Русская линия | Юрий Клиценко | 23.08.2005 |
Уважаемая редакция «Русской линии»! Благодарю за публикацию русского перевода статьи американской журналистки Элизабет Шуэтт «Американцы занимают место в русском фольклоре» и ответа нижегородского ученого Сергея Чеснокова под заголовком «Интерес к дедовским преданиям отраден. Комментарий по поводу реакции американцев на исчезновение нижегородского озера»:
В основном соглашаясь с содержанием вышеуказанных материалов, отмечу некоторые неточности, допущенные коллегами. Так, Элизабет Шуэтт ошибочно отождествила озера в Болотниково и в Дедово и адаптировала предоставленные ей сведения к вкусам американских читателей. А Сергей Чесноков, в частности, пишет: «Вообще, я думаю, автору статьи следовало бы сделать скидку на романтическую фантазию Юрия Клиценко, несколько преувеличившего глухость и заброшенность деревни Дедово, в которую якобы даже автобусы не ходят. Ходят — и не один раз в день». В действительности автобусы до Дедово ходят только в летний период — с начала июня до середины августа. Не знаю, почему этот общеизвестный местным жителям факт Сергей Чесноков счел моей «романтической фантазией».
Впрочем, отсутствие автобусного рейса до Дедово не является затруднением для православных паломнических групп, обычно путешествующих на специально заказанных автобусах. Проблему я вижу в другом: большинство направляющихся через Муром в Дивеево паломников не знают о том, что их маршрут проходит вблизи храма и озера, с которыми связаны многочисленные чудеса, предания и легенды.
О главных святынях этого места, к сожалению, похищенных современными святотатцами, муромский краевед Александр Епанчин сообщает: «Село Дедово Навашинского района Нижегородской области. Икона Николы Угодника 1562 года, похищена в 1981 году. Икона Спаса Нерукотворного 1591 года, написана в Казани Иваном Дементьяковым. По преданию находилась в мужском монастыре в селе Русаки, которое провалилось и на его месте образовалось озеро Большое Свято (Новое Свято), находящееся в одной версте от Дедово. После провала икона всплыла и её перенесли в село, чудотворный образ был похищен из храма в ночь с 7 на 8 ноября 2000 года» (А.А.Епанчин, «Господь поставил меня собирателем», Муром, 2002).
Более подробные сведения об это святом месте приводятся в «Топонимике Мурома и его окрестностей» А. Епанчина (Муромский историко-художественный музей, Муром, 2001), «Топонимических заметках Навашинского района» (составитель Т.Н.Афанасьева, Муром, 2004), статье М.В.Кочкиной «Ктиторы Муромского Спасского монастыря Кравковы» (Муромский сборник. Муром, 1993), а также в интереснейших исследованиях Сергея Чеснокова, к сожалению, пока опубликованных лишь частично.
Согласно народным преданиям со времен правления царя Ивана Грозного в Дедово и на берегах озера Большое Свято подвизались монахи. М.В.Кочкина датирует первое упоминание о храме в Дедово XVI веком и связывает строительство церкви с биографией Василия Есиповича Кравкова, боголюбивого военачальника, принявшего иночество после участия в Казанских походах. Владелец села Дедово Василий Кравков, в иночестве Матфей, похоронен в Спасском монастыре в Муроме.
Народные сказания о происхождении дедовского храма, в основном, не противоречат данным исторической науки. Мне не удалось обнаружить никаких документов, подтверждающих существование села Русаки. Тем не менее, краеведческая литература и многочисленные свидетельства священника и прихожан дедовского храма указывают на святость места, которое может стать объектом паломничества православных христиан, посещающих Муром и Дивеево.
https://rusk.ru/st.php?idar=7364
|