Другое время | 31.12.2004 |
Можно, правда, сделать оговорку, что Запад в этом случае — понятие достаточно условное, поскольку Рождество будет отмечать немалая часть христиан не только в Европе и Америке, но и в Австралии, на Дальнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в России.
В этот час праздник встретят и в целом ряде поместных Православных церквей, которые отмечают Рождество по так называемому «новому стилю». С двадцатых годов прошлого века под влиянием Константинопольского Патриархата Рождество по григорианскому календарю стали праздновать православные Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Главам этих Церквей направил накануне приветствие Патриарх Московский и всей Руси Алексий II, который также поздравил c праздником Папу Римского Иоанна Павла II.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества, которое завершается праздником Обрезания. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. На богослужении в навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.
Рождество в Ватикане
Во всех католических и протестантских храмах по всему миру сегодня вечером будут совершены торжественные рождественские богослужения. В соборе Святого Петра в Ватикане — центре католиков всего мира его возглавит — несмотря на проблемы со здоровьем — 84-летний Иоанн Павел II. Как передает «Интерфакс» официальные представители Святого Престола сообщили, что Папа выступит с короткой проповедью, которая, возможно, станет самым коротким рождественским посланием за 26 лет его понтификата.
За несколько часов до начала торжественного богослужения на площади святого Петра в Ватикане уже все готово к этому событию. Прямую трансляцию мессы будут вести 111 телевизионных станций из 72 стран мира, в числе которых страны со значительным мусульманским населением, такие как Алжир и Индонезия. Кроме того, впервые в истории трансляцию можно будет принимать через мобильные телефоны последнего поколения, снабженные технологией UMTS.
Как встречают праздник в Израиле
С наступающими рождественскими и новогодними праздниками руководителей различных христианских церквей Израиля поздравил глава правительства страны Ариэль Шарон, сообщает РИА «Новости».
«Пожелав им и их пастве радостного Рождества и счастливого Нового года, премьер-министр выразил надежду на то, что 2005 год станет годом всеобщего мира и процветания», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.
Согласно данным, которые публикует в канун праздника Центральное бюро статистики, в Израиле проживают 144 тысячи христиан, что составляет 2,1% от общей численности населения страны. Среди них — 117 тысяч арабов и 27 тысяч так называемых «новых репатриантов», преимущественно выходцев из бывших советских республик и Эфиопии.
Около 60% израильских христиан, по данным статистики, проживают на севере страны, в том числе 20% в Назарете и 12% в Хайфе. Каждый десятый христианин Израиля живет в Иерусалиме.
В районах со значительной долей христианского населения приметы приближающегося Рождества видны невооруженным глазом — праздничная иллюминация в окнах домов и витринах магазинов, торжественное убранство храмов и церквей.
Иерусалимская мэрия по устоявшейся традиции бесплатно раздавала у стен Старого города рождественские деревья. Такой же подарок приготовило правительство Израиля аккредитованным в стране иностранным дипломатам и журналистам. Только вместо традиционной елки здесь предлагают тую — вечнозеленое растение, более характерное для теплого климата Средиземноморья.
Основным центром рождественских торжеств станет родина Иисуса — палестинский город Вифлеем, расположенный на Западном берегу реки Иордан, примерно в семи километрах к югу от Иерусалима.
В вифлеемской Церкви Рождества Христова, построенной на месте, где, по преданию, появился на свет младенец Иисус, состоится праздничная месса, которую возглавит Латинский патриарх Иерусалима Мишель Сабах.
Вифлеем, как ожидается, посетят председатель исполкома Организации освобождения Палестины Махмуд Аббас и исполняющий обязанности главы Палестинской национальной администрации Рухи Фаттух.
В общей сложности, по предварительным оценкам израильских военных, на Рождество в Вифлеем съедутся около пяти тысяч израильтян и гостей из-за рубежа. Как сообщает местная пресса, по пути в город паломникам будут раздавать пакетики со сладостями и открытки с поздравлениями от имени правительства Израиля.
В течение суток, начиная с утра пятницы, между Иерусалимом и Вифлеемом будут курсировать автобусы, бесплатно перевозящие туристов.
На время праздников командование Армии обороны Израиля сняло ограничения на посещение Вифлеема израильскими и палестинскими христианами, иностранными паломниками и корреспондентами.
Военные также обещают дать возможность христианам Западного берега реки Иордан и сектора Газа принять участие в религиозных церемониях на территории Израиля.
Presepio
На Рождество, как и на другие религиозные праздники, церковное и мирское соседствуют близко. В Рождественский сочельник 24 декабря масса народа, среди которого, безусловно, будут не только верующие и не только католики, соберется перед собором святого Петра посмотреть на установленную здесь недавно елку и presepio — скульптурную композицию, изображающую сцену Рождества.
Рождественские ясли, или presepio, пожалуй, главный атрибут Рождества на Апеннинах. Кстати, традиция устанавливать такие ясли в храмах или дома под елкой существует и во многих странах Центральной и Восточной Европы — в Германии, Швейцарии, Чехии.
В Италии же традиция изготовления presepio родилась в XVI веке в Неаполе. Там и сейчас находятся лучшие мастера этого вида народного творчества.
Presepio могут быть разными — от скромных, умещающихся в спичечной коробочке (кстати, среди таковых бывают весьма ценные, изготовленные из драгоценных металлов) до огромных многоплановых, занимающих целую комнату.
Рождественские события в таком presepio, как правило, представлены на фоне умело изображенного мастером древнего города со множеством разнообразных персонажей, которые занимаются своими будничными делами и в то же время служат окружением Девы Марии и новорожденного младенца Иисуса. Часто presepio бывают механическими — фигурки двигаются, а из фонтанов и водокачек льется вода.
В Риме под Рождество каждый год проходит выставка подобных presepio, являющихся настоящими произведениями искусства и механики.
Самодельные рождественские ясли выстраиваются во многих домах. Фигурки, которые можно использовать для построения presepio, и целые его фрагменты продаются на рождественских базарах, и во многих семьях существует традиция покупать их каждый год, чтобы дополнять уже существующее presepio.
Нет ни одной витрины, которую в рождественские дни не украшали бы рождественские сценки. Кондитерские пекут торты, где Рождество предстает в шоколаде. Presepio выстраиваются во всех храмах, а также на многих улицах и площадях.
Но главные Рождественские ясли возводится на площади перед собором Святого Петра рядом с громадной Рождественской елкой. По традиции, presepio строится в человеческий рост, а его персонажи каждый раз меняют национальные костюмы.
Ватиканские ясли каждый год готовится в секрете, и их открывают утром в Рождественский сочельник. Место святого младенца в этот момент пустует. Куклу, изображающую новорожденного Иисуса, кладут в ясли ровно в 12 ночи, в то время, когда в соборе Папа совершает торжественное богослужение. В ходе рождественской недели куклу несколько раз поменяют — ребенок растет.
Когда праздновался 2000-летний юбилей христианства, рождественские сцены изображали дети прямо на ступенях собора Святого Петра.
Рождество в Москве
В Москве, в главном храме российских католиков — кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в сегодняшний вечер совершаются богослужения на нескольких языках. Одно из них — по-русски — возглавил глава Римско-католической церкви в России архиепископ Тадеуш Кондрусевич. В храм пришли более тысячи верующих.
В интервью агентству «Интерфакс» перед началом мессы архиепископ признался, что в последние годы с особым чувством встречает праздник Рождества. «Мне как человеку, родившемуся в СССР, удивительно видеть, как сегодня в Москве ведутся службы на 12-ти языках. Это результат тех социально-политических изменений, которые происходят в России с начала 90-х годов», — сказал архиепископ.
По его мнению, «каждый из нас в этот праздник мира, согласия и благодати Божией должен стать Вифлеемом».
Вместе с другими верующими Т. Кондрусевич под звуки салюта вынес фигурку, изображающую Иисуса Христа, к яслям, которые были установлены во дворе собора.
На протяжении сегодняшнего вечера, богослужения здесь будут также совершены на польском и испанском языках.
Вера или бизнес?
Но между тем, в нашем непростом мире великий религиозный праздник нередко наполняется совершенно иным содержанием, далеким от того, к чему призывают церковные иерархи. Главным событием Рождества в современном обществе становится часто не праздничное богослужение под звуки хора или органа с традиционной проповедью, возвещающей рождение младенца Иисуса, а предрождественская распродажа. Столпотворение людей теперь происходит не на площадях перед собором, а у дверей супермаркетов, с очередями задолго до открытия и давками у прилавков. Рождество уже давно превратилось в Европе и Америке в обычную бизнес-индустрию.
Праздник, ставший частью фольклора
Однако хочется верить, что души людей в эти дни открыты не только для магазинного ажиотажа. Пусть даже речь идет только о символах этого праздника: рождественских яслях и наряженных елках.
Один публицист из Швейцарии отметил однажды, что Рождество — праздник в высшей степени синкретический. По мере своего распространения в Европе и во всем мире он приобрел весьма богатое внутреннее содержание. Эта исключительная способность к адаптации превратила его в универсальный праздник, который признают своим как верующие, так и неверующие, представители разных наций и разных поколений.
Превратившись в XIX веке в семейный праздник, Рождество постепенно утратило свою религиозную основу, став частью фольклора — особенно в странах с протестантской традицией. В этом фольклоре отразились неожиданные сочетания между сакральным и мирским, между различными культурами и традициями, что придает Рождеству его неповторимое обаяние.
Возникнув в IV веке в качестве альтернативы старому римскому празднику Непобедимого Солнца (Sol invictus), Рождество впитало в себя его глубинный смысл. Христос, свет мира, родился 25 декабря, в момент зимнего солнцестояния. Он — новое Солнце для людей, пришедшее, чтобы прогнать мрак.
В начале XII века вся Европа становится христианской и пышно отмечает Рождество Христово. Именно в эту эпоху складываются рождественские традиции и получают распространение новые обычаи.
Христианские мистерии, изображающие сцены рождения Иисуса, вдохновляются традициями народного театра. Рождественская елка украшается красными яблоками и символизирует райское дерево. Ветки падуба становятся символом тернового венца Христа.
Церковь не всегда с одобрением смотрит на эти мирские инновации, но относится к ним терпимо. Она сама обогащает праздник, вводя в обычай совершение полуночной литургии и приучая народ петь рождественские песни.
Способность праздника приспосабливаться к меняющимся условиям, часто используемая в коммерческих целях, обещает ему светлое будущее. Однако было бы ошибочным сводить все к торговой выгоде.
Несмотря на значение Пасхи, Рождество остается любимым праздником христиан. Рождество с его символикой трогает сердца людей больше, чем любой другой праздник. И, как отмечал психоаналитик Эрнест Джонс, еще неизвестно, «выжило ли бы христианство, если бы оно не учредило праздник Рождества со всей его символикой.
Religio
25 декабря 2004 г.