Учительская газета | Евгений Вирячев | 18.03.2016 |
Когда, где и по какому недоразумению отметка перестала быть простым зеркалом, став главной задачей учебного процесса? Почему средство достижения цели, к тому же — второстепенное средство, превратилось в саму цель?
История первая.
Один учитель ОБЖ поставил по единице сразу четырём ученикам шестого класса. А дело было в том, что в этом классе имелись любители садиться на уроке не на «своё» место, не на то, которое определил им классный руководитель. Любой учитель борется за внимание на уроке всеми доступными средствами. «Правильная» посадка — один из незыблемых, проверенных веками, способов. Так вот, устав убеждать шестиклассников соблюдать правила, учитель объявил — кто в следующий раз вновь «потеряет» своё место, получит единицу. Разумеется, в школе никто никому не верит на слово. Четверо смелых решили проверить принципиальность своего наставника.
Банальная история. Не достойная, чтобы о ней говорить. Но она имела продолжение. Вскоре к директору на стол легло заявление от родителей 6-го класса, где они заявляли протест против такого использования школьных отметок. В частности, было указано, что оценка за «поведение» не ставится. А потому единицы необходимо аннулировать, «так как они негативно повлияют на итоговую аттестацию за четверть».
История вторая.
Один учитель физкультуры поставил двойки троим ученикам за то, что они пропустили лыжную подготовку на уроке. Проще говоря, они не взяли лыжи на лыжной базе как все, и не вышли на стадион, ссылаясь на то, что «не одеты», не взяли перчаток, шапки, «а сегодня холодно!».
Такие есть почти в каждом классе, и лыжная подготовка для них — как кость в горле. Но не только для них. — На следующий день в школе в кабинете завучей «нарисовалась» разгневанная мама одной из этой «неодетой» троицы: «Вы знаете какой у неё диагноз!?»
Маму успокоили, порешили, что её дочь с этого дня будет заниматься физической культурой индивидуально и сугубо теоретически. Конфликт разрешён, остался лишь маленький никому не нужный вопрос: а почему «диагноз» проявился только после двойки?
Подобных историй любой учитель может с ходу вспомнить с дюжину. Что объединяет их? Школьная отметка!
Та самая, что изначально трактовалась как одно из средств достижения цели, как педагогическое воздействие на учащегося, как фактор, мотивирующий ученика, как зеркало, в котором школьник мог увидеть себя глазами учителя, и его родители тоже, узнать, насколько соотносятся его личные результаты с результатами идеальными, а также с плодами учебного труда его одноклассников. Судя по всему, всё это в прошлом. Когда, где, по какому недоразумению она перестала быть простым «зеркалом», став главной задачей учебного процесса?! Почему средство достижения цели, к тому же — второстепенное средство, превратилось в саму цель?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо писать не статью, а роман. Причём любой. Так как в основе всей литературы — людское тщеславие в различных своих, порой замаскированных, формах. Стремление выглядеть в глазах других тем, кем хочешь выглядеть — мощный мотив в любом деле, и учёба здесь не исключение. Отдельный школьной подвид этой человеческой «особинки» — родительское тщеславие. Которое сами они предпочитают называть ответственностью за своего ребёнка. Вспомним первую историю. Родители рванули демонстрировать «мускулы», подкинув заявление директору о неправомерности поставленных отметок. Им не пришло в голову поговорить с учителем, как минимум, выслушав его точку зрения. Зачем? Им не нужны лишние «измышления». Им нужны отметки, достойные их детей. Заметьте, сами дети, сыграв роль испорченного телефона, более уже никого из заинтересованных сторон в данной ситуации не занимали.
И у таких родителей есть мощный союзник — образовательное чиновничье. Как администрация разных уровней «повышает» успеваемость, я много раз писал, да это и так все знают. Вот и за поведение отметку, чтобы не портила радужную картину, давно изъяли, как правильно отметили в письме обиженные родители. Правда, возникает в связи с этим много вопросов. Допустим, ученик списывает на контрольной. Отчего? Если, по причине отсутствия нужных знаний, то двойку поставить можно. Но если он обманывает учителя вследствие дурного воспитания — не имеете права! Вот сначала проведите расследование, анализ мотивов подозреваемого, всё выясните, запротоколируйте (для родителей), соберите доказательную базу, и только потом принимайте решение. Причём такое, которое устроит не столько вас, сколько «нас».
Ради оценки идут на всё. Она уже давно стала править бал в школе. Так же, как в современной России деньги определяют масштаб личности по мнению немалой части наших соплеменников, так и высокие школьные отметки украшают подростка, повышая самооценку как ему, так и его семьи.
Я не спорю, что некая соревновательность, здоровая конкуренция полезна в образовательном процессе. Это очевидно. Но мне кажется, что мы постепенно скатываемся к какому-то НЕздоровомусоперничеству.
История третья.
Девочка претендовала на медаль. Именно так — «претендовала». Звучит как «кандидат в мастера спорта» или «кандидат наук». Разумеется, её «волочили» по всем предметам — лишних медалистов у школы не бывает. Но «тащить» в старших классах стало тяжеловато, не справлялась. Бросить? Нельзя. Кроме прочего, был ещё один фактор — мама работала в той же школе учителем. Но в 11-м классе там, где тонко, начало рваться — сразу три «четвёрки» по итогам первого полугодия. При этом учителя данных предметов шептали в учительской: «Ну не „три“ же ей ставить!» То есть совсем плохо было дело. Однако мама такого благородства не оценила, с предателями-коллегами разговаривать перестала, и закусив губу, буквально на следующий день перевела дочь в другую школу.
Не сомневаюсь, что она там получит-таки свою медаль. Я про маму, как вы поняли.
А ведь она — профессиональный педагог. Вот как глубоко эта зараза проникла в нас!
Все человеческие пороки рано или поздно просыпаются в любом закрытом обществе. А школа — закрытое заведение. Поэтому задача тех, кто там работает, не сдаваться, бороться против излишнего проявления людских слабостей. В их числе — тщеславие, коль мы о нём сегодня говорим, которое может, как помочь достигнуть личных вершин, так и мешать самосовершенствованию. Честолюбие в своей негативной форме сбивает школьника на ложную цель. Отметка — мнимая, условная цель. Нужная — только если ребёнок понимает её относительность, символичность. Вредная — если он этого не знает. Позиция родителей здесь — ключевой фактор. И не смотря на мою критичность по отношению к ним в данной статье, я верю, что большинство из них со мной согласно. Беда лишь в том, что нами управляет всегда меньшинство.
История четвёртая.
Пятый класс снарядился на экскурсию. Собраны деньги, заказан транспорт, все в радостном возбуждении. Ничего не предвещало беду. Но она явилась. В виде анонимного звонка мамы одного ученика директору школы: «Какая экскурсия? В городе карантин по гриппу!» Карантин действительно был объявлен, но с понедельника, а на дворе был ещё четверг. Маму этот аргумент не устроил, она сделала ещё несколько звонков разным адресатам и добилась своего — директор отменил путешествие пятиклассников «по просьбе родителей». Слёзы, обида, непонимание, злость. И у детей, и у родителей, «по просьбе которых ..».
Я в данном случае не хотел говорить ни о слабости администрации, которая зависима от всех и всяк. Ни о глупости мамы, которая обрекла своего ребёнка (аноним вскоре был раскрыт) на обструкцию одноклассников: «Из-за тебя у нас всё сорвалось, гриппозник недоделанный, заткнись в свой носовой платок!». Я лишь хотел показать, что одна не вполне нормальная мамаша, которая могла просто оставить своё чадо дома, раз боится вирусов, одного, а не весь класс, навязала свой каприз всем, включая тех, кто по долгу службы отвечает за учебно-воспитательный процесс, куда несомненно входят познавательные экскурсии. Почему? Да потому, что «нормальные» родители, как правило, не звонят по таким поводам, доверяя школе самой принимать решение. Вот потому меньшинство управляет большинством!
Чтобы это изменить, надо либо администрации школы повернуться лицом к молчаливому большинству, либо нормальным родителям стать «ненормальными», то есть активно отстаивать свою позицию, также рьяно срывая телефонную трубку: «По какому праву отменили экскурсию!»
Интересно, что в массе своей родители, вне всяких сомнений, за порядок, внутреннюю дисциплину, за воспитание детской ответственности, развитие самостоятельности, способности самим решать свои проблемы и прочее-прочее. Но увидев в дневнике «кол», они вмиг забывают души прекрасные порывы, жажда — ничто, имидж — всё! Как однажды публично сказал редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов: «Я за своего сына в школе любого порву!» И школа оторопело смотрит на этот новый класс современных родителей, потому что консервативная по своей сути, традиционно уповающая на «мягкую силу», она не может ни принять свою новую роль, навязанную ей, ни вернуть старую.
История пятая.
Один учитель географии поставил на уроке двойку. (Как вы догадываетесь, если бы он не поставил её, истории бы не было). Папа ученика официально обратился в городское управление образования с требованием отменить такое решение педагога, обосновав это с помощью следующей юридической базы: 1) В электронном журнале за указанное число была вписана другая тема урока. 2) Отметка не была выставлена в электронном виде до 15.00 в данный учебный день.
Не хило, правда? Я не знаю конца этого сюжета, но знаю одно — ослабленная своими детскими комплексами и опутанная чиновничьими веригами, школа сдаёт одну позицию за другой. И школьная отметка, точнее всё, что вокруг неё происходит — это как знамя на поле боя. По уставу вооружённых сил России, при потере знамени, воинская часть расформировывается. Мы теряем свой флаг. Мы отступаем. И скоро будем в полном окружении. Нас расформируют, деформируют, уничтожат. Впрочем, .. разве можно остановить ход эволюции общества и образования как его неотъемлемой части?
А пока этого не произошло, мне остаётся лишь обратиться ко всем сторонам школьной планеты с этим поэтическим призывом:
Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На «имидж» и «престиж», ненужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь?…
А надо бы на дружбу.
(А. Загодина)
Без добровольного товарищеского союза учителей и родителей не будет школы. Такой, о которой мы всегда мечтали.
P. S. Все истории выдуманные, совпадения с какими-либо случаями в вологодских школах абсолютно случайны.
Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры школы № 7, Вологда