Русская линия
Седмицa.RuСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)27.04.2005 

Слово Святейшего Патриарха в храме Христа Спасителя в Великую Среду

Сегодня, в Великую Среду, в последний раз в этом году мы совершали Литургию Преждеосвященных Даров. В последний раз в этом году сегодня читалась молитва преподобного Ефрема Сирина, которую мы только что слышали и к которой так привыкли за время Великого поста. И хотя сегодня прекращается чтение этой замечательной молитвы, каждый из нас должен вынести для себя урок из ее удивительных и глубоких слов.

Давайте еще раз вдумаемся в слова этой молитвы. «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…»

Празднословие — это грех. Поэтому когда мы празднословим, мы согрешаем и прибавляем ко многим грехам, которые мы делаем, новый грех. Любоначалие — не меньшее прегрешение. Мы все очень любим учить других, нам часто хочется выглядеть умнее других, наставлять их, проявлять любоначалие. «Дух праздности…» — праздность это ведь тоже грех. Каждый человек должен занимать себя трудом, а если у него есть свободное время — читать Священное Писание и молиться, но главное — не пребывать в праздности. Уныние — как часто оно постигает нас! Мы подвергаемся унынию, нам кажется, что тот крест, который нам дан, — выше наших сил, и мы впадаем в уныние. Это большой грех, потому что всегда нужно помнить о том, как нес Свой Крест Спаситель мира, о том, что Господь промышляет о каждом из нас и не посылает креста и испытания выше наших человеческих сил. А значит, нельзя впадать в уныние. Празднословие — тоже частый наш грех. Как часто мы праздно говорим то, от чего можно и нужно было бы воздержаться, не сказать! И вот в этой молитве словами св. Ефрема Сирина мы просим, чтобы Господь избавил нас и праздных слов.

Вторая часть молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему…».

Целомудрие — это нравственная чистота. Смиренномудрие — это мудрость: когда мы не превозносимся, но в сердце своем сохраняем смирение пред Богом. Вспомните о смиренномудрии мытаря, который в евангельской Притче о мытаре и фарисее не смел даже поднять очей своих к небу, но произносил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» Мы просим у Бога в этой молитве терпения и любви. И верно, как мало бывает у нас терпения на нашем жизненном пути. Любое испытание, болезнь, трудности, с которыми мы встречаемся, очень скоро лишают нас дара терпения. Поэтому мы словами преподобного Ефрема Сирина вновь и вновь просим у Господа терпения, несмотря на все испытания, несмотря на болезни, которые встречаются на нашем жизненном пути. Но больше всего мы просим любви, которой особенно недостает в нашей жизни, которая так часто оскудевает в нас. Прежде всего — любви по отношению к ближним, с которыми мы живем вместе, к которым должны проявлять христианскую любовь. Ведь если мы — последователи Господа и Спасителя, Который Сам есть Любовь, мы, прежде всего, обязаны свидетельствовать об этом, являя свою христианскую любовь к ближнему. Но как часто нам ее не хватает в нашей жизни!

Третья часть молитвы, обращенная ко Господу: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Не всегда легко увидеть свои грехи, не всегда легко осознать свои согрешения, а тем более — покаяться в них. Но в этой молитве мы просим, чтобы Господь помог нам осознать наши грехи. Как говорил святой псалмопевец и пророк Давид: «Грех мой предо мною есть выну». Он видел свой грех и каялся в нем. Если же мы не видим своих грехов, то как нам возможно приносить Господу покаяние, которое только и очищает, которое помогает нам избавиться от скверны грехов? Молитва преподобного Ефрема Сирина призывает нас не только каяться в своих грехах, но и не осуждать своего ближнего. Часто мы осуждаем других, часто видим, как говорил Господь в Евангелии, сучок в глазе брата, а в своем глазу не замечаем бревна. Образное выражение, но верное, потому что мы себе все прощаем, а у нашего ближнего видим каждый грех, каждый дурной поступок и осуждаем наших ближних за эти поступки. Но в молитве преподобный Ефрем учит нас «не осуждати брата моего».

Несмотря на то, что завершается чтение этой великой и глубокой покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина, мы должны помнить те наставления, которые она давала нам Великим постом и продолжать жить в нашей повседневной жизни так, как она нас научает. Если мы вынесем полезные для нас уроки из этой молитвы, то, следовательно, мы вынесем урок и из подвига Великого поста и постараемся преодолеть те грехи, в которых мы каемся.

Будем же видеть свои грехи, не будем осуждать своих ближних.

Я еще раз приветствую всех вас и поздравляю с последней Литургией Преждеосвященных Даров в этом году. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Молитвенно желаю, чтобы эти предстоящие святые дни Великого Четверга, Великой Пятницы и Благословенной Субботы все мы провели в молитвенном подвиге, воздерживаясь от грехов. И тогда мы сподобимся особой радости в праздник Пасхи Христовой, встречая Господа Воскресшего.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика