Православие.Ru | Схиархимандрит Иоаким (Парр) | 09.02.2016 |
На встрече со студентами Сретенской семинарии настоятель монастыря Марии Египетской в Нью-Йорке схиархимандрит Иоаким (Парр) ответил на вопросы семинаристов: возможно ли спасение вне Церкви и без Евангелия, почему Господь не отвечает на просьбу об исцелении, нужно ли при болезни обращаться к врачам или достаточно уповать только на Бога, как правильно относиться к похвале, что делать, если не видишь ответа на свою любовь, какую позицию занять ребенку, если его родители на грани развода, и другие.
О спасении
— Как вы считаете, можно ли спастись вне Православной Церкви?
— Невозможно спасать себя — только Христос спасает. Но вы должны следовать за Христом, следовать Его заповедям. Прежде всего, это — любить Его больше всего и любить ближнего. Церковь — это то, что нам дал Христос для того, чтобы руководить нами в путях спасения. Можете ли вы быть спасены за пределами Церкви? Без Церкви вы спасены не будете. Это не означает того, что вы изолированы где-то далеко, и вы не в состоянии придти в храм, и не можете, следовательно, быть спасены. Преподобная Мария Египетская — прекрасный пример.
Мы должны пройти через Церковь, потому что Христос дает благодать спасения через Церковь. Это тот инструмент, который Он избрал, для того чтобы приносить жизнь Духа в этот мир. Без Церкви нет спасения.
Сейчас — послушайте, и не обвиняйте меня в ереси: «структурная» Церковь — это то, как кто-то видит Церковь духовную, которая не всегда является тем, что люди видят. Церковь следует за Христом. Только через Христа вы можете быть спасены. Он очень ясно сказал: «Я есмь путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14: 6). Не «какая-то» жизнь, не «один из путей», а конкретный, единственный Путь.
Отвечу на ваш вопрос вопросом. Вот, если вы встанете завтра утром и будете мучиться от страшной, ослепляющей головной боли, от головокружения, и это не пройдет в течение недели — вы будете совершенно ни к чему не способны, и вот вы приходите к доктору, он говорит вам, что нужно пойти в больницу, потому что у вас, может быть, опухоль мозга. И вам говорят, что в городе есть какой-то самый лучший эксперт-невролог, который делает прекрасные операции. Но рядышком с вами есть его коллега, который только начинает свою практику. И этот коллега говорит вам, что вам, в принципе, и к врачам идти не надо — вы сами можете себя вылечить. Кого вы выберете для лечения? Человека, который обладает огромным и, главное, успешным опытом излечения пациентов, или новичка, который ничего не знает и говорит, что большой проблемы у вас нет? Понятно, что вы идете к тому, кто вам поможет.
Я никогда не понимал людей, которые говорят, что да, может быть, в вашей Православной Церкви, конечно, и интересно, и она спасительна, но, наверное, есть и помимо нее что-нибудь другое. Для меня это признак безумия. Если вы хотите построить дом до прихода зимы и у вас есть для этого месяц, вы, вероятно, сможете сделать это сами. Но если придут сто друзей и скажут, что готовы вам помочь, было бы глупо отказываться от помощи специалистов, уповая лишь на собственные жалкие силы и умения.
— Каково сейчас положение Православной Церкви? Должны ли мы быть более открыты обществу в социальном плане? Должны ли мы иметь больше монастырей для того, чтобы распространять Евангелие?
— Если Церковь — человеческая организация, структура — не молится, если люди — члены этой организации — не считают покаяние абсолютно необходимым, если они могут жить без молитвы и все они при этом считают, что призваны к святости, — они строят воздушные замки. Нам нужно научиться молиться, нужно научиться быть святыми — вот эта наша учеба и будет распространять Православие, а не наше рутинное выплясывание перед людьми.
— Как открыть людям других вероисповеданий, конфессий истину Православия?
— В США на телевидении новости крутятся целый день. На крупных каналах главные новости идут в шесть и, как говорят, «более детальные новости будут в одиннадцать». История нашего обращения никогда не «главная новость» о нас — «главная новость» всегда о работе Святого Духа. Я не люблю говорить о себе, я слышал эти новости столько раз, что они уже неинтересны, — лучше бы я послушал «более детальные новости» о вас, так интереснее.
Единственная возможность дать кому-то веру — это иметь ее самому. Когда вы расстроены, вы ведь не подходите, чтобы утешиться, к такому же человеку, как вы сами. Вы подходите к тому, кто спокоен. Если вы хотите быть исполнены верой, найдите того, кто верует. Не того, кто будет с вами говорить о вере, а того, кто будет эту веру иметь.
У кого лечиться: у Господа или у врача?
— Мы живем в самом центре Москвы, и нам очень трудно остановить работу, посмотреть на себя, помолиться Богу. Многие из нас уже устали от работы и учебы. Как мы можем культивировать веру в нашем уме в состоянии постоянной занятости, труда?
— Я дам вам очень простой ответ, а потом объясню: поговорим о любви. Представим, что вы женаты, у вас дети. И у вашей восьмилетней дочери очень редкая форма аллергии, угрожающая ее жизни. Она может умереть, если будет оставаться в городском окружении, этому заболеванию нет лечения, кроме одного: переехать в Монголию, потому что там климат, подходящий ей по здоровью. Если вы останетесь здесь, неважно, что вы при этом делаете для ее исцеления, она все равно умрет. У вас работа, квартира, автомобиль, отпуск — все материальное для жизни есть. Но если вы уедете, вы этих вещей лишитесь. Но дочь ваша будет жить. Если останетесь — материальное у вас будет, а дочь умрет. «Мы еще одну родим»? Где вы будете жить? — Конечно, в Монголии.
Если ваша душа умирает и лечения никакого другого нет, кроме того, чтобы уехать, удалиться, разве вы будете говорить: «Пускай она умирает»? Или вы откажетесь от всего того, что ее убивает? Наши бесценные души умирают, а мы держимся за нашу работу, за комфорт, за страсти, за материальное благосостояние! И мы позволяем им умирать!
— Люди спрашивают: «Где Бог, когда я страдаю?» Как отвечать на этот вопрос?
— Он с вами. Состояние человека — это смертельное заболевание. Никто живым из этой жизни не выходит, все умирают. Не вопрос, когда вы умрете, — вопрос в том, что вы в принципе умрете. Вы не хотите умереть, при этом умерев, — вы должны умереть, для того чтобы жить. Бог определяет, сколько мы здесь находимся, и не имеет значения, 20 ли это лет или 90. Если мы это не получаем до того, как мы уходим, мы впустую потеряем время. И если мы в 20 лет приобрели это главное, Бог зовет нас домой. Поэтому живите для Бога и жизни вечной и не беспокойтесь о всякой чепухе.
У меня есть друг, священник. Он говорил людям: «Я не боюсь смерти — я просто боюсь умирать». Вот мы о чем — мы просто боимся самого процесса. Когда ты знаешь, что есть смерть, тогда ты ее больше не боишься. Смерть — это лишь начало, а не конец.
— Человек страдает хронической болезнью. Возможно, Господь попустил эту болезнь для его исправления. Но перед Причастием мы молимся об исцелении как души, так и тела — почему же Господь не исцеляет тело? И надо ли ходить к врачам, если Господь не исцеляет?
— Бог лечит. Он делает все для нашего спасения. Мы этого не понимаем, потому что не знаем, в чем спасение. Исцеление его души и тела. Но если тело ведет себя так, как будто оно — единственная ценность для Бога, то это — заболевание. Вы говорите, что приступаете к Причастию с надеждой. Исцеляет вас вера, а не надежда. Господь говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя». Когда приходишь и говоришь Ему: «Господи, я надеюсь, что Ты это сделаешь», Он отвечает: «Парень, забудь». Когда вы приходите к Нему с верой и не получаете исцеления от телесной болезни, вы говорите: «Слава Богу. Он исцелил мою душу. Значит, тело мне не нужно», причем говорите радостно. Целительная сила лекарств зависит от того, для чего ты их принимаешь.
Несколько лет назад я заболел раком. Мне сказали, что я уже старый и что у меня уже третья степень рака. Мне нужна была операция, и шансы у меня были невелики. Мне предложили сначала сделать пересадку костного мозга, потом операцию, химиотерапию и радиацию. Я сказал: «Я всю жизнь ждал возвращения домой — зачем мне сейчас все это делать? Я счастлив быть с Богом, поэтому не переживаю». Епископ очень расстроился, он сказал: «Отец, ты монах, и твоя жизнь — не твоя. У тебя нет права принимать такие решения. Ты будешь делать это по послушанию, и послушание для тебя: проводить лечение». Я это сделал. И речь шла не о том, хочу я этого или не хочу, — речь шла о послушании. Поэтому — должны ли вы принимать лекарства? Конечно, вы должны делать все, чтобы оставаться здоровыми, без одержимости своим телом. Если вы сомневаетесь, идите к духовному отцу и поступайте так, как скажет он.
Смотри на себя трезвыми глазами!
— Бывает часто, что люди нас хвалят. Как при этом оставаться трезвым, чтобы похвала «отскакивала» от тебя?
— У меня есть история по этому поводу. У меня есть хороший друг, сейчас она уже умерла. Она была южно-баптистской юристкой. Была полноватой, но прекрасной, энергичной женщиной. Правда, была всегда поглощена тем, как она выглядит. Хотела всегда быть прекрасной и желаемой, но на пути к этому стоял ее излишний вес. Однажды она встретила медика и получила от нее особую диету. Это было много лет назад, до «эры технологий». У нее был «Полароид» — тогда, чтобы проявить фотографию, нужно еще было ее особым гелем намазать. И этот медик сказал ей: «Оставайся на моей диете. Я тебе дам кое-что, что поможет тебе сохранять эту диету. Сфотографируй себя этой камерой и поставь фотографию на холодильник. И каждый раз, когда захочешь есть, ты увидишь ту реальность, которую видеть бы не хотела. И ты отойдешь от холодильника». Она жила одна, фотография висела на холодильнике, женщина худела. Это стало частью ее жизни, она к ней привыкла, больше она на фото не смотрела. Однажды у нее была вечеринка — пили кофе. Кто-то спросил, есть ли сливки. «Да, конечно, в холодильнике». Гость встал, но еще на полпути к холодильнику она закричала: «Стой!» — и сама побежала доставать сливки. Она зашла в кухню и увидела, что гость уже уставился на ее фотографию. Вот что вам нужно сделать: нужно видеть себя таким, каким вы на самом деле являетесь, а не таким, каким вас видят люди. Нужны вот такие «фотографии» вашей духовной реальности.
В монастыре был монах, который говорил, когда что-то не так шло: «Повреждение, брат, повреждение». Мы повреждены, мы гнием внутри. Какая разница, что говорят люди! Думают ли они, что вы прекрасны, что вы хорошо выглядите, — важно ли это? Самое главное, что Господь думает. Не будьте глупцами, принимая то, что снаружи, за свое собственное «я».
Я знал одного монаха, в его келье, в красном углу с иконами — было зеркало. Оно было вставлено в рамку такого же размера, как иконы. Он попросил меня освятить келью. Я увидел зеркало в углу с иконами, спрашиваю: «А это что такое?» Он отвечает: «Отец, мы должны быть в образе Божием, и каждый день я проверяю этот образ. И каждый же день этот образ Божий во мне все меньше! Это всегда меня потрясает и возвращает к действительности».
Смиренный человек знает о себе правду, а гордый слышит только комплименты. Не слушайте хвалящих вас — они ничего о вас не знают. Они знают только тот мусор, который вы им показываете.
Был прекрасный старый архимандрит, человек святой жизни. Он не мог выносить клириков и монашествующих, которые пользовались одеколоном. Один обильно политый одеколоном священник подошел к нему, архимандрит его поприветствовал и сказал: «Отец, твой одеколон не заглушает вонь твоих грехов». Бедный священник!
Что мы пытаемся прикрыть?
— Как практически начать удаляться от мира и приближаться к Богу?
— Если есть девушка, к которой вы страстно привязаны, то вы за этой подругой бегаете постоянно, думаете о ней целый день, хотите все время быть рядом. Разве вы спрашиваете ее: «Сколько времени мне надо проводить с тобой?» Нет, вы говорите ей другое: «Сколько я еще могу побыть с тобой? Не уходи! Ничего страшного, что мне не удастся выспаться. Давай еще поговорим, еще погуляем». Когда ты любишь другого, никогда не подсчитываешь, сколько чего потратил на него. А когда любишь себя, тогда спрашиваешь, сколько времени надо провести.
Учась любить, мы учимся удерживать собственную волю, отдавая себя в послушание, и следованию воле Божией, а не своей. Наши желания угождать себе стоят на пути к любви. Когда я встречаю молодых людей, которые хотят вступить в брак, я им говорю: «Что вы ищите в женщине? Кем хотите, чтобы она была?» И очень редко, почти никогда мне говорят: «Я бы хотел, чтобы она была, как Богородица». Почти всегда мне говорят, что хотят, чтобы женщина была привлекательной, чувствительной, горячей, добродетельной, любящей — всё вместе. Ничего о том, чтобы: «Я хочу, чтобы она довела меня до Бога». Я спрашиваю женщин: «Что вы ищите в муже? Вы не хотите, чтобы он был, как Господь?» — «О, нет! Как я могу любить его, если я буду думать о Боге?» Что мы делаем?! Когда мы любим кого-то, мы не можем при этом быть в присутствии Бога?! Вы ищите чувственных удовольствий, но вы не любите другого — вы любите себя. Вы должны любить в целомудрии. Любить человека, а не себя.
Что происходит, когда уходит взволнованность, влюбленность? Взаимоотношения заканчиваются. Я говорю молодым: проведите неделю с мамой будущей жены. Если сможете прожить неделю с ней, выдержите и с женой. Потому что ваша жена будет такой же, как и ее мама. И нечего вздрагивать и говорить, что этого вы понести не сможете.
Еще раз о любви
— Как относиться к человеку, которому отдаешь много любви, а он тебе отвечает, что ты все это делаешь из человекоугодия, и не отвечает на твою любовь — только молчит?
— Вы в данный момент говорите о ком-то, но не о Боге? Единственный, кому вы должны отдавать всю свою любовь, — только Господь. Вы не можете отдавать всю любовь какой-то личности, потому что причина, по которой мы имеем взаимоотношения с людьми, — это наша любовь к Богу. А любовь к людям — это продолжение нашей любви к Богу. Вы не можете дать кому-либо то, что принадлежит только Богу. В противном случае вы потеряете этого человека: вы не можете ему дать того, что он просит. Никто не может любить вас совершенной любовью — только Бог это может. Если 7 миллиардов 200 миллионов всего населения Земли будет любить вас, то это не будет так же много, насколько вас любит Бог. Вы никогда не реализуете себя в другом живом существе — только в Боге. Поэтому привязанность к личности — это выражение нашей неадекватности: мы хотим, чтобы человек дал нам то, чего нам не хватает. Но это ведь невозможно. Вы можете любить кого-то, но любить этого кого-то надо только потому, что его любит Господь.
Мужчина и женщина вступают в брак. И цель благословения Церковью их брака — только в том, что это средство к спасению. Муж должен любить Господа больше, чем самого себя, и больше, чем он любит свою жену. И жена должна любить Господа больше, чем любит саму себя, и больше, чем любит своего мужа. Но обычно такого не бывает, и потому возникают разного рода трудности.
Многие из нас не знают, почему мы здесь. Я спрашиваю вас: кто вы? Вы знаете, кто вы? Из того, что вы думаете о себе, кем вы являетесь, вы действуете. Возьмем ребенка, скажем ему: ты глупый, некрасивый, не можешь ничего сделать — ребенок начинает в это верить. Говорим ему: ты прекрасный, умный, можешь сделать то-то и то-то — он начинает верить в это. Но ни то, ни другое не является реальностью — только то, как мы думаем о себе, кто мы есть на самом деле.
Я собирался как-то идти на встречу — там было много людей. Среди них — огромного роста мужчина. Как медведь! Он подошел ко мне, попросил благословения. Я его спрашиваю: «Кто вы?» Он ответил: «Я — чадо Божие». Вот кто вы! Если вы не это, то тогда вы — ничто. Вы существуете только потому, что Господь даровал вам жизнь, и вы можете любить только потому, что Он полюбил вас первый. Вот кто мы! Если мы еще этого не знаем, то тогда мы смотрим на порнографию и пытаемся разобраться, кто же мы такие. Потом мы бежим к людям, которые нас волнуют, ищем ту музыку, те вещи, которые будут постоянно занимать наш рассудок, чтобы заполнить нашу пустоту. Потому что мы не знаем, кто мы.
— Насколько ответственно — быть крестным отцом?
— Крестным родителем должен быть тот, кто жив и исполнен Духа Божия. И будет вести чадо по бурным водам. А если что-то произойдет с родителями телесными, то крестные должны стать ребенку такими родителями. Для того чтобы вести этого ребенка в рай. Сейчас это выглядит так, что вам нужно самому найти себе крестного родителя и начать работать с ним.
— Как семинаристу найти матушку, и нужно ли вообще искать ее?
— Очень часто молодые говорят мне: «Как я могу найти хорошего православного мужчину/хорошую православную женщину?» Я говорю им: «Очень просто. Если вы станете хорошим православным мужчиной или хорошей православной женщиной, тогда он/она вас сам/сама найдет». Как найти хорошую матушку? — Будьте хорошим православным мужчиной! Не ищите внешних «православных наворотов», а ищите добрую, благочестивую женщину. И на этом пути вашего поиска да поможет вам Господь. Вы получите то, что заслуживаете.
— У нас один семинарист нашел прекрасную, благочестивую, добрую девушку. Но она говорит, что пока в брак вступить не готова: то ли учится, то ли еще какие-то проблемы. Как быть семинаристу: ждать или другую матушку поискать?
— Вы нашли прекрасную жемчужину. Вы будете ждать, когда ее можно будет взять, или будете рыскать в поисках дешевой? Вы идиот? Держите штаны повыше и расслабьтесь!
— Какую позицию надо занимать ребенку, если его родители на грани развода?
— Их нужно любить и не осуждать. И любить их обоих, даже если один является более очевидным объектом обвинения. Если ваши родители находятся на грани развода, это как пациент у доктора: у него нога с язвой. Эта язва началась десять лет назад с красной точки на ноге, с годами разрослась во всю ногу. Вы говорите: «Нужно пойти к врачу», а доктор скажет: «Почему вы ждали десять лет? Единственный способ спасти вас — ампутировать ногу». Им нужно радикальное вмешательство, потому что ни один из них не понимает любви. И радикальная операция для них — это остановить любовь к себе, попросить прощения, понимая, что оба не правы. Это очень трудно сделать, если вы горды. Очень трудно, если никогда не любил, если любви не было с самого начала. Желание — это не любовь.
Интернет и спасение
Схиархимандрит Иоаким (Парр) на встрече со студентами Сретенской семинарии
— Может ли спорт быть хобби для православного человека?
— Для чего? Вы хотите оставаться здоровым, в форме? Поклоны с молитвой — самый лучший спорт! Нет ничего лучшего. И — несите тяготы друг друга — это самое лучшее. Хотите оставаться в форме — возьмите груз других и тогда будете очень подтянутым. Я знаю, что многие с этим не согласятся, но это мое мнение.
— Какие опасности связаны с интернетом? Как защитить душу от этих опасностей?
— Интернет — это инструмент, и, как любой инструмент, он должен использоваться правильно, по своему назначению. Любой инструмент может вас уничтожить. Можно взять скальпель, который необходим для операции, но если не уметь с ним обращаться, можно разрезать человека на куски. Значит ли это, что скальпель плох сам по себе? Интернет имеет опасные вещи внутри себя, но только пользователь делает их наличие фатальным, если не имеет рассуждения пользоваться ими правильно. Много разного мусора: отвлечения, развлечения, но всегда там есть богатство информации. Ничего нет такого в интернете, в чем вы нуждаетесь. Он не дает вам спасения, но помочь ему может. Если интернет для вас является искушением, вынести которое вы не можете, не пользуйтесь интернетом.
Социальные сети не нужны. Люди и без того наполнены ложью — они и без социальных сетей расскажут вам много чепухи, для того чтобы отвлечь вас. Встречайтесь с людьми. Для вас сети становятся фантазией, отвлечением и развлечением, и это не помогает молитве, это наполняет вас мусором.
|