Русская линия
Washington ProFile22.06.2005 

«Большая Восьмерка»

Четыре вопроса четырем экспертам.
Четыре американских специалиста отвечают на вопросы о предстоящем саммите «Большой Восьмерки».

Вопрос: Насколько эффективно реализуются решения, принятые на саммитах «Большой Восьмерки»?

Дэвид Роткопф, создатель и руководитель компании Intellibridge, занимающейся консультациями в сфере международных отношений. В прошлом заместитель Министра Торговли США. Профессор Колумбийского Университета:

«Большая Восьмерка» — это координирующий, а не совещательный орган. Члены «Восьмерки» могут согласиться применять особые меры по определенным вопросам, что особенно важно в экономической политике. Ошибаются те, кто воспринимает «Восьмерку» как совещательный аппарат, который быстро и решительно принимает решения.

Марк Икер, профессор бизнес-школы Университета Вирджинии. Эксперт в области международной экономики и финансов:

Я не думаю, что эти решения особенно эффективны, однако они показывают, какие процессы будут происходить в ближайшем будущем. После этих встреч часто формируется согласие по определенным вопросам, например, в области торговли, а уже потом предпринимаются более конкретные шаги.

Сандра Поласки, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир. В прошлом, высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США:

Соглашения, которые заключаются в рамках «Большой Восьмерки», настолько разнообразны, что их нельзя оценивать вкупе. Я думаю, что «Восьмерка» является очень эффективной организаций в случае, если она обсуждает вопрос, непосредственно касающийся всех стран-участников. Например, очень важные решения могут быть приняты, если речь идет о курсах валют. Одна из главных проблем «Восьмерки» заключается в том, что в обсуждении многих вопросов не участвуют все заинтересованные международные игроки.

Эстер Бриммер, заместитель директора Школы Передовых Международных Исследований имени Пола Нитце при Университете Джонса Хопкинса. Бывший высокопоставленный сотрудник Госдепартамента США:

«Большая Восьмерка» — очень интересная организация. В отличии от других международных структур, она не имеет секретариата, и еЈ члены не подписывают формальных договоров. Саммит «Восьмерки» может быть очень эффективным для запуска каких-либо инициатив, если так пожелают еЈ члены. Это место, где державы могут быстро принять совместное решение и даже выполнить его.

На саммитах «Восьмерки» иногда инициируются важные программы. Например, именно здесь были предприняты первые усилия по борьбе с финансированием международного терроризма — впоследствии это привело к созданию очень важных транснациональных структур. То есть, саммиты «Восьмерки» могут значительно способствовать прогрессу в реализации разных программ, но только в том случае, если этого хотят сами члены «Восьмерки».

Вопрос: Какое влияние оказывает участие в «Большой Восьмерке» на внешнюю политику стран, являющихся ее членами?

Роткопф: «Большую Восьмерку» воспринимают как одну из главных организаций, координирующих международную экономическую политику. Она приобретает особенное значение из-за того, что в ее работе участвуют две главные экономические силы мира — США и Европейский Союз. Эффективность действий «Восьмерки» зависит от проблем, которые она обсуждает. Например, «Восьмерка» не преуспевает, если разговор идет о глобальной экономике, о валютах или торговле, то есть о вопросах, которые затрагивают интересы других крупных держав, не входящих в эту структуру.

Раньше трансатлантические отношения были настолько важны для мировой экономики, что вступление того или иного государства в «Восьмерку» становилось чрезвычайно важным событием. Однако абсурдно вести переговоры о глобальной экономике с участием Италии и Канады, но без Китая или Индии.

Икер: Это только вопрос престижа, причем престижа не страны, а ее президента или премьер-министра. Исключение какой-то страны из «Восьмерки», скажем, Италии, стало бы крайне болезненным ударом прежде всего по престижу Берлускони и лишь потом по престижу Италии. Это происходит только потому, что многие страны хотят занять место в этой организации, которую считают очень влиятельной, несмотря на то, что «Восьмерка» очень мало чего реально решает. Членство в «Восьмерке» не оказывает серьезного влияния на политику государств, участвующих в ее работе.

