Русская линия
Русская планета Михаил Боков28.10.2015 

Святитель Афанасий (Сахаров): «Хуже всякого греха — отчаяние»

Икона святителя Афанасия, епископа Ковровского. Источник: hram-bal.ru

Икона святителя Афанасия, епископа Ковровского.

Пройдя через ад репрессий, он призывал других держаться и не падать духом

28 октября Православная церковь празднует память святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Он был архиереем сорок один год, и из них половину провел в сталинских тюрьмах.

Монах

После его смерти в комнатке в Петушках нашли записку — «Даты и этапы моей жизни». В ней 132 строки, из которых 94 начинаются словами «арестован», «приговорен», «этапирован». Эти строки резюмирует последняя: «В узах и горьких работах — 254 месяца».

Он не сомневался, что станет монахом. Родившийся во Владимире в небогатой семье, Сережа Сахаров (его мирское имя до пострига) ушел учиться сначала в духовное училище, затем в семинарию и академию. Монахом его видела и мать, полагавшая, что лучшего призвания для сына не может и быть. Но что его монашество, а затем и епископство выпадут на годы жестоких гонений, где каждый день будет проверять тебя на прочность, об этом вряд ли мог догадываться молодой богослов и ученый, когда в 1912 году принимал постриг с именем Афанасий.

В 1917 году его выбрали членом исторического Поместного собора, где впервые со времен Петра I восстановили патриаршество. Иеромонах Афанасий работал в отделе по богослужебным вопросам. Примерно в то же время он начал работу над знаменитой службой «Всем святым, в земле Российской просиявшим». Над этим трудом, который стал частью литургической жизни Православной церкви, он работал до конца своих дней, почти полвека дополняя и кристаллизуя его.

Его первое столкновение с властями произошло в 1919 году. Во Владимире в рамках антирелигиозной кампании планировалось вскрыть раки с мощами святых. В Успенском соборе города иеромонах Афанасий встретил людей, пришедших посмотреть на «демонстрацию останков». «Благословен Господь наш!» — возвестил он. Пришедшие засмущались, стали толпиться в проходе, в толпе кто-то ответил: «Аминь!» Так вместо поругания начался благодарственный молебен.

Вскоре после этого его назначили наместником сразу двух монастырей — Боголюбского и владимирского Рождества Пресвятой Богородицы. Двойное назначение было связано с тем, что прежних наместников отправили в тюрьмы. Летом 1921 года он становится епископом Ковровским, викарием Владимирской епархии. Интересно, что хиротонию возглавил митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский), который в будущем займет патриарший престол. Непримиримый Афанасий назовет это патриаршество незаконным.

По его мнению, Сергий, являясь местоблюстителем патриаршего престола, самовольно присвоил себе права первоиерарха, а затем взял ошибочный курс на сближение с советской властью. Уместно будет сказать, что вместе с Афанасием нового патриарха не признали и некоторые другие священнослужители. Афанасий назовет Сергия «захватчиком престола» и до самой кончины последнего в 1944 году не будет поминать того на богослужениях.

Обновленцы

Спустя восемь месяцев после хиротонии Афанасия впервые арестовали. Поводом стало подложное дело об исчезновении церковных ценностей из суздальского Спасского монастыря. Его приговорили к году заключения, амнистировали, затем арестовали вновь и отправили в ссылку под Томск.

Святитель Афанасий (Сахаров), фотография из уголовного дела

Святитель Афанасий (Сахаров), фотография из уголовного дела.

Все это время в России развивалось обновленчество — ветвь церковного раскола, которую поддержали большевики: с помощью раскольников-обновленцев они планировали еще сильнее ослабить каноническую церковь.

В 1925 году Афанасий, ненадолго вышедший на свободу, побывал на съезде обновленцев. Запись о его визите осталась в обновленческом журнале «Вестник Священного Синода»: раскольники планировали, что владыка поддержит их, однако тот пришел как обвинитель.

Очевидцы вспоминали: Афанасий отказался принимать участие в молитве и благословлять собрание. Вместо этого он заявил, что церковное управление обновленцев неканонично, что они не имеют права рукополагать архиереев и совершать таинства. Только покаяние, завершил свою речь он, сможет вернуть их в лоно Церкви.

С подобными же речами святитель обращался и к пастве: он предостерегал от общения с обновленцами, заново освящал церкви, если обновленцам случалось проводить там службы. Потом уже, в очередной раз сидя в тюрьме, он писал своей матери: «Здесь лучше, чем на свободе, это я говорю без преувеличений. Здесь истинная Православная церковь. Вот смотрю я сейчас на заключенных за дело Христово епископов и пресвитеров, слышу о православных пастырях, в других тюрьмах находящихся, — какое спокойствие и благодушие у всех. Мы здесь как бы взяты в изолятор во время эпидемии..» Под эпидемией он, конечно, имел в виду провоцируемый властью раскол.

Тюрьмы

Иеромонах Иеракс (Бочаров), который в 1943 году проходил вместе с Афанасием по одному уголовному делу (организация антисоветского церковного подполья), вспоминал, как его отправили в лагерь в Кемеровской области. Его втолкнули в камеру, кругом были блатные, играли в карты, в камере висел дым, и вдруг посреди этой вакханалии он неожиданно увидел владыку Афанасия. Тот сидел с ногами на кровати, вокруг в беспорядке лежали открытые книги: владыка совершал богослужение. Вместо приветствия он сказал иеромонаху: «Читай! Глас такой-то, тропарь такой-то!» «Да разве здесь можно?» — удивился отец Иеракс. «Можно, можно! Читай!»

Примерно так же писал о своем тюремном бытии и сам владыка: «На Рождество совершил праздничное бдение. После него пошел славить Христа родившегося и по родным могилкам, и по келиям здравствующих. И там и тут одно и то же пел… Как будто повидался со всеми и утешился молитвенным общением. И где только я не был. Начал, конечно, с могилки милой моей мамы, потом и у папы был, и у крестной, а затем пошел путешествовать по святой Руси..»

Он вышел на свободу в 1955 году, уехал под Ярославль, потом осел в Петушках. Когда его в один из последних месяцев жизни спросили, что нужно для спасения, он ответил: «Самое главное — это вера. Вера — всему фундамент. Второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые дела. Но хуже всякого греха — это отчаяние».

Святитель Афансий скончался 28 октября 1962 года. В 2000 году Архиерейский собор Русской православной церкви канонизировал его в лике новомучеников и исповедников российских.

http://rusplt.ru/society/svyatitel-afanasiy-saharov-huje-vsyakogo-greha--otchayanie-19 434.html

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика