Русская линия
Русская линия Татьяна Симонова 26.06.2015 

«Многодетность — это большая работа для ума и сердца..»

Семья ГенерозовыхВ России крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости всегда были залогом благосостояния страны. Но 20 век после трагических событий 1917 года прославился, можно сказать, упразднением института многодетной семьи. И только в последние годы, пусть это ещё не явно заметно, многодетных семей в стране становится больше, что, скорее всего, связано с возрождением веры в нашем государстве. В первой половине 2014 года рождаемость третьего и последующего ребёнка в российских семьях возросла на 2,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Причём в отдельных регионах рост рождаемости третьих и последующих детей в первом полугодии 2014 года составил более 10 процентов. В Тюменской области также наблюдается рост рождаемости. Растёт с каждым годом и число многодетных семей. В 2014 году их стало 17 446, что на 3766 семей больше, чем в 2012 году. В большинстве из них воспитывается трое детишек (около 78%), в 22% - четверо и больше детей.

Но многодетная семья — явление всё равно редкое в нашей жизни. И отношение общества к ней по-прежнему неоднозначное. У одних людей она вызывает недоумение и непонимание, у других — насмешку с пресловутой формулировкой — «нищету плодить». А у граждан, как мне кажется, с более глубоким нравственным чувством и разумением, многодетность вызывает уважение и даже восхищение.

На самом деле, не обделяют ли себя люди, отказавшись от естественного закона деторождения? Если один ребёнок — это целый новый мир, а когда их восемь — этих целых неповторимых миров? Кто в выигрыше? Когда растёт восемь помощников в семье или один-два? А если подумать о старости? Одинокие, беспомощные старушки и старички, которых мы так часто видим, — где их дети? Это как — нормально для человеческого общества? Проигрывает от низкой рождаемости и государство, которое сталкивается неизбежно из-за этого с экономическими и социальными проблемами.

Но что такое многодетность в наше время? Чудо, героизм, призвание, миссия? Какие они — большие семьи, что ими движет в таком упорном нежелании отказываться от очередного ребёнка? Звучит, конечно, дико: как можно отказаться от собственного ребёнка? Но не сделаю открытия: отказываются немало граждан нашей страны: 4−5 миллионов в год абортов (убийств нерождённых младенцев) красноречиво об этом свидетельствуют. И только особая категория людей рожают — вопреки возмущению и недовольству окружающих, вопреки «здравому смыслу», вопреки неизбежным материальным ограничениям, даже вопреки глобальным угрозам, которые ставят под сомнение само дальнейшее существование этого мира. Не только рожают, но и воспитывают, между прочим, достойных граждан России.

Такие мысли приходили мне в беседе с многодетным отцом А.А. Генерозовым, который вместе со своей супругой Алёной воспитывает троих мальчиков и пять девочек. Старшей дочери 19 лет, младшей нет ещё одного месяца. Дети, которые учатся в школе, все отличники, что тоже удивительно. Сам Андрей Алексеевич занимается установкой и обслуживанием торговых автоматов, чем и содержит семью. Есть у него ещё общественная работа: он лектор Центра защиты материнства «Покров».

Страхи перед многодетностью не имеют оснований

— Андрей Алексеевич, как Вы считаете, оправданы ли страхи или предубеждения многих людей, что большая семья — это слишком обременительно, тяжело, неподъёмно, что многодетность связана с немалыми материальными трудностями, с моральными издержками?

— Я думаю, что страхи и предубеждения исчезают по мере наступления этой самой многодетности и по мере духовного труда, который естественным образом должен сопровождать нашу жизнь. Хотя каждый ребёнок, что глупо было бы отрицать, является очередной нагрузкой для родителей. Это труды, бессонные ночи, постоянные хлопоты и заботы, в конце концов, материальные затраты, необходимые для воспитания и содержания детей. Но есть такая особенность в многодетности: с 3−4 ребёнка, открывается, я бы сказал, второе дыхание, когда начинаешь вдруг чувствовать какую-то незримую помощь. Конечно же, эта помощь, которую мы с женой почувствовали на каком-то духовном, мистическом уровне, связана именно с церковностью нашей жизни.

На своём опыте могу засвидетельствовать: справедлива пословица, что если Бог даёт ребёнка, то Он даёт и на его содержание. («Дал Бог ребёнка — даст и на ребёнка» — прим. ред.). В этом я неоднократно убеждался. Умозрительно, теоретически воспринимать эту русскую пословицу очень сложно. Люди, которые знают её, почему-то думают, что это какие-то абстрактные слова. Они, к сожалению, отказываются доверять этой народной мудрости и неопровержимой истине. Если есть упование на божественную помощь, то она не оставляет долго себя ждать. А если есть расчёт преимущественно на свои силы, если есть ропот и недовольство жизненными обстоятельствами, что не исключено в любой семье, тогда, действительно, жизнь может показаться для кого-то невыносимо трудной.

Я не могу говорить за все семьи, я говорю за свою семью. Может быть, нам повезло более, чем другим, но это прежде всего благодаря молитвам и помощи людей, которые встретились на нашем пути. Ведь я могу назвать свою семью благополучной не потому, что я считаю, что я или моя супруга много трудились. Нет, на нашем пути было много людей, которые нам сочувствовали, которые помогали словом и делом, и, откровенно говоря, деньгами. И они взялись откуда ни возьмись. Рационально это невозможно объяснить.

Сегодня, когда возникают проблемы в плане содержания семьи, я понимаю, что есть в этом какой-то большой смысл, что надо иметь определённое терпение, что ситуация всё равно изменится к лучшему.

Но всё сказанное мной не исключает того действительно очень важного вопроса, что многодетность должна материально поддерживаться государством. Многодетных семей стало бы больше, если бы государство уделяло больше внимания их проблемам.

Детей в большой семье воспитать легче

— В чём преимущества многодетной семьи перед семьёй, где один-два ребёнка?

— Конечно, семья, где много детей, может быть менее обеспеченной, чем остальные семьи. Хотя иногда встречаются и вполне обеспеченные многодетные семьи. Но в большой семье гораздо легче научить ребёнка таким качествам, как способность жертвовать, принимать другого таким, каков он есть, умение отказываться от эгоистических устремлений. В многодетной семье всё равно намного проще дать ребёнку определённую социальную адаптацию или, по меньшей мере, психологическую, подготовить к будущей взрослой жизни. Что касается мероприятий, которые требуют финансовых затрат, — посещение различных кружков, обучение с раннего возраста иностранным языкам, что может быть, невредно, то это, по моему убеждению, не является основной задачей воспитания.

Основной задачей воспитания является в первую очередь привитие ребёнку нравственных качеств — честности, ответственности, доброты, уважительного отношения к старшим, милосердию, любви к Родине. В детях надо воспитывать высокие духовные устремления и хороший эстетический вкус, чтобы вырастая, у них не было соблазна попасть в какие-то сомнительные субкультуры.

— Помимо материального вопроса, людей пугает то, что требуется больше сил по мере рождения каждого ребёнка, напряжения, постоянного внимания, особенно к малышам, они же непоседы и шалуны. Ваши бабушки и дедушки живут в других городах. Как вам всё-таки удаётся справляться с хлопотами, заботами, усталостью?

— Бабушки и дедушки иногда приезжают и действительно помогают. Пока детей не так много, один-два, три (три — это тоже, я считаю, не очень много), то они в связи с их малым возрастом действительно требуют постоянного внимания со стороны родителей. А когда уже есть старший ребёнок, то часть родительских воспитательных функций ложится на него. А за ним подрастает ещё один помощник. Таким образом, старшие дети берут на себя роль маленьких воспитателей. И это существенно облегчает задачу мамы и папы по уходу за малышами. Ко всему прочему, облегчает и самим детям задачу умения слушаться.

Конечно, для того чтобы старший ребёнок стал помощником своим родителям, надо в первую очередь его воспитать. Это тоже достаточно сложная задача. Ведь можно вырастить таких старших детей, которые со временем вовсе не захотят быть тебе помощниками. Здесь тоже есть определённые риски. Потому что сейчас многодетная семья находится в совсем другой общественной, социальной атмосфере, нежели раньше. Если ещё в совсем недалёкое время общество в своих воспитательных установках руководствовалось благородными идеалами, то сейчас детям даются иные установки, ориентирующие на успешность, потребительство, комфорт, особенно здесь стараются средства массовой информации. Тлетворное воздействие СМИ настолько сильно, что даже ранее послушный ребёнок, подрастая и продолжая своё образование в школе и далее в высшем учебном заведении, имеет риск утратить все свои благородные качества и превратиться из помощника своих родителей, наоборот — в их противника.

Сказать, что наша семья избегла этого риска, я не могу. Мы чувствуем это вредное влияние, но рассчитываем, что те «закладки», которые мы вложили в своих детей, со временем сыграют свою положительную роль. Впрочем, они такую роль уже играют. Мы видим, что дети, хотя иногда и меняются в нежелательную сторону, но это происходит не в такой ужасной степени, как мы замечаем это на примере других семей, немногодетных. Там подобные риски в воспитании намного выше.

— Одним словом, воспитать ребёнка в многодетной семье гораздо легче.

— Безусловно. Облегчается, повторюсь, социальная адаптация, потому что ребёнок постоянно вынужден поправлять своё поведение, находясь в контакте с другими детьми. Я считаю, что и родителям полезно иметь больше детей, чем один или два — для их нравственного и духовного роста, и детям полезно иметь больше братьев и сестёр. Во-первых, они более жертвенны, уступчивы, самостоятельны. Они с детства обучены искусству общежития, потому что коллектив у них сформирован уже дома. Во- вторых, если один ребёнок начинает плохо себя вести, то мы можем ему сказать: «Ты ведёшь себя плохо, а другие ведут себя хорошо». Это воздействие коллектива и пример хорошего поведения других детей, обладает значительным воспитательным свойством.

Дети очень разные, у каждого свои особенности, свой характер, свои наклонности, достоинства и недостатки. Мы иной раз с супругой удивляемся, что дети одних родителей, находящиеся в одинаковых воспитательных условиях, ведут себя по-разному. Но со всеми надо находить общий язык, и всех надо любить. Это минимальная задача для христианина. Ведь знаете, любить ближнего, если ты не научился любить своих собственных детей, почти невозможно.

Многодетность — естественный закон супружеской жизни

— Вы, наверное, и не думали, что станете отцом большого семейства. Следует ли готовиться к многодетности?

— Сознательно, конечно, не готовился. И получилось всё стихийно. Никто не ожидал и не планировал. С другой стороны, всё случилось, говоря духовным языком — провиденциально. Господь так здорово устроил, что первые три ребёнка у меня были девочки. А я, как многие из самолюбивых отцов, хотел сына. И сын-то у меня родился четвёртым. Но к тому моменту, когда у меня родился четвёртый ребёнок, я уже почувствовал, что смысл не в том, чтобы родить обязательно сына. А в том, что многодетность — это просто естественный закон супружеской жизни, и что те люди, которые уклоняются от этого закона, рано или поздно пожинают некие побочные плоды. Из-за нежелания иметь много детей или столько, сколько Бог даёт.

Есть очень наглядные вещи, которые должны быть всем понятны. Когда у родителей один ребёнок, то очевидно, что если с ним начинаются какие-то проблемы, появляются негативные обстоятельства — неизлечимое тяжёлое заболевание, например, или он попал в какую-то молодёжную субкультуру, из которой его трудно вытащить, или, не дай Бог, смерть, — то чем утешаться родителям? Это горе на всю жизнь. Он у них один единственный.

Естественный закон супружеских отношений так действует, что если человек начинает думать, что он умнее Бога и лучше знает, когда и сколько ему иметь детей, то он рискует потерять, я бы сказал, такое незримое благословение.

— То есть, Вы хотите сказать, что контрацепция недопустима в супружеских отношениях?

— Я считаю крайне парадоксальным мнение многих верующих людей, которые считают, что необходимо регулировать свою рождаемость при помощи контрацепции. Они считают себя верующими, они доверяют Богу во всём — кроме рождения детей. Соответственно, если Бог даёт им ребёнка, несмотря на предохранение, то они бывают в затруднении и возмущении: «Как так, почему это произошло?» Ну, если вы на самом деле считаете себя умнее Бога, то в таком случае вы должны были просто воздерживаться от интимных отношений. На эти и многие другие недоуменные вопросы очень хорошо отвечал старец Паисий Святогорец (известный афонский подвижник наших дней, был причислен к лику святых 13 января 2015 г. — прим. ред.). Он говорил, что если супруги честно выполнили свой долг по рождению детей и чувствуют, что они не в состоянии более рожать — и по физической немощи, и по финансовым возможностям, но при этом не в состоянии воздерживаться от близких отношений, то они не должны прибегать к контрацепции. Они должны обратиться к Богу с молитвой и попросить избавить их от очередного зачатия, если будет на то святая Его воля. И очень часто Господь слышит такие молитвы и не посылает более беременности. Но если всё-таки Бог посылает беременность, то рождается особо благословенное дитя. И потом они никогда не пожалеют и не скажут, что в нагрузку получили ребёнка. Как правило, этот ребёнок посылается в утешение родителям.

Изобретение контрацепции принесло много путаницы в головы людей. Они считают, что это какое-то чудесное изобретение. А на самом деле, оно только провоцирует на сомнения и вседозволенность. Если бы не было контрацепции, люди бы вынуждены были иметь дело с тем, что имеют от Бога — со своими собственными детьми, и тогда бы всё решалось совершенно другим образом. А сейчас они считают себя полноправными хозяевами своей судьбы, что им дозволено планировать свою семью. Они пытаются экспериментировать — родить этого ребёнка или не родить. В результате искусственное влезание в Промысл Божий чревато разочарованием.

Вообще канонами православной церкви запрещено, за очень малым исключением, пользоваться контрацепцией. К сожалению, священники в своих проповедях практически об этом не говорят. Я считаю это существенным упущением. Потому что, если бы православные не боялись и дерзали бы рожать детей, то у нас общество было бы совсем другим. Но из-за того что, благодаря современным технологиям контрацепции, отделили умение получать удовольствие от обязанности рождения и воспитания детей, то в результате страна получает и демографические проблемы, и социальные. И как следствие, некому отстаивать традиционные культурные и духовные ценности.

«У нас есть своя палочка-выручалочка..»

— Трудно с вами не согласиться. Но дело в том, что существенно изменилась роль женщины в обществе. И она уже нередко добытчик в семье. При этом родители, что заметно в тех же православных семьях, хотят, чтобы девочка получила высшее образование и хорошую специальность, чтобы она состоялась в социальном плане. Это тоже фактор, ограничивающий рождаемость.

— Согласен. Изменились приоритеты ценностей, которые приводят к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Я думаю, что многие недооценивают фактор урбанизации, что само общество существенно изменилось из-за того, что мы перешли к доминанте городского образа жизни. Сельский и патриархальный уклады предполагали совсем другое распределение мужских и женских обязанностей. И оно был естественным.

На самом деле, Россия аграрная страна. То, что у нас вымирает сельская культура — это катастрофически влияет, в том числе, и на институт семьи. Но в нашей городской жизни выход всё равно есть. У нас есть своя палочка-выручалочка — это наша вера. Если люди всё же верующие, то иерархия, которая предполагает главенство мужа, в семье соблюдается. Хотя и это тоже не всегда помогает.

- Андрей Алексеевич, какими качествами должны обладать родители, если они хотят иметь много детей?

— Они же не сначала приобретают эти качества, а потом решают — рожать или нет. Сначала родители становятся многодетными, а потом они уже обретают соответствующие качества. Есть такое мнение, об этом ещё классики русской литературы говорили, но и наверняка духовные отцы, что настоящая любовь только в супружестве и появляется. Люди женятся по симпатии, по влюблённости. А настоящая любовь, которая есть ежедневная жертвенность, ежедневное ношение своего креста, терпение тягот, забота о ближнем и о своих детях, — она как раз проявляется на путях супружества. Быть многодетным родителем — это постоянно трудиться, не спать, даже тогда, когда очень хочется, организовывать быт, жить не для себя.

Хотя можно сказать, что заранее человек может подготовиться к многодетности, но в том случае, если ему повезло тоже родиться в многодетной семье. Дети, видя пример поведения своих родителей, сами начинают потихонечку готовиться к такому же образу жизни. В этом смысле можно своих детей готовить к многодетности, показывая, что большая семья более полноценна, что в ней интересно жить, что хорошо иметь братьев и сестёр, взаимоотношения которых строятся на взаимовыручке и любви. Многодетность — это большая работа для ума и сердца.

Когда дети слушаются родителей

— У вас есть своя система воспитания?

— Есть такие удивительные семьи, которые разрабатывают свои системы воспитания, типа семьи Никитиных. Наша семья не такая. Я, конечно, признаю право любой семьи на свои собственные системы, но нам вполне хватает той «методики», которую нам предлагает православная церковь. Это хождение по воскресениям в храм и чтение молитв, если утром не всегда получается, то вечером стараемся молиться на сон грядущий. Это сплачивает семью. Попытка следовать христианским заповедям, что само собой разумеется для каждой христианской семьи — чем это не система воспитания? Если дети чувствуют, что родители их любят, что отец и мать любят друг друга, что родители стараются быть ответственными, честными друг перед другом и перед другими людьми, милосердными — это разве не метод воспитания? На этом пути бывают критические периоды в отношениях с детьми — и в детсадовском возрасте, и в старшем школьном возрасте, и в институте время от времени возникают какие-то серьёзные проблемы. Но я всегда помню, что это не конец жизни, что рано или поздно всё должно пройти и всё образуется. И во всех наших обстоятельствах есть ощущение Промысла Божия.

Если родитель ответственно относится к воспитанию детей — к их нравственному состоянию, духовному, физическому, то сам Бог подсказывает на что надо обратить внимание. Если в общих чертах, то в первую очередь надо обращать внимание на умение любить и жертвовать, на умение просить прощение. Я считаю, что если дети не умеют просить прощения друг у друг не только по форме или по обязанности перед исповедью, если они не могут сделать усилие над собой, если они не умеют признавать свою вину, то это серьёзное упущение в воспитании.

— В связи с таким вашим ответом, хотелось бы отметить, что сегодня нередко дети отличаются неуважением к своим родителям, не слушаются их.

— Существует такая закономерность: если муж не слушается Бога, то жена не будет слушаться мужа. Соответственно, и дети не будут слушаться родителей. Когда одно из звеньев в семейной иерархии нарушено, тогда возникают недоразумения в отношениях. Чтобы не случалось, каждый член семьи должен работать на своём уровне. Если отец видит, что дети в непослушании пребывают и ведут себя плохо, то он должен понимать, что это он недостаточно благочестив, недостаточно внимателен к своему внутреннему состоянию, что не показал живого примера своим детям, достойного для подражания. Потому что если ты не слушаешься Небесного Отца, то почему ты рассчитываешь, что дети будут тебя слушаться? Также и жена должна понимать, что если дети её не слушаются, значит, она не даёт примера кротости и послушания вышестоящей инстанции, каковой являются муж и Бог. Часто на благочестии жены строилось благополучие семьи даже в том случае, если муж не давал хорошего примера поведения. Но жена своей молитвенностью, кротостью, послушанием, трудолюбием давала образец для подражания всем членам семьи. И дети благодаря такой матери вырастали благочестивыми людьми.

Как-то я прочитал удивительное изречение одного из старцев, который сказал, что у мужа есть благодать увещевать словом. А у жены есть благодать увещевать мужа кротостью и молчанием. К сожалению, женщины пытаются воспитывать своих мужей словами — может, это отчасти и правомерно — женщина всё-таки не бессловесное существо, но намного более эффективно воспитание мужа в том случае, если она смиряется, молчит и молится за него. Такое её поведение намного продуктивнее, чем если бы она ему противоречила и постоянно указывала бы на его просчёты и недостатки. Поэтому, когда возникают недоразумения, я и моя супруга делаем определённые для себя выводы. Опять вспоминаются слова одного из афонских старцев, который сказал: «Чтобы дети вас слушались, надо всего лишь немного — надо просто стать святыми». Если бы мы были такими, какими должны быть, то с воспитанием у нас никаких проблем бы и не было.

Маленький ребёнок воспринимает своего родителя настолько искренно, настолько доверчиво, настолько чисто, что иногда чувствуешь себя недостойным, потому что это чем-то похоже на поклонение Богу. Ты чувствуешь это несоответствие и определённую ответственность, и поэтому, по меньшей мере, стремишься оправдать чистое доверие своего ребёнка, чтобы он в тебе со временем никогда не разочаровался.

Если родители не могут держать определённую нравственную планку, дети со временем начинают это чувствовать. Они понимают, что родители не безгрешны, что они тоже обладают недостатками, иногда и существенными. Те ценности, которые манифестируют родители, не всегда соответствуют их действиям. А если так, то дети перестают предъявлять и к себе тоже требования. Ко всему прочему, они видят, большой мир, который за пределами семьи, вообще руководствуется совсем другими ценностями. А дети тестируют свои наблюдения и, естественно, эти несоответствия, которые они видят, приводят к определённым психотравмам. Они начинают подвергать серьёзной критике родительские установки: а правильно ли их родители воспитывали? Некоторые дети просто конкретно предъявляют претензии к своим родителям: зачем вы нас воспитали честными людьми? Ведь весь мир обманывает. А у нас не получается обманывать.

— Говорят, что в христианских семьях непременно нужно добиваться беспрекословного послушания у детей.

— Послушание — это такое сложное качество, до которого надо расти. Опять же, повторюсь, послушание должно быть основано на правильных иерархических отношениях. Тогда послушание будет вписано в правильные рамки и облачено в правильные формы. Это значит, что родители требуют послушание от детей, не переступая какую-то тонкую грань. Ведь ещё в Священном Писании сказано: «Родители, не раздражайте детей ваших». Надо уметь так требовать послушания, чтобы дети не обозлились на тебя. Хотя и трудно слушаться, но они должны понимать, что это не только требование родителей, это требование высшего порядка, требование Бога, требование веры. И я неоднократно своим детям говорю, что если вы думаете, что мы от вас требуем только лишь потому, что нам так хочется, то вы ошибаетесь. Не потому что нам так хочется, не потому что мы такие сумасбродные, — есть уклад жизни, который продиктован нашей верой.

Каждая семья должна родить не менее четырёх детей

— Какие проблемы у многодетных семей?

— Многодетные семьи сталкиваются с теми же проблемами, что и немногодетные, только помноженные на количество детей. Сколько детей, на столько проблем и умножаем.

Помимо этого, есть и другие проблемы, в частности, многодетность в восприятии многих людей ассоциируется с некой маргинальностью. На нас смотрят как на малокультурных, необразованных, которые якобы не понимают, в чём смысл жизни, смысл прогресса, что мы не на то делаем ставку в жизни, рожая детей. Сейчас настолько испорчена репутация многодетных семей, что приходится в повседневном общении показывать и доказывать, что это далеко не так. Даже в законодательстве есть нечто такое, что дискредитирует многодетную семью. Например, часть льгот для больших семей завязана на малообеспеченность. Скажем так, если вы многодетная семья и малообеспеченная, то заслуживаете льготы. А если многодетная семья, но не малообеспеченная, то эти льготы не положены. То есть получается такая связка: многодетная семья — маргинальность — малообеспеченность — да, в этом случае, государство будет каким-то образом помогать.

А на практике это выглядит так. Я многодетный отец. У меня среднедушевой доход не дотягивает до прожиточного минимума. И мне государство может давать какие-то льготы. Но я относился серьёзно к содержанию своей семьи и очень много работал, так как денег нам нужно больше, и, наконец-то, среднедушевой доход превысил прожиточный минимум. С этого момента государство говорит: «Молодец, льготы мы тебе отменяем». Что же получается? Государство поощряет какие-то иждивенческие настроения, чтобы люди не стремились к большим заработкам? Государство, я считаю, должно помогать многодетным семьям независимо от того, малообеспеченные они или нет. Многодетные семьи рожают за себя и за того парня. Они имеют право получать льготы только лишь по факту многодетности.

Мы, конечно, рожаем, не для того, чтобы получать льготы от государства. Важно понимать, что существование народа и самого государства в ближайшей перспективе во многом будет определяться ориентирами наших граждан на создание многодетных семей. Демографы посчитали, что даже для простого воспроизводства населения каждая семья должна родить не менее троих детей, а для роста населения — четырёх и более. Для достижения этой цели государство должно привлекать не только экономические ресурсы, но и информационные — для формирования у наших граждан традиционной системы семейных ценностей. Настоящее поощрение многодетности связано с решением очень многих социальных вопросов.

Я чувствую большую ответственность, в том числе, и за тот воспитательный климат, который царит в нашем обществе. Он вредно влияет не только на моих детей, он действует разлагающе на всех детей в стране. Это вредоносную, тлетворную атмосферу, в которой пребывают сегодня дети, Ирина Яковлевна Медведева назвала своеобразной радиацией. Если кто-то думает, что можно воспитать по-своему в отдельно взятой семье каких-то уникальных детей, то он ошибается. Потому что все дети попадают в эту «зону радиации» и заражаются таким «радиоактивным распадом», что имеют риск не удержать в себе те добродетели, которые в них воспитывались ранее в семье. Своими силами с такими серьёзными угрозами и для детей, и для всего общества справиться почти невозможно. Поэтому родителям необходимо объединяться, создавать организации, чтобы общими усилиями противостоять деструктивным явлениям в обществе.

Многодетные семьи должны особенно обострённо чувствовать весь груз накопившихся проблем в стране — и в области образования, и воспитания, и в социальной сфере. Потому что они больше переживают за своих детей, так как детей у них больше. Потому что хочется, чтобы будущее у твоих детей не было катастрофическим. Мы должны объединяться и отстаивать права не только многодетных, но и вообще решать проблемы, которые связаны с рождением и воспитанием детей. Здесь надо иметь особое искусство — с одной стороны, быть принципиальными, с другой стороны, уметь разговаривать с власть предержащими. Я был бы очень рад, если бы многодетные семьи не только проводили акции взаимопомощи, участвовали в культмассовых мероприятиях, не только бы отстаивали свои личные интересы, а чтобы они могли защищать традиционные семейные ценности на самом высоком уровне. Вот эта проблема сегодня, на мой взгляд, является крайне актуальной.

http://покров72.рф/novosti/nashi-publikatsii/mnogodetnost-eto-bolshaya-rabota-dlya-uma-i-serdtsa-/

https://rusk.ru/st.php?idar=71441

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика