Деловая газета «Взгляд» | Сергей Худиев | 05.11.2015 |
Люди, которых привлекают идеалы справедливости, мира и братства народов, правы — это действительно благие и правильные вещи. 4 и 7 ноября — две даты, которые знаменуют отсутствие согласия в оценке произошедшего в России.
Две памятные даты, которые отмечаются всего с трехдневным перерывом — 4 и 7 ноября — знаменуют два противоположных полюса русской истории. 4 ноября мы вспоминаем одоление Смуты и изгнание интервентов, которые укрепились в Москве благодаря этой Смуте.
7 ноября — день революции, ближайшим результатом которой явилось заключение Брестского мира, когда Россия уступила проигравшей в Первой мировой войне державе, и начало гражданской войны — в полном соответствии с лозунгом «превратим войну империалистическую в гражданскую войну».
Эти даты также знаменуют отсутствие согласия в оценке произошедшего. Для многих революция и установление большевистской диктатуры — один из самых чистых примеров беспримесного и безусловного зла в мировой истории. Комиссары с печатью вырождения на злобных лицах тащат на расправу крестьян, офицеров и священников.
Потом является НКВД и тащит на расправу еще множество невинных людей — и, за компанию, самих комиссаров. Так вот зло расплачивается со своими вернейшими слугами. Для многих других картина выглядит иначе — это был порыв народа к справедливости, братству и светлому будущему для всего мира и добру.
Эти точки зрения невозможно согласовать; но можно посмотреть на них из другой системы координат. И начать, прежде всего, с одного философского вопроса — потому что философские вопросы и есть самые практические. Это вопрос о природе зла.
В христианской традиции зло не имеет самостоятельной природы — это порча, дырка, пустота, паразит. Как дыра в зубе — это не наличие чего-то, это отсутствие здоровой ткани там, где она должна быть.
Когда дыра полностью разрушит зуб, она сама прекратит свое существование — дырой можно быть только в чем-то. Паразиты, погубившие организм-носитель, сами погибают — они не могут существовать без него.
Зло может достигнуть каких-то результатов, только паразитируя на добром. У него нет своей энергии — только краденная, у него вообще нет ничего своего. Оно питается чем-то добрым, разрушая и искажая его.
Преодоление зла — в христианской перспективе — состоит в исцелении и освобождении этого доброго. Поэтому стоит отделять паразитирующее зло от того добра, на котором оно паразитирует. Большевизм действительно был в высшей степени ужасен. Но он не смог бы достигнуть такого могущества — и совершить таких ужасов — если бы не паразитировал на чем-то добром.
На чем именно? Он провозглашал мечту о справедливом обществе, где исчезнут войны и эксплуатация, и утвердится братство людей и народов, а те, чье достоинство попиралось, обретут свободу и уважение.
Как уже многие обращали на это внимание, большевизм — это постхристианская ересь. Он возникает на почве христианской Европы — и не мог бы возникнуть на другой.
Большевизм провозглашал свой аналог Страшного суда — революцию, с пролетариатом в качестве Мессии, переиначивая на свой лад библейское обетование: «Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи — дороже золота Офирского». (Ис.13:11,12)
В результате революции и последующего развития должно было явиться светлое будущее — секулярный аналог мессианского царства, где «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком» (Ис.11:6)
Выражение «перековать мечи на орала», хорошо знакомое всем советским людям, оттуда же, из Библии — «и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4), как и плакатный голубь мира с масличной ветвью — в Библии он возвещает о конце Всемирного потопа (Быт.8:11).
Ересь (как это обычно для ересей) привлекает людей той частичной истиной, которая в ней есть, и губит их, потому что другие необходимые истины она отвергла. Люди, которых привлекают идеалы справедливости, мира и братства народов, правы — это действительно благие и правильные вещи. Но большевизм не мог их дать.
Почему? В чем был его роковой дефект? Одна из христианских доктрин, наотрез отвергнутая большевизмом, состоит в том, что человеческая природа повреждена грехом. Человек — грешник, и он нуждается в спасении, исходящем от Бога.
#{author}Большевизм отвергал и Бога, и небесное спасение, полагая, что спасение должно быть чисто посюсторонним и совершиться руками самих людей — «никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».
Он верил, что зло в человеческой природе есть результат неправильных социальных отношений и по мере строительства коммунизма люди будут меняться; явится новый тип человека, свободного от язв прошлого.
Человека, которого мы встречаем, например, в советской научной фантастике — гуманного, мудрого, исполненного братской любви ко всем людям, охотно и радостно трудящегося ради общего блага. Увы, это так и осталось фантастикой.
Мы можем (и должны) стремиться к обузданию зла и утверждению справедливости — но своею собственной рукой светлого будущего мы не построим. Зло невозможно искоренить из этого мира, объявив его источником капиталистов или еще кого-то — хуже того, такие попытки ведут только к умножению зла.
|