Православие.Ru | Протоиерей Валериан Кречетов | 15.03.2016 |
Прощение — необходимая составляющая духовной жизни христианина. Мы уповаем на прощение Господом наших грехов, молим об этом; нам заповедано прощать обиды, нанесенные нам вольно или невольно, и самим просить прощения у тех, кого мы задели, против кого совершили нечто дурное или даже просто о ком-то плохо подумали, кого-то осудили. Но человек слаб, и прощать получается не всегда. Что уж говорить об испрашивании прощения! Как быть, если обида не забывается? И почему тебя мучит грех, за который ты попросил прощения и который исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу? Об этом мы и беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым.
— Отец Валериан, спасибо за возможность встретиться с вами, задать вопросы, поговорить о насущных проблемах, которые волнуют очень многих. Сегодня хотелось бы коснуться темы прощения обид. Ведь каждый из нас сталкивается с этим ежедневно. Так что такое прощение? Почему оно так важно для нас?
— Что такое прощение? Это когда человек раскаивается в том, о чем просит прощения, а тот, кто прощает, забывает об этом навсегда.
— И не напоминает больше?
— Навсегда — и всё. Поэтому, поскольку мы все невольно согрешаем в разной степени, Сам Господь дал нам пример молитвы, которая включила слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Собственно говоря, это и есть самое главное, что проповедует Евангелие. С чего начал свою проповедь Иоанн Предтеча? «Покайтесь!» С чего начал свою проповедь Сам Господь? «Покайтесь!» С каким напутствием Господь послал апостолов на проповедь? «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех». В Евангелии это прямо так и сказано: «Если отпустите каждый из вас ближнему своему согрешения его, Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши» — простит вам согрешения ваши.
— Батюшка, как может сказаться на жизни человека непрощение обид?
— Непрощение обид? Да, это есть. Все мы согрешаем — один Бог без греха. Если ты напоминаешь или помнишь грехи, то ты таким образом утоляешь воспоминание о своих грехах. Есть замечательные изречения древности об этом, потому что люди чувствуют это во все времена. Что посеешь, то и пожнешь. Закон духовный.
А еще сказано так: если ты сделал кому-то доброе дело, то забудь это, а тебе кто сделал доброе дело — запомни это. Можно было бы по этому образу еще так сказать: «Ты кого обидел — запомни это. Тебя кто обидел — забудь это».
— Это ключевая вещь. Но случается, что на фоне этого вырастает чувство вины, когда человек все никак не может забыть, что он кому-то изменил, кого-то предал или просто обидел. Исповедуется, причащается, но чувство вины не отпускает, и он все никак не может его в себе изжить. Как быть в этой ситуации?
— Молиться! Молиться! То, о чем вы сказали, мы каждый раз вспоминаем, читая Покаянный псалом: «Помилуй мя, Боже. Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» — то есть всегда. И когда это чувство у человека имеется в душе, значит, Господь для чего-то его оставляет. Или же еще нужно каяться. А сколько каяться. Есть такой пример: некто искренне каялся и умучился, и тогда святые отцы стали молиться: «Господи, он так кается, прости его, Господи». — «Я его давно простил, но это ему нужно, чтобы он не забывался».
Сейчас очень часто приходят в Церковь навороченные, прости, Господи. Человек, не успев даже еще встать на стезю правильной жизни, начинает других судить, обсуждать, раздражаться, от кого-то требовать, как раз забывая о своем состоянии, что мы грешные. Почему сейчас и распространено такое явление — печаль.
Приходят и считают, что исповедовались, назвали грехи — и всё прощено. Нет, еще нет. Тут вопрос особый. Вот на совете духовников епархии говорили об этом, и кто-то сказал очень хорошо: «Я говорю: „Прощаю“, а Господь говорит: „А Я не прощаю“, потому что Господь видит устремление сердца и видит будущее жизни человека. Если человек искренен — да, Господь прощает; но если Господь видит, что в дальнейшем этот человек забудет о том, что он сделал, и начнет опять грешить, то может и оставить пока ему, чтобы тот чувствовал себя грешным». Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил в свое время: «В одном не ошибешься: считай себя грешным». Это очень важно.
Отец Сергий Мечёв, священномученик, считал, что важнейшим в духовной жизни является именно стяжание постоянного покаянного чувства. Помните, как святой Сисой Великий ответил на смертном одре? Братия говорит: «Неужели ты боишься смерти?» А он: «Не знаю, положил ли я начало покаянию». Если великие святые так держались за это, то нам тем более это необходимо. Ведь вся беда в том, что у нас сейчас народ устремился в Церковь, в священство, но по канонам — еще отец Кирилл (Павлов) говорил об этом — многих нельзя допускать.
— До Причастия или до священства?
