Крестовский мост | Владимир Хотиненко | 09.12.2015 |
На экраны вышел новый фильм народного артиста России Владимира Хотиненко — «Наследники». Картина посвящена Сергию Радонежскому, однако самого преподобного Сергия в ней нет: сюжет развивается в рамках современного ток-шоу.
Юбилей святого случился неспроста
— Владимир Иванович, почему вы сняли ленту именно так?
— Если бы мне предложили сделать большой исторический фильм о преподобном Сергии, я бы отказался. Я не знаю, как снять фильм буквально о Сергии Радонежском. О святых вообще чрезвычайно сложно снимать, особенно когда речь идёт о личности такого масштаба; к тому же о Сергии остались только косвенные воспоминания. Строго говоря, святых нужно видеть духовным зрением. Для этого жития и существуют. Но жития — не сценарий, и попытки их механического переноса на экран обречены на неудачу. Поэтому я выбрал уникальную для художественного кино форму ток-шоу. Мне хотелось, чтобы картина пробудила интерес к личности Сергия Радонежского.
— Вам удалось почувствовать преподобного не как икону, а как человека, актуального для сегодняшнего дня?
— Во время съёмок я специально придумал и вложил в уста персонажа, которого играет Александр Балуев, фразу: «Видимо, неспроста сейчас случился юбилей преподобного Сергия». Я сознательно избегал в картине каких-то нравоучений. Показал разные точки понимания этой личности, их высказывают представители различных социальных слоёв. Есть в картине и современный священник. В скромном, чистом, спокойном образе этого батюшки как бы просматривается намёк на главного героя. Что касается меня, то и на съёмках, и сейчас я обращаюсь к Сергию, прошу его помощи.
Как спасали картину
— Слышала, что в какой-то момент судьба фильма оказалась под вопросом.
— За неделю до окончания съёмок мне сообщили, что бюджет на исходе и, наверное, придётся всё останавливать и закрываться. Но я вдруг почувствовал какую-то опору и сказал: «Нет. Мы уложимся даже в самый скромный бюджет». А дальше все согласились работать за минимальные деньги и завершили картину. И актёры, и вся съёмочная группа. Для меня это было очень важно.
— Какой эпизод фильма вы считаете ключевым?
— Не все знают, как в 1920 году удалось сохранить от уничтожения главу преподобного Сергия. Я бы снимал эту картину только ради сцены, в которой об этом рассказывает одна из участников ток-шоу — детский врач. Для меня важно, что имя Сергия звучит здесь не пафосно, не в честь юбилея; что его образ стал частью нашего личного опыта и современные люди стараются почувствовать, понять, разобраться, какое значение имеет для них святой, живший в XIV веке. В конце фильма видно, что все герои выходят после ток-шоу чуть-чуть изменившимися. Такие духовные движения дорогого стоят.
Что в России выше денег
— Вы будете продолжать религиозную тему?
— Не знаю. В своё время, когда мне предложили снять фильм «Паломничество в Вечный город», я сначала отказался, потому что понимал, как это непросто. Но моя жена, Татьяна, сказала: «Ты не имеешь права отказываться, потому что, не дай Бог, возьмётся кто-то, кто это испортит». И я согласился. Похожая история была с картиной «Поп». Это всё не моя инициатива, потому что я слишком хорошо знаю, как невероятно сложно снимать фильмы на эту тему.
— Финансовые проблемы вашим съёмкам не помешали, а как же расхожее выражение о том, что миром сегодня правят деньги? Вы с этим не согласны?
— Если иметь в виду реальность, о которой писал ещё Достоевский в «Подростке», или труды Маркса с Энгельсом, то конечно. Но в России правда всегда была выше денег. Всегда! В этом есть что-то мистическое. Думаю, без мистической составляющей о России вообще бессмысленно говорить. Без веры, без Бога в России понять ничего нельзя. Очень хорошо, что сейчас мы оказались в относительной изоляции. Я считаю нынешние времена спасительными: мы можем наконец заняться собой.
Беседовала Ирина Колпакова