Поласки: Мне кажется, что ситуация постепенно меняется. Когда Россию приняли в эту организацию, это стало важным шагом, символизировавшим вступление этой страны в международное общество и формирование мира, не разделенного какими-то политическими барьерами. Членство в «Восьмерке» принесло определенную выгоду России. Ранее вступление в «Восьмерку» было очень важным для многих государств. Ныне Китай регулярно приглашают участвовать в определенных дискуссиях «Восьмерки», а Пекин отказывается, в очень прямой форме, когда считает, что подобные шаги не в его интересах. Это, скорее всего, показатель того, что «Восьмерка» — далеко не самая эффективная организация, решающая мировые проблемы.

Бриммер: Членство в «Восьмерке» отличается от участия в других международных организациях. Здесь, в отличие от других международных структур, нет никаких специфических прав или обязанностей стран-участниц. Участие в работе «Восьмерки» предоставляет государственным лидерам возможность произвести впечатление, что они находятся среди важнейших мировых игроков, принимающих главные политические и экономические решения. Но есть много стран, которые не являются частью «Восьмерки», и поэтому способность этой организации выполнять принятые ею решения всегда будет ограничена. Важно продолжать эти встречи, но иметь в виду, что есть смысл использовать еЈ инициативы другими международными структурами.

Вопрос: В последнее время группа влиятельных американских политиков требует исключения России из «Большой Восьмерки». Насколько вероятно принятие подобного решения?

Роткопф: Я ничего не могу прогнозировать, но сомневаюсь, что речь идет о прямом исключении России из этой организации. Более вероятно, что Россию могут не допустить к участию в каких-либо дискуссиях. Стоит напомнить, при каких условиях Россия была принята в состав «Восьмерки» — она никогда не считалась страной, мощной в экономическом плане, и даже не отвечала некоторым политическим критериям, предъявляемым к членам «Восьмерки». У России особый статус: это страна, которая имеет большой военный потенциал, которая сыграла важную историческую роль, и чье экономическое будущее крайне важно для остальных членов «Восьмерки».

Думаю, что мы увидим некоторое изменение в идеологии «Восьмерки» — она перейдет от ограниченного трансатлантического сотрудничества к более широкому. Первые проявления этой тенденции мы наблюдали в прошлом году, когда на встречу «Восьмерки» пригласили министра финансов Китая. В будущем, как я думаю, будет продолжаться подобное селективное партнЈрство с определенными державами. Это вполне логичный шаг. Так как существует потребность в ведомстве, координирующем ситуацию в мировой экономике, то требуется создать подобный механизм исключительно для обсуждения проблем США и Европейского Союза. В некоторых дискуссиях должна принимать участие и Россия.

Икер: Безусловно, это возможно. Прежде всего, потому, что экономика России не настолько сильна — если бы размеры экономики были главным критерием для членства в «Восьмерке», то Россия в состав этой структуры не попала бы. В этом смысле, Китай имеет гораздо большее значение. Россия — крупная ядерная держава и она имеет политическое влияние, которое не соответствует размерам еЈ экономики. Последние несколько лет администрация Джорджа Буша прилагала значительные усилия, чтобы Путин участвовал в важных переговорах в рамках «Большой Восьмерки». Однако события последнего года серьезно уменьшили энтузиазм многих американских политиков, заинтересованных в продолжении этого процесса. Например, процесс Михаила Ходорковского поставил под сомнение серьЈзность заявлений России о достижении большей открытости ее экономики и укреплении власти закона в сфере бизнеса. Изгнание России из «Восьмерки» — это способ выразить недовольство ее действиями. Но на самом деле, это малоэффективно. Безусловно, Путину пришлось бы объяснять россиянам, почему Россию выгнали из этой престижной организации. То есть, такой шаг осложнил бы Путину жизнь, но кроме этого, не дал бы особенных результатов.

Россия — очень важный партнЈр США и Европы в области нераспространения оружия массового поражения. Здесь играют значительную роль еЈ ядерные арсеналы и отношения с определенными странами, например, с Ираном. Схожую ситуацию мы наблюдаем в сфере борьбы с международным терроризмом. США очень заинтересованы в партнерстве с Россией, несмотря на то, что приоритеты у этих стран различаются: Россия старается предотвратить террористические атаки на своей территории и воспринимает это как свою внутреннюю проблему, а США пытаются бороться с терроризмом по всему миру, считая это необходимым для того, чтобы не допустить атак на американской территории.

Поласки: Я не думаю, что это очень вероятно и считаю, что это было бы большой ошибкой. Проблема в том, что мир меняется, а «Восьмерка» недостаточно быстро к нему адаптируется. Она не имеет в своих рядах всех новых держав, которые сегодня принимают важные решения в международной политике. В «Восьмерке» представлен мир 1970-х и 1980-х годов. Россия вошла в ее состав в 1990-е годы. Неизбежно придется принять в «Восьмерку» Китай и Индию.

Чтобы саммиты «Большой Восьмерки» действительно имели большое значение, необходимо, чтобы в них участвовали все главные игроки мировой экономики и политики. Иначе получается, что лишь небольшая «фракция» принимает решения, а не все мировые лидеры. Поэтому я думаю, что исключение России стало бы «шагом назад». Нужно не только оставить Россию в покое, но и принять в «Восьмерку» новых членов.

Бриммер: Я думаю, что это маловероятно. Существует много проблем, для решения которых страны «Восьмерки» желали бы получить помощь России. Тем более, что гораздо проще пригласить кого-то за стол переговоров, чем прогнать. Однако сам факт, что такой вопрос возник, свидетельствует о разногласиях среди членов «Восьмерки».

Вопрос: На нынешнем саммите «Большой Восьмерки» будут в очередной раз обсуждаться проблема помощи Африке и борьбы с глобальным потеплением. Будет ли когда-либо достигнут реальный прогресс в этих сферах?

Роткопф: Сейчас кажется, что инициативы Тони Блэра будут не столь важными, как он рассчитывает. Тем не менее, мы не должны недооценивать его плана списания значительной части долга беднейших стран мира — это не просто символический шаг. Наверное будет достигнут и определенный прогресс по вопросу борьбы с глобальным потеплением, однако этому мешают различия в позициях ЕС и США.

Вопросы обороны — главный приоритет администрации Джорджа Буша. Здесь «Большая Восьмерка» действует ещЈ менее эффективно, чем в вопросах борьбы с глобальным потеплением. Дело в том, что различия в позициях ещЈ серьезней, и даже сами европейцы не могут выработать единой позиции. Из-за вступления в Европейский Союз стран Восточной Европы становится еще менее реальным принятие «Большой Восьмеркой» единогласных решений. Подобное было возможно лишь тогда, когда все члены этой организации единым фронтом противостояли советскому блоку.

Икер: Будут приняты решения по Африке, причем не только по списанию долгов, о чем недавно договорились. По вопросу борьбы с глобальным потеплением, как я думаю, никакого прогресса достигнуто не будет, вероятно, прежде всего, из-за позиции США.

Поласки: В последнее время, я стала более оптимистично относиться к африканскому вопросу. Многие страны начинают стыдиться, что ранее не проявляли достаточной активности в этой сфере, и поэтому мы сегодня слышим много обещаний. Особенно это относится к США — ранее они предлагали ничтожно малую помощь, но теперь готовы сделать больше. Примеру США следуют и другие государства. Поэтому я надеюсь, что будет достигнут хоть небольшой прорыв не только в списании долгов, но и в финансировании различных программ, помогающих развитию Африки. В вопросах глобального потепления, борьбы с терроризмом, распространением ядерного оружия я не ожидаю прорывов. Маловероятно, что уже существуют какие-то готовые серьезные документы, которые могут быть подписаны на этом саммите.

Бриммер: Безусловно, эти цели очень благородные, но меня очень волнует, кто и как их будет реализовывать. «Восьмерка» — одно из немногих мест в мире, где встречаются, дискутируют и принимают совместные решения лидеры важнейших государств мира. Но уже понятно, что ныне существуют очень большие разногласия между США и другими членами «Большой Восьмерки». Мне кажется, что премьер-министр Великобритании Тони Блэр несколько обескуражен реакцией ряда членов «Большой Восьмерки» на его предложения о помощи Африке. В данный момент не ясно, насколько успешно эти предложения будут претворяться в жизнь.


«Пятерка», ставшая «Восьмеркой»

Коалиция демократических государств, обладающих крупнейшими экономиками, ныне называющаяся «Большой Восьмеркой», GreatEight или G8, была «Большой Пятеркой», «Большой Шестеркой» и «Большой Семеркой». После присоединения к ней России она стала «Восьмеркой», а в ближайшее время может стать и «Девяткой», если, как ожидается, в состав коалиции войдет Китай, а Россия не утратит членства в этой структуре.

Эта структура появилась на свет в 1975 году, когда по инициативе президента Франции Жискар д’Эстена и канцлера Германии Шмидта в парижском пригороде Рамбуйе прошел Экономический Саммит, на котором представители США, Франции, Германии, Великобритании и Японии впервые обсудили вопросы глобальной экономики. Однако подлинным местом рождения коалиции также может считаться библиотека Белого Дома. В ней в начале 1970-х годов проходили неформальные дискуссии министров финансов этих стран. Необходимость во встречах финансистов была вызвана глобальным экономическим кризисом, который начался в 1973 году, после введения эмбарго на поставку нефти в США и Западную Европу арабскими странами-экспортерами. «Библиотечная группа» (полуофициальное название сложившейся структуры) пришла к выводу о необходимости проведения подобных обсуждений на самом высшем уровне. Во второй половине 1970-х годов к «Большой Пятерке» присоединились Италия (1975), Европейская Комиссия — ныне Европейский Союз (1977) и Канада (1978), в результате чего «Пятерка» превратилась в «Семерку». Официально об ее образовании было объявлено в 1985 году.

Подобные встречи представляли собой обсуждение наиболее важных и болезненных экономических вопросов в неформальной обстановке. В 1980-е годы эти встречи стали более регулярными, в них старались принимать участие первые лица государств, что сделало саммиты более официозными и формальными. Впрочем по традиции, если первый и третий дни саммита проходят в официальной атмосфере, то второй день позволяет лидерам государств общаться тет-а-тет, без соблюдения церемоний, вне досягаемости прессы.

Постепенно к дискуссиям на экономические темы прибавились и обсуждения политических вопросов. На протяжении последних лет традиционно обсуждались вопросы помощи «бедным» странам и регионам (прежде всего Африке — это единственный регион мира, который стал жить беднее в течении последнего десятилетия), проблемы международной безопасности, мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта и ситуация в Ираке. Решения, принимаемые на саммитах, имеют рекомендательный характер, и страны-участницы вольны выполнять (или не выполнять) их. Формальных межгосударственных и международных соглашений на этих встречах пока не подписывалось.

Ежегодно саммит проводится на территории другой страны. Порядок приема саммитов различными странами определен временем присоединения к «Восьмерке» государства-участника: ныне он выглядит следующим образом: Франция, США, Великобритания, Германия, Япония, Италия, Канада, Россия. Следующий, 32-й саммит «Восьмерки» пройдет в 2006 году в России. Далее эти события будут происходить в Германии (2007), Японии (2008), Италии (2009), Канаде (2010), Франции (2011) и США (2012).

Лидер государства, принимающего «Восьмерку» в этот год, является президентом данной структуры — его полномочия вступают в силу 1 января. Страна, принимающая саммит (обычно продолжается 3 дня) предварительно организует серию встреч более низкого уровня, в частности, среди министров государств-участников. В некоторых встречах (формат «G8 минус 1"министров финансов не принимали участие министры финансов России (формат «G8 плюс 4» предусматривает участие России, а также Китая, Индии, Бразилии и ЮАР). Кроме того, ряд встреч проходят без участия Европейского Союза.

Считалось и считается, что лидеры ведущих мировых экономик обсуждают лишь свои собственные проблемы, практически не обращая внимания на остальной мир. Под давлением «новых» индустриально развитых государств в 1999 году «Восьмерка» впервые стала «Двадцаткой», когда к вышеупомянутым участникам присоединились Аргентина, Австралия, Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Мексика, Саудовская Аравия, ЮАР, Южная Корея и Турция. Предполагается, что в перспективе статус «двадцатки» будет каким-либо образом формализован. На саммиты «Восьмерки» приглашались политические деятели и из иных стран мира.

В нынешнем 31-м саммите «Восьмерки» примут участие: премьер-министр Канады Пол Мартин, президент Франции Жак Ширак, канцлер Германии Герхард Шредер, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, президент России Владимир Путин, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, президент США Джордж Буш, а также представители Европейского Союза.


Россия на саммитах G8

Россия вошла в клуб ведущих государств мира относительно недавно. Лишь на протяжении последних трех лет Россия участвует абсолютно во всех мероприятиях саммитов «Восьмерки».

В 1991 году шанс вступить в состав «Большой Семерки» получил СССР, когда последний президент СССР Михаил Горбачев был приглашен на Лондонский саммит. Однако распад СССР помешал этому. В 1994 году на саммите в Неаполе к «Большой Семерке» присоединился президент России Борис Ельцин. В 1997 году на Денверском саммите Россия вступила в коалицию официально. Считается, что это был один из наиболее заметных успехов российской дипломатии. Экономика России значительно уступала и уступает экономикам ведущих мировых держав и поэтому решение о принятии в «Большую Семерку» восьмого члена было принято в качестве своеобразного «аванса» России. Впрочем, некоторые вопросы (финансовые и экономические) «Восьмерка» продолжала обсуждать без участия России.

В «Семерку» Россия попала во многом благодаря помощи президента США Билла Клинтона. Ныне в США существует группа влиятельных политиков (ее неформальными лидерами являются два сенатора — демократ Джо Либерман и республиканец Джон МакКейн), которые призывают исключить Россию из «Восьмерки», дабы наказать президента Владимира Путина, действия которого, по мнению данных сенаторов, ведут к сворачиванию демократических прав и свобод в России. Сторонники этой точки зрения призывают Сенат США принять резолюцию, которая обяжет президента Джорджа Буша поставить вопрос об исключении России из «Большой Восьмерки». Проект резолюции был впервые внесен Либерманом и МакКейном в ноябре 2003 года и к настоящему времени приобрел довольно много сторонников в верхней палате парламента США.


Июнь 1997 года. город Денвер, США

«Большая Семерка» превратилась в «Восьмерку». Президент России Борис Ельцин принял участие практически во всех заседаниях (встречи министров финансов «Большой Семерки» продолжались параллельно заседаниям «Восьмерки»). «Восьмерка» поддержала возвращение Гонконга Китаю, но призвала Пекин гарантировать проведение свободных выборов на этой территории и продолжение соблюдения местных законов. «Восьмерка» пообещала предоставить финансовую помощь беднейшим странам Африки; выделила $ 300 млн. Украине на строительство нового саркофага над поврежденным чернобыльским реактором; призвала ускорить мирный процесс на Ближнем Востоке; приняла совместные решение по борьбе с терроризмом и коррупцией; призвала США и Японию изменить некоторые аспекты своей экономической политики и т. д.

Май 1998 года. город Бирмингем, Великобритания

«Восьмерка» не пошла навстречу организации «Юбилей 2000» (ныне называется Jubilee Research), которая предлагала полностью списать долг беднейших стран мира к началу нового тысячелетия. Однако страны-участницы «Восьмерки» пообещали продолжить консультации по этому вопросу. «Восьмерка» также осудила Индию и Пакистан за проведение атомных испытаний и потребовала от них немедленно прекратить реализацию военных ядерных программ. Кроме того, были обсуждены проблемы Северной Ирландии и азиатский экономический кризис. Прошли дискуссии по проблеме интернет-преступности.

Июнь 1999 года. город Кельн, Германия

Активно обсуждался план урегулирования мирного процесса на Балканах. Западные лидеры отказались выделить финансовую помощь Югославии до тех пор, пока президент Слободан Милошевич находится у власти (Россия категорически не согласилась с этой позицией). Обсуждалась проблема российского внешнего долга и выплата Россией долгов СССР. «Восьмерка» пообещала списать часть долга наиболее бедных стран мира на общую сумму в $ 100 млн.

Июль 2000 года. остров Окинава, Япония

Главной темой саммита стало обсуждение новых информационных технологий и уменьшение технологического разрыва между «бедными» и богатыми" государствами. Также проходили экономические дискуссии, вновь обсуждались вопросы задолженности бедных стран (решений принято не было) и проблемы международной защиты интеллектуальной собственности.

Июль 2001 года. город Генуя, Италия

Каждая встреча «Восьмерки» сопровождается массовыми акциями протеста антиглобалистов — на этот раз один демонстрант был убит во время столкновений с полицией. На саммите вновь дебатировалось списание долгов бедных стран. Семи членам «Восьмерки» также не удалось уговорить президента США Джорджа Буша\GeorgeBush подписать Киотский Протокол.

Июнь 2002 года. курорт Кананаскис, Канада

Несмотря на то, что организаторы саммита — канадцы — планировали, что главной темой обсуждений станет Африка, в обсуждениях доминировали вопросы России. С 1997 года Россия регулярно приезжала на все встречи «Восьмерки», но не участвовала во всех дискуссиях — саммит 2002 считается большим «прорывом» России — «Восьмерка» предоставила ей статус полноценного члена за «выдающуюся демократическую и экономическую трансформацию». Благодаря этому, России была оказана честь принимать саммит «Восьмерки» 2006 года на своей территории (планируется, что пройдет в Москве). Члены «Восьмерки» также выделили России $ 20 млрд. на повышение уровня безопасности ядерных объектов. Кроме того, обсуждались помощь Африке и мирный процесс в Палестине.

Июнь 2003 года. курорт Эвиан, Франция

Война в Ираке привела к глубоким разногласиям между членами «Восьмерки» («военная партия» в составе США, Великобритании, Японии и Италии против «партии мира» Канады, Германии, Франции и России). Саммит в Эвиане предоставил возможность начать процесс примирения — лидеры Франции и США специально провели 25-минутную встречу для согласования позиций. На саммите также обсуждались вопросы экономики и борьбы с международным терроризмом.

Июнь 2004 года. курорт Си- Айленд, США

Главными темами саммита стали проблемы Ирака — действия нового руководства страны и вопросы оказания международной помощи в реконструкции Ирака. Так как саммит происходил незадолго до президентских выборов в США, Джордж Буш приложил большие усилия, чтобы улучшить отношения между США и другими членами «Восьмерки».

6−8 Июля 2005 года. отель Глениглс, Великобритания (Шотландия)

Ожидается, что на саммите будут обсуждаться помощь Африке и проблемы глобального потепления. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр заранее договорился с другими членами «Восьмерки» о списании примерно $ 40 млрд. долгов 18-ти наиболее бедных африканских государств.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика