ОВЦС МП | 27.04.2005 |
На встрече присутствовали корреспонденты «Радио России», «Голоса России», Радио «Содружество», Радио «Мир», Радио «Радонеж», «Радио Белграда», «Народного радио», журналисты информационных агентств «ИТАР-ТАСС», «Новости» и «Интерфакс», а также заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин и заведующий Службой коммуникации ОВЦС МП В.Н.Малухин.
Перед началом работы светские и церковные журналисты тепло поздравили Предстоятеля Русской Православной Церкви с недавним 55-летним юбилеем служения в священном сане и с предстоящим Светлым Христовым Воскресением.
По завершении аудиозаписи Пасхального послания, которая будет транслироваться указанными радиостанциями в самый день праздника, Его Святейшество отдельно обратился со словами приветствия и поздравления к сербским радиослушателям и к телезрителям Греции.
После этого журналисты попросили Предстоятеля Русской Церкви ответить на ряд вопросов, вызывающих повышенный общественный интерес. Ответы Святейшего Патриарха Алексия приводятся ниже.
Юбилей Великой Победы
— Православная Церковь примет непосредственное и самое активное участие во всенародном праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Например, вчера в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя собирались Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда, Герои России, ветераны-фронтовики и труженики тыла. Зал был переполнен. Я обратился ко всем присутствовавшим, был еще ряд выступлений. Я говорил о том, какую роль сыграла Русская Православная Церковь в Великой Отечественной войне нашего народа.
Дня три тому назад мне передали пожелтевший подлинник послания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, которое он напечатал собственноручно 22 июня 1941 года и где он призывает всех верных чад Церкви встать на защиту Родины. В годы войны, о чем говорилось очень мало в советское время, поскольку роль нашей Церкви в жизни страны всячески замалчивалась, — на пожертвования верующих были сформированы танковая колонна имени Дмитрия Донского и эскадрилья имени Александра Невского. Православные люди несли в Церковь деньги и драгоценности, ибо здесь оказывалась материальная помощь вдовам и сиротам, семьям, потерявшим на войне своих кормильцев.
К сожалению все меньше и меньше остается, в том числе и среди священнослужителей, участников той великой войны. И, увы, для многих ветеранов нынешний юбилей Победы, возможно, окажется последним, который им доведется праздновать, потому что в год ее 70-летия самому молодому защитнику Родины, призванному в действующую армию в год окончания войны, будет уже 88 лет.
Русская Православная Церковь, неизменно пребывающая в нерасторжимом единении со своим народом, в этот особый день нашей истории разделяет чувства людей всех национальностей, представителей всех религий нашей страны, соединивших силы в мужественном противостоянии гитлеровским захватчикам во имя спасения своего Отечества и всего мира.
Недавно прошла церковно-историческая конференция «За други своя», на ней, в частности, выступали участники войны, звучали воспоминания о практическом вкладе Русской Церкви в общенародную победу над врагом. Запомнился весьма интересный и содержательный доклад заместителя начальника управления воспитательной работы Министерства обороны России контр-адмирала Ю.Ф.Нуждина, содержавший ряд доселе неизвестных исторических фактов времен Великой Отечественной войны.
6 мая, в день памяти святого Великомученика и чудотворца Георгия Мы совершим Божественную литургию в храме во имя Георгия Победоносца на Поклонной горе, после чего будет отслужена панихида по вождям и войнам, жизнь свою за Отечество и ближних положивших. Оба эти богослужения являются важной частью официальной программы юбилейных торжеств.
7 мая Мы будем возлагать венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
8 мая в Храме Христа Спасителя будет совершена торжественная заупокойная лития о вождях и войнах, павших на полях сражений или скончавшихся в тылу от ран, о погибших в дни ленинградской блокады, обо всех, кто отдали свою жизнь во имя общей Победы.
В дальнейшем Мы будем принимать участие во всех запланированных мероприятиях юбилейных торжеств.
Обращаясь к ветеранам Великой Отечественной войны, к тем, кто ковали нашу Победу на фронтах и в тылу, хочу всем им пожелать и здоровья, и мужества. Хочу поблагодарить их за великий подвиг, который они совершили. Об этом подвиге надо знать и всегда помнить.
В середине 60-х годов мне довелось присутствовать на конференции в защиту мира, проходившей в Колонном зале Дома Союзов. В числе выступавших там был Константин Симонов, задавшийся на трибуне вопросом: «Нужно через 20 лет после Победы продолжать говорить и писать о войне?» И, отвечая себе, он сказал: обязательно нужно, потому что это имеет огромное воспитательное значение.
И через 60 лет, и через 70 лет, и через 80 лет благодарные потомки должны помнить о том беспримерном подвиге, который совершили участники Великой Отечественной войны. И когда в некоторых странах раздаются голоса и даже проводятся публичные акции, ставящие на одну доску победителей и тех, с кем они воевали, уравнивающие их в правах на место в истории и воздающие им равную честь в нашей памяти, это не может оставлять равнодушными ветеранов, которые проливали свою кровь, защищая свободу и независимость родной земли.
Поэтому я думаю, что приезд в российскую столицу многих глав государств и правительств, которые примут участие в праздновании юбилея Победы, явится впечатляющим напоминанием миру о великом подвиге, совершенном нашим народом в те дни, когда от мужества нашего солдата зависели исторические судьбы Отечества, Европы и всего мира.
И дай Бог, чтобы ветераны как можно дольше оставались среди нас, чтобы передавали свой опыт жизни, чтобы свидетельствовали о примере своего беззаветного служения Родине молодому поколению, которое не испытало тягот войны и, быть может, иной раз даже не знает о том, что пришлось вынести на своих плечах отцам и дедам.
О перспективах православно-католического диалога
— Новоизбранный глава Ватикана только что приступил к исполнению своих обязанностей. В первом публичном выступлении Папа Римский отметил, в частности, что намерен развивать диалог своей Церкви с другими исповеданиями. Коснется ли это Русской Православной Церкви, покажет будущее.
Единственное, что можно с уверенностью утверждать, исходя из приверженности нового понтифика системе традиционных ценностей, — это возможность совпадения наших позиций в том, что касается проблемы однополых браков, гомосексуализма, женского священства. Ибо это вещи, неприемлемые и для нас.
О каких-либо визитах еще рано говорить. Вообще о визите ради визита или для телевизионной картинки речь идти не может, как это имело место и в случае предшественника нынешнего Папы. Встреча Предстоятелей Русской Православной и Римско-Католической Церквей может осуществиться лишь при условии реального улучшения наших взаимоотношений. Это означает, что должны найти разрешение те проблемы, которые ныне вызывают серьезное беспокойство Русской Церкви, — прозелитизм, экспансия на восток Греко-католической церкви и неравенство православных по сравнению с греко-католиками на Западной Украине.
Проблема Косова и Метохии
— Полагаю, что международные организации, представители которых присутствуют в Косове, очень мало сделали для защиты сербского народа и его православных святынь, подвергшихся разорению и разрушению. Речь идет не только о международных структурах, призванных быть наблюдателями и выступать в роли гарантов мира и спокойствия в этих землях.
Даже такая известная международная гуманитарная организация, как ЮНЕСКО, авторитет которой признан во всем мире и на учете которой находятся многие памятники, разрушенные за последнее время в Косовском регионе, продолжает хранить затянувшееся молчание и не предпринимает никаких действенных мер по сохранению и защите сербских православных святынь, являющихся также культурным достоянием всего человечества.
Думаю, что возвращение сербского населения на свою историческую родину в Косово и Метохию возможно только при условии твердых гарантий их безопасности. Потому что конфликты инициируются в основном со стороны албанского населения, вдохновляемого идеей построения «Великой Албании» и настроенного очень агрессивно по отношению к сербам, желающим жить в родных местах.
Я неоднократно говорил с Президентом, другими руководителями нашей страны о том, что необходимо всеми мерами способствовать предотвращению дальнейшего вытеснения сербского меньшинства из Косова и Метохии. Однако верно и то, что не все в современном мире зависит от доброй воли и позиции нашей страны.
Что же касается тех, кто развязали войну против бывшей Югославии, кто бомбили сербские города и допустили кровопролитие и разрушение храмов в Косове и Метохии, в свой час предстанут перед судом Божиим, но, к сожалению, не несут никакой ответственности перед людьми здесь и сейчас.
Религиозная ситуация на Украине
— Ваше Святейшество, Вы не могли бы дать оценку ситуации, в которой находится сейчас Украинская Православная Церковь в связи с активизацией захвата храмов при поддержки местных властей «филаретовцами», а также начавшими проявляться со стороны Константинопольского Патриархата стремлениями по созданию единой Церкви под своим омофором? Как Вы видите эту ситуацию, каково будущее канонической Церкви на Украине.
— Надеемся и верим, что каноническая Православная Церковь на Украине сохранится и будет успешно продолжать свое служение на благо народа. Ведь люди хорошо понимают и различают, где каноническая Церковь, а где раскольники. Недавно в присутствии Президента В.В.Путина я встречался с Секретарем Совета безопасности Украины П.А.Порошенко, который отметил, что светские власти Украины не намерены в будущем вмешиваться в дела церковные. Дай Бог, чтобы было так. Я, со своей стороны, сказал об опасных последствиях вовлечения Константинопольского Патриархата в конфликтную ситуацию на Украине. Думаю, что никто из украинцев не хотел бы превращения своей страны в поле раздора всеправославного масштаба.
Реформа духовного образования
— Это не должно быть реформой ради реформы, поэтому необходимо проанализировать как ее положительные стороны, так и отрицательные. В Духовных семинариях мы готовим в первую очередь пастырей. Ныне по 6 часов в неделю уделяется древним языкам, но ведь не филологов же выпускают Духовные школы. Если человек готовит себя к церковно- научной деятельности, к поступлению в духовную академию, то ему необходимо изучать древние языки. Приходскому же священнику эти знания пригодятся в лучшем случае один раз в году, в пасхальную ночь, когда за Божественной литургией потребуется прочитать отрывок из Евангелия по-гречески. Эта традиция пасхального чтения Евангелия возвестителями Слова Божия на разных языках символизирует, что о «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их».
Гораздо более насущно для православного пастыря знание творений святых отцов, и в этом смысле совершенно ненормально, что патрологии уделяется всего один час в неделю. При этом наследие святых отцов Русской Церкви изучается недостаточно полно и целокупно, будучи разделено между несколькими богословскими дисциплинами. Я убежден, что таких выдающихся отечественных богословов, как святители Тихон Задонский, Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) выпускники наших Духовных школ должны изучать и знать во всей полноте. Духовная школа должна передать своим воспитанникам те сокровища богословской мысли, которые оставили нам святые отцы нашей Церкви, творившие на русской земле и чувствовавшие душу русского народа, так что их слово должно быть особенно внятно для православного пастыря, а через него — и для его прихожан.
Первосвятительские визиты
— На нынешний год Нами намечено несколько поездок по епархиям Русской Церкви, в том числе в связи со знаменательными датами в жизни российских регионов. Город Калининград отмечает свое 750-летие, а Калининградская область — 60-летие. В Казани будет праздноваться 450-летие местной епархии. На Валааме приготовлен к освящению верхний храм Преображения Господня Спасо-Преображенского собора. Запланирован и ряд других Первосвятительских визитов, которые, с Божьей помощью, будут осуществлены.
О ценниках за свечными ящиками
— На последнем по времени общем Епархиальном собрании духовенства Москвы мною было выражено однозначно негативное отношение к подобной практике, и притом выражено достаточно жестко. Но если клирики некоторых храмов не сделали из этого должных выводов, то тем самым они сами вынуждают к применению мер дисциплинарного характера.
О Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации
— Президент Российской Федерации уделил в своем ежегодном Послании немалое внимание необходимости реформ в сфере образования. При этом В.В.Путин подчеркнул, что реформы не должны проводиться ради собственно реформ, что необходим вдумчивый подход к проблеме. И это очень важно, потому что иной раз те, кто осуществляют реформы народного образования, проводят их без понимания того, что не всегда предлагаемые изменения оправданна.
Нынешнее послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию отличалось от прежних тем, что смысловой центр тяжести был перенесен с конкретных экономических или политических вопросов на аргументирование необходимости строить нашу жизнь на принципах демократии, свободы слова, свободы печати, свободы вероисповедания. Также прозвучали жесткие слова в адрес чиновников, которые должны быть ближе к народу, думать в первую очередь о его нуждах и проблемах, а потом уже — о собственной карьере и о личном благополучии.
Воспринятое на слух, Президентское послание произвело впечатление, и я хотел бы теперь внимательнее вчитаться в его положения.
Труднее ли была жизнь Церкви при советской власти, чем теперь?
— Знаете, это совершенно различные эпохи, и потому бытие Церкви, деятельность ее священнослужителей принципиально отличаются — как своими масштабами, так и характером.
Мне пришлось на протяжении семи с половиной лет служить на приходе в шахтерском краю, где я приобрел особый жизненный опыт, потому что здесь многие горняки гибли в шахтах, их семьи зачастую лишались единственного кормильца, и родные и близкие погибших нуждались в церковном утешении. Потом — четыре года пастырского служения в университетском городе Тарту. Это было хорошее время. Среди членов приходского совета были представители старой русской университетской интеллигенции, которые всячески помогали настоятелю и разделяли его труды. После этого началось нелегкое епископское служение, первое десятилетие которого пришлось на период хрущевских административных гонений на Церковь, когда предпринимались попытки закрыть и Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь, а Александро-Невский кафедральный собор в Таллине после закрытия преобразовать в планетарий.
Видимо, у каждой эпохи — свои трудности и свои радости, иначе в жизни и не бывает, но неизменно на протяжении всех 55 лет моего служения в священном сане Господь подает мне ту великую радость духовную, которую священнослужители получают, совершая Божественную литургию и причащаясь Святых Христовых Таин. И это дает духовные силы, укрепляет на многотрудном пути пастырского, архиерейского и Патриаршего служения.
Это только со стороны кажется, что, в отличие от советской эпохи, сегодня все стало для Церкви легко и просто. Кто скажет, что легче: собирать священные камни, во множестве разбросанные по огромной стране, или с болью сердечной наблюдать, как другие разбрасывают их?
У нынешней эпохи есть свои трудности. Люди Церкви подтвердят, что существует определенное противодействие, которое хорошо ощущается и в наши дни. Ведь атеизм не исчез в одночасье.
И, думаю, ярким примером живучести старых атеистических рефлексов может послужить ожесточенное сопротивление введению в средних школах курса «Основ православной культуры». При этом противники нового учебного курса совершают лукавую подмену понятий, утверждая, что протестуют против преподавания в школах Закона Божия. Однако речь-то идет не о Законе Божием, а о культурологической дисциплине! Каждая интеллектуально и нравственно состоятельная личность должна обладать знанием основ отечественной культуры и духовно-исторической традиции, а у нас они имеют тысячелетние православные корни. В этом знании, в усвоении его умом и сердцем, — залог будущего России. Потому что если мы будем ориентироваться на чуждую культуру или на культурные суррогаты современности, то рискуем расточить без остатка то последнее великое национальное достояние отечественной традиции, которым мы пока еще обладаем и которое по милости Божией сохранилось до сего дня.