Русская линия
Православие и МирСвященник Ярослав Шипов07.08.2015 

О лжи «во спасение»!
О несправедливости Бога, относительности морали и погибельности лжи.

О лжи “во спасение”!

Меня как-то в светском журнале попросили высказаться о справедливости. Я сказал, что не буду говорить по простой причине — Бог несправедлив! «Как так?!» — удивились мои собеседники. «А так. Нас давно пора с лица земли стереть за наши дела, а Бог нас любит и не трогает, на руках носит — какая же тут справедливость?».

Есть разница между понятиями «мораль», «нравственность», «духовность». Нравственность может быть разной. Есть христианская нравственность — меня она полностью устраивает. Полагаю, что именно ее и нужно придерживаться всем. Для жизни вполне достаточно.

В Евангелии христианская нравственность — это духовное делание, процесс внутренний, особый. Но в общепринятом понимании нравственность, как правило, связана с внешним миром — это общение с людьми, поведение человека в обществе. Вот тут и надо в первую очередь придерживаться христианской нравственности.

Мораль — понятие еще более относительное. Мораль может быть партийной, корпоративной, групповой. Говорят, например, о «кодексе чести» итальянской мафии или наших воров в законе — это их мораль. А вот, скажем, мораль киллера включает в себя контрольный выстрел.

У меня есть такой рассказ — «Медаль». В нем говорится, что когда на нас клевещут, нам Бог благодать посылает. Но клевета — это, безусловно, тяжкий грех. В советские времена была популярна такая фраза: «ложь во спасение». Она и сейчас встречается. Но лжи во спасение не бывает, она только в погибель! Однозначно и навсегда! Не случайно один из десяти грехов Ветхого Завета — лжесвидетельство. А слова эти вырваны из текста Священного писания. В 32 псалме говорится: «Ложь конь во спасение», то есть конь — ненадежен для спасения.

Расскажу эпизод из начала своего воцерковления. Я исповедовался с одним монахом в Псково-Печерском монастыре. Мы готовились ко причащению, по старинному иерейскому молитвослову. Дошел я до перечисления грехов и ужаснулся — там написано о растлении детей.

А он объясняет: «Имеется в виду плохой пример, который мы подчас даем детям, вовсе не уголовное преступление». И напомнил, как перед отъездом, когда он был у меня дома, мы пели какую-то казацкую песню, и он по столу кулаком стукнул. При сем присутствовал его малолетний племянник, который скопировал этот жест и тоже стукнул по столу кулаком. «Вот видишь, — сказал он мне, — я его растлеваю!»

Я приехал в Москву, пришел в Троице-Сергиеву лавру на исповедь, говорю: «Растление малолетних», — у батюшки очки упали! — «Ну, я же своей жизнью не всегда показывал детям хороший пример..» — «Предупреждать надо!». Как все-таки изменилось восприятие слов.

Так же и со лжесвидетельством. Это — любая ложь по поводу каких бы то ни было утверждений. Сейчас это стало обычным делом. Меня задевает, при всей моей греховности, когда кто-то советует: «Вы, батюшка, не говорите этому человеку так, говорите этак, — результат будет лучше». Что же я, получается, лгать должен? «Для дела-то надо..» — говорят. А для дела как раз не надо. Кто делом-то управляет? Господь Бог!

Если мы считаем, что Бог здесь хозяин, тогда не надо. Он что, будет под эту ложь жизнь подстраивать? Он любит нас всех, всем готов угождать и угождает. А вот потакать грехам — совсем не Его дело. Но если человек считает не Бога, а себя здесь хозяином, тогда, конечно, все можно, все дозволено, но я бы не дерзнул даже на мгновение помыслить так.

Подготовила Лада Ермолинская

http://www.pravmir.ru/lzhi-vo-spasenie-ne-byivaet-ona-tolko-v-pogibel/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика