Русская линия
Красная звезда Алексей Лященко04.06.2005 

Балтийские оговорки

Российско-балтийские отношения остаются сложными и напряженными. Латвия ратифицирует Рамочную конвенцию Совета Европы по защите национальных меньшинств, но выводит из-под ее действия 450-тысячное русскоязычное население республики. Эстония заявляет о намерениях проводить «жесткую политику» по отношению к России. Русофобия в Литве достигла уже таких размеров, что даже в самой республике звучат голоса с призывом прекратить «антирусскую истерию». В этих условиях Россия демонстрирует жесткую и прагматичную политику в отношении стран Прибалтики.

Похоже, что в Латвии становится уже «доброй» традицией принимать важные международные соглашения с собственными односторонними требованиями, декларациями, заявлениями и оговорками. Именно такая судьба постигла и Рамочную конвенцию по правам национальных меньшинств Совета Европы — один из основополагающих документов по правам человека в Европе. Латвия присоединилась к конвенции еще в 1995 году, но ратифицировала ее только теперь, через 10 лет и с такими «оговорками», что по своему значению они в принципе затмевают сам документ, поскольку изменяют его смысл.

Две нормы этого документа Латвия обязательными для исполнения не считает. В стране будет запрещено использовать иной язык, кроме латышского, для общения с местными властями, а также дублировать на ином языке названия улиц и населенных пунктов. Вместе с тем в самой конвенции определения понятию «нацменьшинство» не дается, и латвийские парламентарии сформулировали его одновременно с ратификацией документа. Представителями нацменьшинств Рига решила считать «граждан Латвии, которые по культуре, религии или языку отличаются от латышей, поколениями долго традиционно живут в Латвии и считают себя принадлежащими латвийскому государству и обществу, хотят сохранять и развивать свою культуру, религию или язык». То есть «неграждане» — люди, въехавшие на территорию республики после 1940 года, и их потомки, в том числе родившиеся в Латвии, постоянно и легально живущие в стране, — национальными меньшинствами не признаются.

Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал латвийскую ратификацию Рамочной конвенции по правам национальных меньшинств «профанацией». По его словам, конвенция была ратифицирована «с изъятиями» и не распространяется на русскоязычных неграждан, которых в Латвии сегодня около 450 тысяч человек.

Отметим, что уже после ратификации документа латвийские власти объявили о намерении окончательно запретить обучение в вузах страны на русском языке, даже на платной основе. Это, по мнению официальной Риги, нарушает закон о государственном языке. «Обучение на иностранных языках будет разрешено только для иностранных студентов, — заявила министр образования Латвии. — Жителям Латвии получать в государственных вузах высшее образование на русском языке запрещается».

Официальная Рига также намерена потребовать непосредственно от России и за российский же счет репатриировать из Латвии всех бывших работников КГБ и членов их семей. Кроме того, рассматривается возможность выселить из Латвии всех отставных офицеров Советской Армии. Соответствующие положения содержатся в декларации об осуждении «тоталитарного коммунистического режима в Латвии», принятой недавно латвийским сеймом. Напомним, что по этому документу Латвия также оценивает ущерб от «советской оккупации» в размере до 100 миллиардов долларов и не снимает своих территориальных претензий к России. Еще одна похожая декларация, но принятая уже латвийским правительством, напомним, сорвала подписание готового еще с 1999 года российско-латвийского договора о границе. Россия заявила, что пока Латвия не дезавуирует эту одностороннюю декларацию, о подписании принципиального пограничного документа не может быть и речи.

А вот с Эстонией такой договор уже подписан. Но буквально через несколько дней после его подписания эстонские парламентарии рекомендовали правительству проводить «жесткую политику» в отношении России. Такие рекомендации, готовившиеся с октября 2004 года на парламентских слушаниях, передала кабинету министров комиссия по иностранным делам парламента Эстонии. «Комиссия по иностранным делам парламента Эстонии рекомендует правительству страны подвергать Россию систематической критике за нарушение прав человека, а также найти в ЕС единомышленников, согласных ужесточить свою политику в отношении России», — цитирует документ ИТАР-ТАСС.

Однако Евросоюз на этот раз проявил более последовательную политику в плане соблюдения прав человека. В частности, он предписал официальному Таллину предоставить постоянный вид на жительство тысячам отставных российских военнослужащих и членам их семей, проживающих в Эстонии. Впрочем, впрямую об этом в директиве Еврокомиссии не сказано. Речь идет лишь о том, что с 23 января 2006 года страны ЕС должны будут дать статус постоянного жителя всем гражданам несоюзных стран, непосредственно перед подачей ходатайства законно и постоянно проживавших в государстве в течение не менее пяти лет. Предварительными условиями, по еврозакону, являются лишь стабильный легальный доход и наличие медицинского страхования. Распоряжение дает отставным военным и право перемещаться по ЕС без визы в течение трех месяцев.

Бывшие советские и российские военнослужащие, а также члены их семей, проживающие в Эстонии, все эти годы относились к категории подвергающихся наиболее жесткой дискриминации среди сотен тысяч остальных русскоязычных неграждан в Эстонии. Согласно законам балтийской страны, они лишены возможности получить статус постоянных жителей Эстонии — им выдавался только временный вид на жительство. Юридически, согласно межгосударственному Договору о выводе Вооруженных Сил РФ из Эстонии, условиям их временного пребывания на ее территории и межправительственному Соглашению по вопросам социальных гарантий военным пенсионерам России на территории этой балтийской республики, заключенным президентами двух стран в 1994 году, — на 5 лет. На практике российским военным отставникам каждые два года приходится снова подавать множество документов и проходить соответствующую правительственную комиссию. Это, естественно, приводит фактически к полному бесправию бывших российских военнослужащих: невозможно устроиться на нормальную и легальную работу со всеми вытекающими из этого последствиями, ограничения в гражданских и имущественных правах…

Да и временный вид на жительство продлевается лишь в том случае, если отставник не представляет собой «опасности» для эстонского государства. Сама процедура этого процесса унизительна. В числе представляемых документов военнослужащим в запасе и отставке необходимо представить, например, дополнительно к общей анкете-ходатайству анкету, в которой требуется полностью изложить весь послужной список кандидата на получение временного вида на жительство в Вооруженных Силах СССР и России с перечислением войсковых частей, их действительного наименования, места дислокации и занимаемой должности. Вместе с тем все военнослужащие в запасе и отставке и члены их семей, в том числе малолетние дети, обязаны пройти обследование на СПИД, сифилис, туберкулез, психическую полноценность и представить справку от соответствующего специалиста. Также при ходатайстве о получении вида на жительство требуется приложить автобиографию каждого, в том числе и малолетнего, члена семьи бывшего военнослужащего. При этом все эти данные, которые, кстати, уже до этого отражаются и в общей анкете-заявлении, естественно, должны быть на эстонском языке. Без знания языка не получить также и справки в поликлиниках и больницах.

Москва неоднократно указывала на грубые нарушения эстонской стороной межправительственного договора, согласно которому предоставление постоянного вида на жительство военным пенсионерам, уволенным в запас из частей, дислоцировавшихся в Эстонии, было обязательным условием вывода российских войск из этой страны. Но активная кампания по пересмотру своих обязательств в плане военных пенсионеров перед Россией, которую Эстония провела буквально перед своим официальным вступлением в НАТО и ЕС, по мнению наблюдателей, была направлена на получение Таллином возможности депортировать российских отставников и членов их семей. Люди, служившие в частях Советской Армии, дислоцировавшихся в Эстонии, и уже давно уволенные с военной службы, по-прежнему считаются в этой стране ни много ни мало «угрозой национальной безопасности в виде «пятой колонны» и «оккупантами». Поэтому, мол, и необходимо принимать меры по устранению этой угрозы. Прецеденты депортации российских отставников уже имеются. Попытки обжаловать их в судах различных инстанций оказались безуспешными.

Эстонские власти уже заявили, что распоряжение ЕС означает принципиальные перемены в прежней политике государства в отношении иностранцев. Но вряд ли ситуация вокруг российских военных пенсионеров в Эстонии резко изменится к лучшему. Тем более что от статуса постоянного жителя до статуса гражданина для них по-прежнему целая пропасть. Так что резолюция ЕС, считают эксперты, очень напоминает в лучшем случае «половинчатые меры». С другой стороны, считают наблюдатели, хорошо, что она вообще появилась. Это свидетельствует о том, что Евросоюз начинает выполнять свои обязательства — по решению проблем русскоязычных меньшинств в Балтии — перед Россией.

Возможно, именно это, но скорее всего твердость российской позиции, привело к росту реализма в умах ряда прибалтийских политиков и формирующих политическое мышление политологов. Во всяком случае в Литве уже звучат призывы к пересмотру внешнеполитического курса страны, в котором значительное место отводится конфронтации с Россией.

На этом фоне весьма продуктивным, по определению МИД РФ, стал недавний визит в Литву главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова и министра транспорта РФ Игоря Левитина, который является сопредседателем российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. На переговорах, в частности, обсуждался калининградский транзит. Сергей Лавров считает, что большинство проблем, связанных с грузовым транзитом через Литву в Калининградскую область, можно считать урегулированными. Стороны отметили, что достигнутые договоренности «придадут новый импульс дальнейшему развитию торгово-экономических отношений» между двумя государствами. А глава МИД Литвы Антанас Валионис заявил, что «пора прекратить полемику с Россией об оценке итогов Второй мировой войны» и разговоры об «оккупации» Советским Союзом государств Балтии. Литва, как и Москва, «уже неоднократно высказывалась по этим вопросам», поэтому «вновь возвращаться к ним нет никакой нужды», подчеркнул литовский министр иностранных дел. Его коллеги в Латвии и Эстонии так до сих пор не считают.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика