычайно развита, и ее представителям были доступны такие технологии, которые нам, несмотря на чрезвычайную продвинутость современного мира, неизвестны. Однако вся эта мощь мира сего не смогла спасти человечество от карающих вод Всемирного потопа. Только лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге, пережили эту катастрофу. Чем отличался Ной от всех остальных своих современников, что Бог избрал именно его? Далеко ли мы отстоим в духовном плане от наших допотопных предков? Является ли развитость нашей цивилизации маркером ее скорого конца? Об этом пишет иерей Сергий Пометнев.
+ + +
«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас".
(Еккл.1:9,10)
Введение
Одной из непреложных истин христианского мировоззрения является то, что конец мира, в котором все мы живем, в высшей степени трагичен. Трагичен не столько в силу грядущей апокалиптической катастрофы, сколько необратимостью последующего состояния самого человечества, которому надлежит быть разделенным на две части — спасаемых и погибающих.
О грядущем разделении Сам Спаситель говорит в притче о Страшном Суде: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф.25:34−41).
Для нас важно то, что подобное «разделение» на спасенных и погибших уже происходило в истории человечества, о чем Иисус Христос свидетельствует примерами драматических историй Ноя и Лота: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26−30).
Если случай гибели Содома и Гоморры достаточно локален для человечества, то история Великого Потопа, которым был истреблен «первый мир» (см. 2Пет.2;5) во всей полноте, прообразовывает предвозвещенную Господом кончину нашего «второго мира».
Актуальность настоящих размышлений в первую очередь обусловлена непреложностью слов Спасителя «как было. так будет». Эти слова говорят о том, что трагедия «разделения» человечества вновь совершится, и совершится непременно. И хотя на «сцене» истории поменяются действующие лица, прообразы и сравнения, которые использовал Спаситель, позволяют нам предположить, что неизменным останется главное — критерии последнего, страшного и необратимого отбора. Выявление этих критериев, а также определение их актуальности и применимости относительно современного человечества и будет являться целью настоящей статьи.
Глава 1
Для того чтобы решить поставленные задачи, необходимо проанализировать духовно-нравственное состояние предпотопного человечества и дать ему оценку. Необходимо понять, чем жили современники Ноя, ради чего трудились, к чему стремились и во что верили.
Все это необходимо для того, чтобы понять главное: за какую вину мир, который существовал уже более двух тысяч лет, был в одно мгновение стерт с лица земли водами Потопа.
Вначале обратимся к святоотеческому наследию. Святитель Иоанн Златоуст «нарисовал» очень точный и выразительный духовный портрет не только праведного Ноя, которому надлежало встать у истоков новой, послепотопной цивилизации, но и тех, коим вход в обновленное человеческое общество был прегражден карающей рукой Господа.
«Писание говорит: „Ное человек“, он только человек, а прочие не человеки, но, имея вид человеческий, злою волей погубили благородство своей природы, и из человеков ниспали до неразумия животных» a href="#_ftn1″ name="ftnref1 >[1].
Для того чтобы несколько конкретизировать «деяния» «первого мира», приведем более расширенный комментарий святителя: «„Ное, — говорит, — человек“. Смотри, и общее имя природы обращается в похвалу праведнику. В то время как другие, погрузившись в плотские удовольствия, перестали даже быть людьми, Ной, сказано, среди такого множества (развращенных) сохранил образ человека, потому что именно человек тот, кто упражняется в добродетели. Писание преданных нечестию и нерадящих о добродетели обыкновенно не удостаивает и имени человека. называет их землею за то, что они совершенно предались земным помыслам; именно говорит: „растлеся же земля пред Богом“ (Быт.6:11), разумея здесь не чувственную землю, но землею называя живущих на ней. А в другом месте не называет их даже плотию, ни землею, не считает их даже существующими в настоящей жизни, за то, что они не творят добродетели» [2].
Таким образом, по мысли св. Иоанна Златоуста, предпотопное человечество было разделено на две категории людей. Тех, кто свое высокое звание «человек» подтвердил содеянными добродетелями, и тех, кто лишил себя этого звания нерадением в делах благочестия.
Теперь вспомним слова апостола Павла о том, кто и почему получил спасение в той страшной драме человечества: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр.11:7).
Мы видим, что вера Богу явилась той добродетелью, или тем критерием, который позволил Ною избежать участи «не человеков». В подтверждение тому можно привести слова апостола Павла, сказанные им по поводу еще одного праведника: «Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3).
Стоит отметить, что апостол говорит не просто о вере в Бога, в которого, по слову апостола Иакова, «и бесы веруют» (Иак.2:19). В обоих случаях апостол Павел отмечает, что причиной праведности угодников Божиих стало то, что они поверили словам Бога.
Духовный образ праведного Ноя, который верою Богу, как самой большой добродетелью, стяжал в очах Вседержителя высокое звание «человек», вполне ясен и понимаем. А что мы можем сказать о тех, кто не сохранил в себе образ Божий, кого святитель Иоанн Златоуст назвал «не человеки»?
Как свидетельствует Писание, Ной и его современники являли собой всего лишь десятое поколение от Адама, поэтому трудно допустить, что эти люди не верили в Бога. При всей своей вере в Бога современники Ноя словам Божиим не верили. Они не просто «случайно» не поверили предупреждению Божиему о грядущем потопе, неверие пророку было венцом тотального неверия Богу всего человечества. Иными словами, мир перестал нуждаться в Боге. Только этим можно объяснить пренебрежение к столетней проповеди праведника.
Спросим себя, откуда это видно? Здесь необходимо вспомнить Ниневию и проповедь пророка Ионы: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.
..И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел «(Ион.3:4−10).
[3].
Стоит разобраться в причинах, которые не позволили современникам Ноя отнестись к словам Бога серьезно. Для этого попробуем определить, что представляло собой «предпотопное» общество.
Мы располагаем двумя источниками информации о том трагическом для человечества времени. Первый это наука, в основном «в лице» археологии, второй — тексты Священного Писания.
Начнем с науки. Современная археология обладает множеством археологических артефактов, относящихся к иной цивилизации, во многом отличной от нашей. Эти «допотопные» находки уже не одно десятилетие ставят весь научный мир в тупик. К таким древним «свидетельствам» можно отнести, например, Египетские пирамиды [4] и другие мегалитические сооружения, способ постройки и назначение которых неизвестны. Выточенные из камня сосуды [5] и иные предметы [6], которые не под силу воспроизвести современному человечеству даже при использовании всех передовых научных достижений. И многие другие, высокотехнологичные изделия и сооружения из камня и металла, о происхождении и назначении которых наука в большинстве случаях может лишь предполагать, если не сказать — фантазировать.
Нет смысла перечислять все артефакты древнего мира, назначение которых не может объяснить современная наука. Но из самого их существования можно сделать вывод: цивилизация древнего мира имела научный потенциал, по крайней мере сопоставимый с научным потенциалом современного мира.
География допотопных артефактов [7] позволяет нам говорить о заселении человеком всего лица земного шара. Более того, если принять во внимание тот факт, что многие допотопные сооружения в настоящее время находятся глубоко под водами [8] морей и океанов, то, рассуждая о численности населения «первого мира», мы можем предположить, что цифры по крайней мере будут сопоставимы с современными значениями.
Стоит сказать несколько слов о приведенных в данной статье ссылках на доступные в интернете видеоматериалы.
Можно соглашаться или не соглашаться с выводами и утверждениями (в большинстве своем совершенно неприемлемыми), которые делают авторы указанных фильмов или статей, но игнорировать представленные ими видео или фото-факты совершенно невозможно. Серьезных же научных или богословских работ по данной тематике, на которые мог бы опереться исследователь, на настоящий момент не существует.
Тем не менее, доступные в настоящее время многочисленные археологические данные позволяют с уверенностью сказать, что тот «первый мир» был далеко не «первобытным», а высокотехнологичным и густонаселенным.
Глава 3
Вторым источником информации о древней цивилизации является Священное Писание. Посмотрим, как Писание определяет вину древнего мира, повлекшую за собой такое столь ужасное наказание, как Всемирный Потоп.
«Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни. и рече Бог: потреблю человека, егоже сотворих, от лица земли..» (Быт.6:5−7)
Церковно-славянский текст Писания говорит, что перед Потопом умножились «злобы» человеков. Попробуем понять, что именно скрывается за словом «злобы».
Начнем с масоретского текста, в котором вина человечества определена словом רָעַת (rah, raw-aw'). Это слово имеет такие значения как:
1. плохой, негодный, неугодный, злополучный, пагубный;
2. злой, развращённый, неправедный; сущ. зло, злодеяние, беда.
Слово רָעַת было переведено на греческий язык словом κακίαι:
Греческое слово κακίαι имеет также несколько значений:
1. злость, злоба;
2. порочность, испорченность;
3. зло, огорчение, забота; бедствие.
Следует заметить, что при переводе с еврейского на греческий язык интересующее нас слово поменяло свое основное значение. Согласно с масоретским текстом, мир стал прежде всего «негодным, неугодным», греческий же текст говорит, что в первую очередь предпотопному человечеству были присущи «злость и злоба».
Стоит отметить, что в греческом языке имеется слово πονηρα, которое имеет такие значения как:
1. плохой, дурной, скверный, негодный;
2. злой, лукавый; как сущ. зло, худо.
Не вполне понятно, почему использовалось слово κακίαι, а не было применено слово πονηρα. Это греческое слово достаточно точно отражает смысл еврейского слова רָעַת, и оно было использовано во второй части стиха при переводе уже знакомого нам еврейского רַע (rah, raw-aw') для обозначения того, о чем прилежно помышлял человек в сердце своем на всякое время.
Но вернемся к церковно-славянскому слову «злобы» и попробуем определить его значение.
Это слово достаточно широко используется в церковнославянском тексте Писания Ветхого Завета и совсем редко в Новом Завете. В устах же Спасителя, согласно церковнославянскому тексту, это слово звучит лишь однажды и в очень интересном контексте: «Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» (Матф.6:34).
Синодальный перевод является практически отражением единодушного святоотеческого толкования приведенного стиха: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» (Матф.6:34).
Священное Писание позволяет нам определить, какими именно заботами сверх насущных потребностей человеку не следует обременять свое сердце. Спаситель говорит ученикам: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Матф.6:31)
Если мы обратимся к Евангельской истории посещения Спасителем сестер Марии и Марфы, то увидим, что те же повседневные заботы Марфы об угощении противопоставлены Господом «благой части» Марии, то есть ее заботе о пище духовной (см. Лк.10; 38−42).
Таким образом, относительно «благой части» забота или суета житейская может быть вполне обоснованно определена такими словами как: плохой, негодный, неугодный, пагубный.
Можно сделать предположение, что «первый мир» просто осуетился в своем существовании, и духовные потребности человека «утонули» в океане житейских проблем планетарного масштаба. Вместе с тем, при оскудении духовности в мире, как это видно и на современном примере, непременно будут усиливаться самые низменные страсти, пиком которых станет повсеместная развращенность человечества.
О том, что предпотопный мир развратился, нам говорит Синодальный текст Священного Писания. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле» (Быт.6:5).
Глава 4
Если мы попробуем объединить данные науки и Писания о допотопной цивилизации, то увидим, как они органично дополняют друг друга.
Забыть о Творце или по крайней мере перестать уповать на Него можно лишь в том случае, если человек утвердился в мысли, что все свои «дела и проблемы» он способен решить САМ. А уверенность в том, что «все мне возможно» человечество могло обрести посредством «технического прогресса», о котором нам и свидетельствуют представленные наукой археологические артефакты.
Говоря о высокотехнологичной цивилизации, было бы странным отрицать наличие у таковой, например летательных аппаратов [9], или возможности освоения ею космического пространства.
Конечно, это всего лишь предположения, но если выяснится, что на Марсе до современного человека уже кто-то из землян побывал, то в свете приведенных рассуждений подобное «открытие» не будет противоречить ни Библейской истории, ни христианской догматике.
Одной из проблем согласования данных науки и Писания является время существования працивилизации. Наука, или правильней сказать, те ученые, которые пытаются анализировать археологические артефакты, в своих датировках углубляются в века на десятки и сотни тысячелетий (иногда и миллионы лет). Писание же говорит о том, что начало «первому миру» было положено Богом 7500 лет назад, и существовал он примерно 2500 тысячи лет.
Если взглянуть на проблему с точки зрения науки, которая определяет время существования Вселенной примерно в 14,5 миллиардов лет, то при осмыслении истории человечества можно оперировать практически любыми периодами времени, от десятков тысяч до десятков и даже сотен миллионов лет. В течение таких огромных промежутков времени могла образоваться и погибнуть не одна цивилизация.
Но подобная теория неинтересна хотя бы тем, что не имеет для своего утверждения никаких оснований. Наука, скажем условно, «может» датировать возраст камня, но датировать время его обработки невозможно, иными же достоверными и неоспоримыми источниками, которые позволили бы говорить о возрасте древней цивилизации, наука на данный момент не располагает.
Теперь попробуем взглянуть на историю человечества с позиции Библейского повествования. Библейская история отводит на существование працивилизации примерно 2500 лет. Много это или мало?
С точки зрения науки, этого слишком мало не только для возникновения человека из некоего «первобытного бульона» [10], этого периода времени будет катастрофически мало и для того, чтобы обезьяна в процессе эволюции смогла уж если не выточить колонну из камня [11], то хотя бы вылепить горшок из глины.
С библейской же позиции для возникновения и гибели высокотехнологичной цивилизации времени в 2500 лет даже слишком много. Что нас в этом может убедить?
Если мы взглянем на наш современный мир, то увидим, как быстро сменяют друг друга технологические эпохи. 18-й век принес миру паровую машину, 19-й ознаменовался достижениями в области электричества, 20-й уже оперировал атомной энергией, а наш 21-й «замахивается» на виртуальную реальность, время и гравитацию.
Неполные триста лет до неузнаваемости изменили мир, так что говорить о 2500 лет? Кто-то может возразить: со времени Потопа, когда рождалась новая цивилизация, прошло более 5000 лет, почему же мы берем в расчет лишь последние 300?
Определить причину такой «избирательности» периода времени позволяет Священное Писание. В Книге Бытия мы можем прочитать: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19).
Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Отсюда уже усматривай, возлюбленный, свободу воли и превосходство разума его, и не говори, будто он не знал, что хорошо и что худо. Кто был в состоянии дать соответствующие имена скотам, и птицам, и зверям, не нарушил при этом порядка, и не дал диким животным имен, приличных кротким, а свойственных диким не назначил кротким, но всем дал соответственные названия, тот не исполнен ли был мудрости и разума? Заключай же отсюда, как велика сила того вдуновения, и как велика мудрость, которою Господь одарил бестелесную душу. соединив с телом, как орудием» [12].
Мы видим, что Адам от момента своего создания был наделен Творцом ведением сути предмета. Иными словами, Адам обладал полнотой знаний о мире, в который его ввел Господь.
Поэтому неудивительно то, что Каин, первый сын Адама и Евы, не живет в пещере (как это сделал бы первобытный человек), а строит город, искусству строительства которого его никто не учил. А первые потомки Каина, как свидетельствует Писание «подозрительно» быстро осваивают новые для человечества «специальности».
«Ада родила Иавала. он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа» (Быт.4:20−22).
Для того чтобы работать с медью и железом, необходимы знания в области металлургии. Ни медь, ни железо невозможно расплавить случайно в костре.
Таким образом, если мы принимаем то, что Адам и по крайней мере его первые потомки обладали полнотою знаний, то, учитывая продолжительность их жизни (около 1000 лет), для освоения и заселения всей планеты им было бы достаточно и половины определенного Богом времени. Так как нам известен печальный конец працивилизации, то тот огромный «излишек» времени, данный «первому миру», может свидетельствовать лишь об одном — великом долготерпении Божием к грехам человека.
Заключение
Если мы обратимся к истории послепотопного человечества, то заметим, что технический прогресс имел свое действие во все времена. Но техническое и научное развитие до последнего времени происходило в мире неестественно медленно. И это неестественное, замедленное движение прогресса должно было быть чем-то обусловлено. В Священном Писании имеется пример подобного неестественного замедления. Когда войско Египетского фараона в погоне за народом израилевым ринулось в расступившееся море, то Господь, как свидетельствует Писание, «связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею..» (Исх.14:25)
Как и колеса колесниц фараона, Господь на несколько тысячелетий удержал от безумного вращения маховик научно-технического прогресса нашей цивилизации. Удержал для того, чтобы однажды Спаситель, указывая ученикам на грядущий к Нему народ, мог сказать: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Иоан.4:35).
Возможно ли нечто подобное произнести в отношении современного человечества?
Конечно, мы еще иногда вспоминаем о Боге, но мы все меньше и меньше в нем нуждаемся. Мы научились лечить страшные, неизлечимые в прошлом болезни. Способны пересаживать органы одного человека другому. Вплотную подошли к решению проблемы старения человека. До призывов ли тут к Богу?
В святоотеческом наследии мы можем встретить множество примеров обладания угодниками божьими возможностью духовного общения между собой, хотя те и были разделены огромными расстояниями. Но для нас это уже не актуально, телефон в руках современного человека позволяет ему быть на связи со всем миром. Да что там телефон, интернет — вот где сила.
Удивимся ли мы сегодня свидетельству Писания о том, что «..пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4Цар.19:35)? В настоящее время человечество способно не то что «сто восемьдесят пять тысяч», а весь мир в одну ночь уничтожить.
Ну и конечно, как следствие, провозглашая новые человеческие «ценности» [13], современный мир, как и его далекий предшественник, ставит под сомнение актуальность ценностей духовных. Святоотеческая мысль единодушна в оценке того, что древний мир перед Потопом развратился.
Каков же вывод мы можем сделать из всего сказанного выше?
Человечество вступило в эру научно-технического прогресса и в своем стремительном «развитии» уже слишком близко подошло к той черте, за которой в страшной катастрофе прекратил свое бытие предшествующий нам «первый мир». Мы стали слишком похожи на наших предков.
Должны ли мы ради спасения нашей цивилизации остановить технический прогресс? Ничуть. Технологии древнего мира не помешали Ною остаться человеком. А значит для тех, кто помнит историю и со всей серьезностью относится к словам Спасителя: «Как было. так будет», очередной современный гаджет в руке может стать хорошим поводом для того, чтобы внимательно всмотреться в себя и вспомнить о вновь грядущем глобальном разделении мира на спасаемых и погибающих.
Апостол Петр предупреждает о том, что «тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков"(2Пет.3:6,7).
Пока по отношению к погибшей працивилизации у нас имеется одно громадное преимущество: у каждого из нас еще есть время для того, чтобы переосмыслить цель своего существования и попытаться определить, достоин ли он в глазах Божиих высокого звания — Человек.
Примечания
[1] Св. Иоанн Златоуст. «Беседы на Книгу Бытия» Беседа 23 // Азбука веры [Электронный ресурс]
URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk01/23 (Дата посещения 16.02.2016)
[2] Св. Иоанн Златоуст. «Беседы на Книгу Бытия» Беседа 23// Азбука веры [Электронный ресурс]
URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk01/23 (Дата посещения 16.02.2016)
[3] Бл. Феофилакт Болгарский «Толкование на послание к Евреям"// Азбука веры [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-evrejam/11 (Дата посещения 16.02.2016)
[4] Откровение пирамид [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.youtube.com/watch?v=li_FD8ovG6U (Дата обращения: 16.02.2016)
[5]Невозможные изделия из камня [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://universe-tss.su/main/history/althistory/13 760-nevozmozhnye-izdeliya-iz-kamnya.html (Дата обращения: 16.02.2016)
[6] Тайна Гранитных Саркофагов Серапеума [Электронный ресурс]. 2012. URL: http://www.youtube.com/watch?v=mL3ZHkRMLEA (Дата обращения: 16.02.2016)
[7] Працивилизация [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://www.youtube.com/watch?v=dDIUziRGyAs (Дата обращения: 16.02.2016)
[8] Подводный город Йонагуни — открытие XX века — [ Часть-1 ] [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://www.youtube.com/watch?v=L3jrMchB3oI (Дата обращения: 16.02.2016)
[9]Самолеты древних. [Электронный ресурс]. URL: http://95live.ru/world-secrets/samolety-drevnix.html (Дата обращения: 16.02.2016)
[10] Википедия // Первичный бульон. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первичный_бульон (Дата обращения: 16.02.2016)
[11] Древние строительные технологии: индийские колонны // Записки о жизни. Кое-что интересное. URL: http://uchvatovsb.livejournal.com/201 033.html?page=1 (Дата обращения: 16.02.2016)
[12] Св. Иоанн Златоуст. «Беседы на Книгу Бытия» Беседа 14 // Азбука веры [Электронный ресурс]
URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk01/14 (Дата посещения 16.02.2016)
[13] Например, доведенная до абсурда гендерная, религиозная, сексуально-ориентационная толерантность.