— И до того, и до другого. Но имея в виду милосердие Божие. Как сказал в свое время отец Тихон (Агриков): нет людей недостойных причащения, все достойны, потому что всё равно все недостойны. Но если бы люди, приходя в Церковь, помнили, что они грешные, и это чувство всё время имели в себе, тогда бы они ко многому иначе относились. Кстати, есть момент важный такой, о нем мне сказала одна наша прихожанка, Царство ей Небесное. Она 30 лет была парторгом, но в душе имела веру, а потом она ухаживала за отцом Тихоном Пелихом, который у нас похоронен. Она ему помогала. И вдруг она выдает (где уж она это читала!..), что Господь допускает священников грешных, хотя бы им не полагалось даже священство по их жизни, для того чтобы они были более милостивы к грешникам.
— Вы сказали о чувстве вины у обидевшего и о природе этого чувства. А как быть тому, кого обидели? Если кто-то поступил с ним отвратительным образом, совершил что-то такое. Может быть, обидел; может быть, это было воровство или предательство. Как простить этого человека в сердце? Тоже только молитвой?
— Есть такое выражение: «Сердцу не прикажешь», «Сердце не заставишь». Прежде всего, молиться, но и стараться не думать об этом. Очень важно не думать о той обиде, которую тебе сделали. У святителя Димитрия Ростовского есть такое поучение. Приходит один человек к другому, услышав, что у него случилось несчастье. Тот говорит: «Я рад, что ты пришел». — «А что у тебя случилось?» — «Я рад, что ты пришел, но лучше я не буду тебе ничего рассказывать. Потому что, рассказывая, я буду всё заново переживать и кого-то осуждать. Лучше ты что-нибудь расскажи в утешение». Если мы о своей обиде часто рассказываем кому-то, делимся ею, мы опять бередим старую рану. То прошло — и всё. Грех — это небытие. Я уже прошел это, его уже нет. Есть такой пример у святых отцов: некто вышел из монастыря и впал в грех, потом вернулся, сказал, что ничего не было, и стал дальше трудиться, забыв об этом. И было открыто, что он впал в грех и победил его. Даже так. Когда Господь прощает грех, то изглаживается память его. И из памяти человека он изглаживается.
Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Православие.Ru
— Вы очень интересно рассказали про этот процесс. У вас огромный пастырский опыт. А бывало так, что человек, совершив серьезный проступок, об этом очень долго и глубоко думал, переживал, а в дальнейшей своей жизни смог преуспеть в чем-то, достичь каких-то изменений. Такие бывают перерождения? И как часто они встречаются?
— Некоторые отходят от пьянства, от наркомании, от греха блуда. А классический пример — преподобная Мария Египетская. Куда от него денешься! Так изменилась! Но когда некоторые ссылаются на этот пример, я говорю: «Конечно, если с полутора хлебами вы пойдете в пустыню, то, пожалуй, и вам возможно». А то теперь говорят: «Какая разница, в чем я хожу: в брюках или в чем?!» Если можешь, как Мария Египетская, ходить по пустыне или, как Василий Блаженный, по морозу, то тогда можно.
Внутреннее состояние знает один Бог. Но есть такие люди, которые оставляли свою жизнь грешную и начинали вести жизнь другую. Может, не в такой уж полноте, как Мария Египетская. Да и не в Марии Египетской дело. 48 лет была в пустыне. Срок довольно продолжительный.
— Один раз причастилась.
— Самое главное, что она причастилась в тот первый раз. Когда пошла в пустыню, она уже покаялась, и Господь дал ей через Причастие силы совершить подвиг свой. А дальше она уже сподобилась.
— Батюшка, а к каким серьезным физическим или духовным недугам может привести непрощение обиды?
— Непрощение обиды — это, прежде всего, призыв, привлечение на себя и за свои грехи соответствующего прещения. Я читал такой пример: когда в одном месте кладбище переносили, тела перезахоранивали, то одно тело оказалось неразложившимся. Что сделал этот человек?
— Маму обидел.
— Маму обидел. Это известный пример. Мама эта не могла умереть, пока не простила сына. Она простила, его тело тут же рассыпалось в прах. Непрощение родителей — это страшный грех; у нас сейчас это легко, а это тяжкий грех.
— Батюшка, бывает — и сколько тому примеров! — когда в юности люди относятся к своим родителям немножко легкомысленно, а когда родители достигают преклонного возраста, их отношение к ним начинает меняться.
— Конечно, возможно такое, а если невозможно, то для чего же тогда всё? Как раз и нужно исправлять это. И тем более что самые печальные последствия такого к родителям отношения начинают проявляться в детях. Такая неожиданная картина. Если они не покаются. Непочитание старших — это беда. А она воспитана, как это ни странно, той гипотезой, которую долгое время прививали в школах: что человек произошел от обезьяны. Согласно этой гипотезе, чем дальше вглубь, тем глупее, там вообще скотина.
— На подсознательном уровне это у школьников.
— Совершенно верно. Один человек привел ко мне своего друга, который хотел, чтобы я его дочь окрестил. Давно это было. Говорю: «А вы?» — «Я — материалист». Непонятно, почему тогда пришел. Спрашиваю его друга. Поясняет: «Он не может справиться с дочерью». Тут я все понял. По его философии, он недавно с дерева слез, чего дочь будет его слушаться? Он ведь еще недоразвитый. Всё с точностью до наоборот! Святитель Николай (Велимирович) говорил: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. В конце концов много знают, но ничего не понимают». Это, видимо, так и есть.
— Очень применимо к нашей жизни.
— Да.
— Батюшка, такой вопрос: как быть, если человек начинает использовать чувство вины в каких-то своих целях, пытается манипулировать им? Например, игнорировать другого. Если такое происходит на работе, то обиженный просто молчаливо отстраняется от своих коллег, если в семье, когда мама хочет проучить сына, то она его словно бы не замечает, или, наоборот, сын хочет проучить родителей и их игнорирует.
— Вот вы уже и дали ответ на ваш вопрос. Что человек делает? Как пишет святитель Николай (Велимирович) в своей замечательной книге: «Все действия свыше, по произволению». А с какой целью? Один духовный отец говорил своим чадам: «Когда нужно смириться, а когда — гордиться». Не потому, что гордиться хорошо, а это нужно в воспитательном смысле. В воспитательном смысле это нужно бывает. Внутренне одно отношение, а внешне-то может быть и другое.
А вообще это с детства всё закладывают. Недавно рассказала моя дочь, у нее девять человек детей, как вдруг ее младший сын, разгневавшись, говорит ей: «Я тебя не люблю, я не твой сын», а ему 3 года всего. Она: «Я тебя люблю, я твоя мама». Он ходил, ходил, потом ему стало стыдно, он попросил прощения. Любовью многое можно. Это как сказал мне отец Серафим, келейник митрополита Нестора: «Старайся, чтобы дети тебя любили, тогда всё можешь с ними делать». Эта любовь — то чувство, которое нам нужно очень. Если Господь его дает — хорошо, а если его нет в такой мере, то проси его, а когда дает, расти его. Один подвижник Афонский сказал: «Запомни, придут времена, только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Отсутствие любви хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем».
— А когда человек в своих целях начинает манипулировать чувством вины другого, как быть?
— Нужно помнить, что есть чистота и есть, к несчастью, нечистота. Поэтому сказано: «Признак сердечной чистоты — это не видеть грехи других». Бог — чистейший Дух, поэтому сказано: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Человек не может увидеть Бога и образ Божий в другом человеке, если будет иметь нечистое сердце. Потому и подвиг всех преподобных заключался в очищении сердца от страстей. Если око твое светло, то тело будет светло, если лукавое — всё тело темным будет. Поэтому вопрос чистоты очень насущный. Почему запрещено даже на исповеди подробно говорить о всякой нечистоте, особенно плотской? Потому что она пачкает душу. Даже когда рассказываешь своему духовнику, это не нужно. Ни в коем случае не нужно воображать то, о чем говорится. Это начинает входить в сознание, в чувства, человек пачкается. Грех как скверна, и своя ли, чужая ли, ее не нужно в себе таскать. Не нужно! Есть такое изречение: «Когда мы молимся о других, мы словно елей носим в своих руках». И хотя он вытекает, но руки все-таки в елее. Если мы носим грязь в своих руках, мы пачкаемся в ней. Хоть это и чужая грязь. Пимен Великий говорил: «Если видишь, как брат твой согрешает, не верь глазам своим». Смысл весь в том, что нечистое нужно отбрасывать. И тем более не вспоминать. Почему мы так называемую гласность, которая у нас теперь, не принимаем? Всё вытаскивается, и это считается познанием жизни. Никакое это не познание жизни, а как раз познание того, что не есть жизнь. В том-то и дело, что познание получается вот этого, а познания истины, чистоты почти нет. Михаил Юрьевич Лермонтов блестяще написал:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
У нас всё познают: наркоту, курение, всякую дрянь, а сомневаются в истинах.
А действительность всегда современна.
К несчастью, сегодня смысл некоторых вещей утерян. Исаия Пророк сказал: «Горе, когда будут называть зло добром, а добро злом, тьму светом, а свет тьмой, горькое сладким, а сладкое горьким».
— Отец Валериан, благодарим вас от лица наших зрителей и читателей за эту беседу, за возможность задать вам вопросы, пообщаться, встретиться с вами. Надеемся, что эта встреча будет не последней.
С протоиереем Валерианом Кречетовым беседевал Никита Филатов