Русская линия
Православие и современность Ульяна Абрамова01.03.2016 

Первые молитвы, первые победы.

«Есть среди наших воспитанников один задиристый мальчик. Недавно мы стали свидетелями поразившей нас картины: он уже занес свой маленький кулачок, чтобы ударить другого ребенка, но вдруг застыл на мгновение, перекрестился и пошел играть дальше», — говорит Ульяна Абрамова, заместитель директора детской православной студии «Колосок».— Это было для нас важным и радостным событием: малыш шести лет сумел с Божьей помощью справиться с дурной склонностью, из-за которой ранее возникали ссоры и даже драки. Значит, он немного вырос над собой".

Православная педагогика придает дошкольному возрасту очень большое значение. Это тот период, когда формируется личность и в сознании маленького человека закладываются базовые представления о добре и зле, принципы взаимоотношений с миром. И, конечно, это возраст, в котором ребенок знакомится с верой, с жизнью Церкви, и правильно ввести его в этот мир — значит, очень многое сделать для его дальнейшей христианской жизни. Мы попросили Ульяну Абрамову — педагога, занимающегося с детьми более пятнадцати лет — рассказать об особенностях воспитания дошколят.

Они слышат наши молитвы

Воспитание ребенка начинается еще до его рождения. Об этом говорили святые отцы и это доказано наукой: ребенок слышит речь родителей, музыку еще внутриутробно. А значит, может слышать не только голос матери и классические композиции, которые советуют слушать беременным, но и богослужебное пение. Через молитву матери еще не родившийся ребенок чувствует ее любовь и заботу. А через Причастие матери Господь действует Своей благодатью и на малыша. Святитель Феофан Затворник писал, что Святое Причастие «живо и действенно соединяет с Господом нового члена Его, через пречистое Тело и Кровь Его освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил». Поэтому после рождения и крещения желательно как можно чаще причащать ребенка Святых Христовых Таин. Причастие — это соединение со Христом. Пусть для младенца оно пока еще бессознательное, но это не умаляет его значения. Для детей, которых причащают с самого раннего возраста, участие в Литургии становится естественным. Обычно родители сначала приносят ребенка непосредственно ко Причащению, а затем постепенно увеличивают время нахождения в храме. Если малыш спокойный, мама может провести с ним на руках практически всю службу. При этом нет четких указаний, сколько ребенок должен пребывать в церкви. Это определяют его родители.

Храм — второй дом

В последние годы возросло количество детей дошкольного возраста, которых приводят в воскресные школы, сегодня дети 5−7 лет составляют большую часть воспитанников. Родители признают, что именно православная вера помогает им правильно воспитать своих детей. Но для этого нужны определенные усилия, потому что жизнь в Церкви — это действительно труд.

Как ребенок может полюбить храм? Это возможно только тогда, когда сами родители не мыслят своей жизни без Бога и Церкви. Храм может стать для ребенка вторым домом. Когда проходите с ним мимо церкви, остановитесь, осените себя крестным знамением, поклонитесь. Зайдите в храм в такое время, когда нет службы, когда мало людей и есть возможность, не мешая молящимся, рассказать ему об устройстве храма, о святых. Поставьте свечу, постойте с ребенком перед иконами, прошепчите ему на ушко какие-то слова, не обязательно молитву, но слова, которыми он мог бы потом обращаться к Богу. Можно вместе помолиться о здравии родных, об упокоении близких. Этот первый опыт молитвы очень ценен.

Дома, утром и вечером, нужно хотя бы на краткие мгновения обращать свои мысли к Богу. Если ребенок начинает свое утро не с беготни, не с мультиков, а с молитвы, это имеет большое воспитательное значение для его духовного роста. Подойдите с ребенком к иконе и скажите, например: «Господи, помоги нам, благослови на сегодняшний день». Эти краткие молитвы учат ребенка воспринимать окружающий мир в русле Промысла Божия. Вечером можно поблагодарить Господа за прошедший день, попросить у Бога прощения, если были ссоры или малыш плохо себя вел.

Большое воспитательное значение имеет благословение родителей. Можно с самого раннего возраста приучать детей к благословению: «Подожди, я тебя перекрещу, тогда пойдешь». Этот внешне простой момент важен тем, что ребенок видит: родители за него молятся, переживают, заботятся о его душе. Это укрепляет отношения членов семьи, ребенок приучается с доверием искать духовной поддержки близких в трудных ситуациях, и это остается с ним, когда он становится подростком, взрослым.

Хорошо, если в семье есть традиция домашнего чтения. Но нужно стараться не просто читать, но и обсуждать прочитанное. Даже телевизор лучше смотреть вместе с ребенком, потому что в любом мультфильме или фильме есть какие-то моменты, которые требуют разъяснения, комментариев взрослых.

Как рассказать о самом важном?

Находясь с малышом в храме, маме обязательно нужно коротко рассказывать ему о том, что происходит на службе: «сейчас мы подойдем с тобой к Причастию», «сейчас нам дадут просфорку», «пойдем ко кресту», и постепенно расширять его познания о богослужении. Очень важно давать информацию в доступной для понимания ребенка форме — благо, сейчас есть множество прекрасно иллюстрированных книг, однако в стремлении заинтересовать малыша не забывать, что не вся информация может быть подана в развлекательно-игровом ключе. Можно поиграть, например, в Ноев ковчег: сделать карточки с животными, перемешать их, а дети должны будут разложить их по парам. А вот то, что связано с нравоучительными притчами, с событиями из жизни Христа, обыгрывать неуместно.

Знание Бога дает ребенку ощущение уверенности, спокойствия. Мир безопасен, потому что Бог хранит его семью. И задача родителей — не разрушить это ощущение, чтобы восприятие веры, Бога у ребенка осталось радостным. Важно напоминать ему, что мы не одиноки — с нами Господь, Пресвятая Богородица, святые, ангелы. Ни в коем случае нельзя грозить, что Господь накажет за какой-то проступок. Не следует заставлять дошкольника выстаивать всю службу, если он устал. Можно на какое-то время выйти из храма, можно занять ребенка — например, попросить его задуть догорающие свечи. Главное, чтобы он не воспринимал посещение храма как тяжелую повинность.

Младенец — отрок

Согласно церковной традиции, младенческий возраст заканчивается по достижении семи лет, далее начинается отрочество, и с этого возраста дети перед Причащением должны исповедоваться. Однако уже в четырех-пятилетнем возрасте в ребенке могут проявляться какие-то греховные начала. Оставлять эти проявления без внимания нельзя, с ними следует бороться, чтобы потом это не переросло во что-то более серьезное, в укоренившуюся страсть. Чтобы такого не случилось, нужно внимательно относиться к тому, что ребенок говорит, как он ведет себя со взрослыми, сверстниками, что он смотрит, что читает. А заметив что-то, не пускать на самотек — даже от самой мелкой червоточинки, которая возникает в душе ребенка, нужно избавляться сразу. По крайней мере, он должен видеть, что мама и папа его поведение заметили и не одобрили. Кроме того, нужно учить его делать над собой упреждающее усилие, чтобы не позволять греху укорениться в сердце. Результат такого воспитания мы и видели в случае с мальчиком, о котором говорили вначале. Это была его первая ощутимая победа над собой.

Если с ребенком происходит что-то серьезное, и родители чувствуют, что не могут справиться с этим самостоятельно, то нужно, конечно, обратиться к священнику. Слова, которые, может быть, ребенок уже слышал от родителей, но не воспринял, из уст священника будут восприняты иначе, весомее. Важна роль и крестных родителей — хорошо, если они пользуются авторитетом в семье.

Часто родители спрашивают, какое молитвенное правило читать ребенку до и после Причащения. Это всегда решается только с батюшкой, к которому ребенок постоянно ходит на исповедь. Разные священники по-разному подходят к этому вопросу. Кто-то говорит, что достаточно взять отдельные молитвы из правила ко Причащению и попросить ребенка их прочитать (количество молитв варьируется в зависимости от возраста причастника). Другие священники дают такой совет: взрослые читают правило, а ребенок слушает.

Свято место пусто не бывает

Существует такое распространенное заблуждение: веру навязывать нельзя, вот вырастет ребенок — сам решит, быть ему христианином или нет. В этом случае родителям хочется сказать: с самого раннего возраста мы для своих детей выбираем, во что им одеваться, чем питаться, что смотреть, что читать, в какие кружки и секции ходить, в какой школе учиться, и стараемся выбрать для своего ребенка лучшее. Разве можно при этом совершенно не учитывать духовных потребностей маленького человека? Ведь отказавшись ввести его в Церковь, мы фактически лишаем его помощи Божией. Оставляя за ребенком право выбора в этом вопросе, мы вместе с тем оставляем его без руководства, беззащитным перед внешним миром, который очень быстро наполнит пустой сосуд — душу — другим содержимым. И позже, когда с ребенком начинают твориться какие-то страшные вещи, родители ужасаются: почему так происходит? Мы же его плохому не учили? Но и хорошему не учили тоже. В том числе и тому, как этому плохому противостоять.

Сегодня родители, у которых был собственный опыт церковного детства, — редкость. В основном взрослые сами только учатся жить церковной жизнью и поэтому очень боятся в чем-то ошибиться. Не нужно сильно из-за этого переживать. Нужно в молитве просить у Господа и Божией Матери вразумления, прислушиваться к советам духовника, быть внимательным к внутренней жизни своего ребенка — и Господь все управит.

Газета «Православная вера» № 04 (552) Подготовила Яна Конченко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pervye-molitvy-pervye-pobedy


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика