Русская линия
Washington ProFile08.09.2005 

Американский город
Пьетро Нивола, директор Отдела исследований проблем управления исследовательского центра Brookings Institution

Вопрос: С какими проблемами сталкиваются города США?
Нивола: Самая важная проблема американских городов — полная зависимость от личного автомобиля, из-за большой площади населенных пунктов и пригородов. Поскольку автомобили потребляют почти исключительно бензин, этот способ передвижения представляет огромнейшую экологическую угрозу не только для самих городов, но и для всей страны и всего мира — автомобили производят огромное количество продуктов сгорания бензина. Выхлопные газы негативно влияют на качество воздуха в городах и являются одной из причин «парникового эффекта», который ответственен за процесс глобального потепления.
В городах США часты пробки, хотя нужно отметить, что в этой сфере ситуация не страшней существующей в Европе. Чем крупнее город, тем чаще в нем образуются автомобильные заторы. Даже если люди реже используют личные автомобили, предпочитая передвигаться пешком или на общественном транспорте, они часто не способны достичь нужной точки без помощи легковой машины. Поэтому все больше и больше людей покупают машины, что создает колоссальные проблемы.
В городских районах большой проблемой является обеспечение населения качественными коммунальными услугами. Существует чисто американская особенность — школы в городах хуже, чем школы в пригородах. Поэтому мало семей остаются жить в городе, предпочитая переезжать в пригородные районы. В результате, в самих городах часто живут лишь очень молодые и очень пожилые люди, то есть власти не особо заинтересованы серьезно заботиться о повышении качества городской жизни. В Европе наблюдается противоположная проблема. Коммунальные услуги в центре города намного лучше, чем на окраинах. Кому завидовать — Европе или Америке?
С моей точки зрения, в США есть важный позитивный аспект — люди более мобильны, они часто переезжают из одного района в другой, из одного города — в другой. Это дает им возможность найти лучшую работу, лучшее жилье — благодаря этому общая ситуация в городах постепенно также улучшается. В Европе ситуация иная: жилищный рынок развит хуже, это вынуждает людей жить в тесных квартирах, в перенаселенных кварталах. Причем европейцы часто сами не в состоянии улучшить свои жилищные условия.
Вопрос: Лучшим «лекарством» от автомобиля считается развитие общественного транспорта…
Нивола: Трудно добиться какого-либо прогресса в этой области до тех пор, пока американцы предпочитают иметь личные автомобили. Рассредоточение на большом пространстве жилых районов не позволяет создавать линии общественного транспорта, в которых будет обеспечен уровень пассажиропотока, достаточный для их самоокупаемости. Конечно, люди пользуются общественным транспортом, который доставляет их в центр города. Хотя в американских городах общественный транспорт развит намного хуже, чем в Париже, Лондоне или Москве. Американцам, живущим в одном пригороде, а работающим в другом, нет смысла пользоваться автобусом или метро. В Америке большинство рабочих мест находится не в центре города, а на его окраинах. Гораздо легче и удобнее самому сесть за руль.
Довольно умеренные цены на бензин позволяют американцам работать далеко от дома. Даже сейчас в США бензин намного дешевле, чем в Европе. Однако дальнейшее удорожание бензина может изменить ситуацию. Американцы задумаются. Во-первых, они начнут покупать более экономичные и компактные машины, а, во-вторых, они захотят жить ближе к месту роботы. В результате, увеличится число американцев, живущих в городских квартирах. В этом случае общественный транспорт получит шанс на развитие, поскольку у него появится больше пассажиров и он станет рентабельным.
Вопрос: Есть ли иные способы, позволяющие улучшить состояние городов?
Нивола: Проблемы городов — это проблемы всей страны. С моей точки зрения, затраты населения на бензин не компенсируют того ущерба, который автомобили наносят окружающей среде. Нужно повысить налоги на бензин, чтобы стало выгодно покупать более экономичные машины и чаще пользоваться метро, автобусами, трамваями и пр. Необходимо повысить качество образования в городских школах. Следует бороться с «расползанием» городов. Нельзя разрешать строительство новых районов, не «привязанных» к уже существующей инфраструктуре. То есть, жилищное строительство стоит вести вдоль ныне функционирующих транспортных артерий. Я сторонник жесткого планирования и регулирования. Дело в том, что проблема глобального потепления не является проблемой одних только городов — это проблема всей страны и всего мира.
Вопрос: Существует ли в США некий идеальный город, власти которого смогли достичь необходимого баланса?
Нивола: Город Портленд в штате Орегон — в нем обеспечен хороший уровень коммунального сервиса, в результате чего горожане не спешат переселяться в пригороды. Я бы назвал в числе кандидатов в число идеальных городов столицу США, Вашингтон. В нем неплохая система общественного транспорта, много открытых пространств и парков, много света, хорошая планировка, чудесные культурные центры, милые жилые кварталы. Чего нет в Вашингтоне — так это хороших школ, а также коммунальных услуг высокого качества.
При оценках города прежде всего, обращают внимание на архитектурную эстетику и городской дизайн. Сравнивать города сложно, но нью-йоркцы, например, всегда поставят на первое место свой город — космополитичный мегаполис, культурный центр США. Чудесный город Сан-Франциско, но я бы сказал, что этим он, прежде всего, обязан своему географическому положению.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика