Русская линия
Небесный всадник28.12.2004 

Беседа с главным редактором журнала «Всерусский собор» Андреем Борисовичем Ребровым

Выход в свет десятого, юбилейного номера международного литературно-художественного журнала «Всерусский собор» — повод для подведения итогов, для разговора о том, каким задумывали журнал его создатели и каким пришёл к читателю этот юбилейный номер. О пока ещё недолгой, но яркой и насыщенной событиями жизни журнала мы беседуем с его главным редактором, известным петербургским поэтом, секретарем Союза писателей России Андреем Ребровым. В канун выхода десятого номера «Всерусского собора» Андрей Борисович Ребров указом Президента России награждён медалью в честь 300-летия Санкт-Петербурга, а также награждён Комитетом защиты культуры медалью «За труд во славу Отечества».

— Расскажите о целях и задачах журнала.

— Журнал «Всерусский собор» появился на основе альманаха «Русский собор», изданного в 2002 году. По мнению редколлегии, новое название в большей степени отвечало идее соборности. Называя журнал «Всерусский собор», мы имели в виду, что границы России пролегают не только по земле, по воде и по воздуху. Россия есть всюду, где есть Дух Божий. Выходцы из России, где бы они ни проживали, остаются её детьми, пока мыслят и чувствуют соборно, и произведения, соответствующие идеологии нашего журнала несут в своей сути именно «заряд вечности», и строки этих произведений, подобно тропинкам, приводят читателя в Православный Храм, с его неповторимой аскетической эстетикой, тысячелетним духовным укладом, в тихом свете которого «и ныне, и присно» утешаются печали многих поколений русских людей. Оставаясь верными традициям и канонам Православия, авторы нашего журнала открывают для нас новые перспективы их индивидуального, личностного осмысления, и потому современный читатель, приникая к святыням библейской истории, через мыслеобразное восприятие, попадает в бесконечное пространство нашей национальной духовности. Подверженный, как все люди, живущие в миру, экстремальным соблазнам апостасийного мира, современный русский писатель, как по кардиограмме своего сердца ведёт читателя к очищению души, воцерковлению. Журнал «Всерусский собор» выходит под небесным покровительством Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, который, совершая свое мессианское путешествие, проповедовал учение Христово среди славян и воздвигнул крест на Киевских горах. Мы, следуя заветам апостола Андрея Первозванного, по мере наших скромных сил осуществляем просветительскую деятельность в современном обществе. Одной из главных целей журнала является пробуждение соборного самосознания русского народа и всех народов Российского государства, а также народов Беларуси и Украины.
Мы поддерживаем усилия Президента России В.В. Путина по укреплению государственности, повышению обороноспособности армии, поддерживаем его борьбу с коррупцией. Не сомневаюсь в том, что Владимир Путин — православный человек, чему подтверждение — выраженная Президентом на Архиерейском соборе готовность способствовать соработничеству Церкви и государства.

— Андрей Борисович, расскажите пожалуйста о людях, которые стояли вместе с вами у истоков издания.

— У истоков журнала стояла группа единомышленников, которые по сей день трудятся бок о бок — это Виталий Розе, Владимир Шемшученко, Михаил Аникин. Все организационные и административные хлопоты по выпуску журнала взял на себя директор проекта Виталий Егорович Розе, без подвижнического труда которого «Всерусский собор» не смог бы стать общероссийским изданием, не удалось бы привлечь к участию в нём известных политиков и общественных деятелей России и славянских государств. Три наших издания — журнал, газеты «Небесный всадник» и «Казачий круг» создаются маленьким редакционным коллективом, который вынужден осуществлять объем работы, соизмеримый с деятельностью больших редакционных коллективов. Отдел поэзии журнала возглавляет известный поэт Владимир Шемшученко, являющийся также заместителем главного редактора. Читатели знают, что «Всерусский собор» стремится публиковать поэтов со всей необъятной России и «ближнего и дальнего зарубежья», особое внимание уделяя глубинке, русской провинции, где живут и работают прекрасные поэты. В оформлении журнала принял участие художник Александр Медведев, который, разрабатывая образ журнала, воплотил в нём все лучшее, что было как в дореволюционных, так и советских «толстых журналах». С июня 2004 года в качестве ответственного секретаря и постоянного автора журнала работает известный петербургский писатель и историк Александр Беззубцев-Кондаков. Отдельно следует сказать о том, что наш журнал бы никогда не состоялся, если бы наш труд не благословил архиепископ Тихвинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ Константин (Горянов), который является почетным председателем редакционного совета «Всерусского собора», и мы всегда чувствуем его молитвенную поддержку и поддержку церкви в целом.

— «Всерусский собор» — журнал, призванный воцерковлять людей через культуру. Расскажите, пожалуйста, как строятся взаимоотношения авторов и читателей журнала с Православной Церковью?

— Думаю, что если наш журнал хотя бы одного человека приведет в церковь, то наши труды окажутся не напрасными. Мы поддерживаем решения Архиерейского собора, проходившего в октябре 2004 года, и освещали его деятельность на страницах журнала. Не может не радовать сближение между Русской Православной Церковью и зарубежной Православной Церковью, поскольку необходимость преодоления противоречий между ними давно назрела, о чём говорил Святейший Патриарх Алексей II накануне начала работы Архиерейского собора. Ныне канонизирован сонм новомучеников и исповедников российских. Истинное торжество Православия происходит в трудные для народа и Церкви времена, когда приносится великая жертва во имя будущего России. Российская смута XX века даровала нам небесных заступников, молитвами которых ныне жива Россия. Напомню, что журнал «Всерусский собор» выходит по благословению архиепископа Тихвинского, ректора Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии Высокопреосвященнейшего Константина. Это налагает на нас большую ответственность. Множество благодарных откликов мы получили после публикаций ряда статей Владыки Константина. В частности, журнал публиковал его труды «От литургии и традиции — к подлинному единству народа», «Церковь и Евхаристия», «Темы Благовещения и Боговоплощения в творениях петербургских святых». При поддержке владыки Константина редакция «Все-русского собора» организовывала литературные вечера в Духовной Академии. Нашему журналу, благодаря владыке Константину, была оказана великая честь освещать возвращение в Россию, в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, Тихвинской иконы Божией Матери. Следует сказать и о том, что на страницах журнала публиковались рассказы протоиерея Николая Агафонова из Самары, статьи протоиерея Геннадия Беловолова — настоятеля храма Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге и протоиерея Николая Головкина, стихи священника Анатолия Трохина. В рубрике «Острова света» мы регулярно представляем читателю очерки, посвящённые крестным ходам, возрождению обителей, многим другим событиям православной жизни.

— Как складываются отношения журнала с другими патриотическими изданиями?

— Важным итогом деятельности журнала стало создание ассоциации православных патриотических изданий «Всерусский собор». В ассоциацию вошли, кроме нашего журнала, газета «Небесный всадник» и издающийся в Нижнем Новгороде журнал «Вертикаль. XXI век» (главный редактор В. Сдобняков). Литературно-просветительская газета «Небесный всадник» (главный редактор А. Е. Беззубцев-Кондаков), начала издаваться в июле 2004 года. Газета обращена к образу святого благоверного князя Александра Невского, который является символом российского державного домостроительства. «Небесный всадник» — литературная газета, но посвящена она широкому кругу общественно значимых, политических проблем. А совсем недавно при поддержке Постоянного Межгосударственного Координационного Совета казаков Беларуси, России и Украины мы начали издавать «Казачий круг» — соборную общественную газету казачества славянских государств. Её ответственным редактором стал В.И. Шемшученко. У нашей ассоциации православных изданий серьезные планы на будущее, мы уже создали видеостудию «Русский апостол», где режиссёром Н. Кузиным и поэтом Ю. Шестаковым началась работа над фильмом, посвящённым апостолу Андрею Первозванному. Мы с радостью предоставляем на страницах «Всерусского собора» место для наших единомышленников — православных патриотических изданий из России и «ближнего зарубежья». В рубрике «Соратники» мы представляли белорусский русскоязычный журнал «Немига литературная», журналы «Родная Кубань», «Радонеж», «Прикосновение», «Невский альманах» и другие.

— В чём, на ваш взгляд, заключается основная задача, стоящая перед современной русской литературой?

— Мы хорошо помним героев русской и советской классики. За последние двадцать лет литература не создала положительного героя такой величины. В нынешней литературе, увы, нет положительных примеров, на которых можно было бы воспитывать молодое поколение. Журнал «Всерусский собор» публикует произведения, в которых присутствует образ героя, без которого не может существовать идеология русской победы. Не прав будет тот, кто скажет, что в современной русской жизни нет героев и подвижников. В нашем журнале в рубрике «Событие» мы регулярно публикуем материалы, посвящённые духовно-нравственным подвигам, великим свершениям во благо России. Герои нашего времени — священник и воин. Я знаю многих священников, которые до принятия сана воевали в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Можно привести множество примеров, когда стараниями священников в провинции не только строились новые храмы, но и налаживалась жизнь вокруг храмов. Литература — это наше Поле Куликово, здесь мы, писатели, сражаемся за будущее России.

— Расскажите о рубриках Вашего журнала.

— В журнале существует ряд постоянных рубрик, но возможно и появление новых. Одна из основных, «Торжество православия», посвящена материалам, связанным с важнейшими событиями в жизни современной Православной Церкви. Именно в этой рубрике публиковались статьи о возвращении в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, об освящении Святогорской Свято-Успенской лавры. В рубрике «Национальное самосознание» постоянно идёт обсуждение проблем исторического предназначения России и славянских народов. Здесь мы представляем читателю размышления ученых, писателей, богословов, среди которых писатель Валентин Распутин, доктор философских наук А.Л. Казин, доктор философских наук А.А. Корольков, доктор богословских и филологических наук М.М. Дунаев и др. В рубрике «Гостиная» публикуются интервью с теми людьми, чьи взгляды, общественная и политическая позиции кажутся нам близкими и полезными для России. Журнал представлял на своих страницах лауреата Нобелевской премии Жореса Алфёрова, депутатов Государственной Думы С.Ю. Глазьева и Н.И. Рыжкова, губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, губернатора Орловской области Е.С. Строева и многих других. Чрезвычайно важна для журнала рубрика «Славянский мир», рассказывающая читателю о жизни наших братских стран и, в частности, о деятельности Собора славянских народов Беларуси, России и Украины. С недавнего времени в журнале появилась рубрика «Казачество», в которой опубликованы статьи по истории казачества, по проблемам политической самоорганизации казаков. Журнал живет и развивается.

— В нынешние времена трудно издавать журнал без поддержки единомышленников и соратников, ведь, как известно, один в поле не воин. Расскажите о тех, кто Вам помогает издавать журнал.

— Журнал выходит при участии Собора народов Беларуси, России и Украины, Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Союза писателей России, Литературного фонда России, Собора православной интеллигенции и ОАО «Мотор Сич». Неоценимую помощь «Всерусскому собору» оказывают генеральный директор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Александрович Богуслаев и директор московского представительства «Мотор Сич» Петр Иванович Кононенко. В.А. Богуслаев, будучи руководителем крупнейшего в СНГ предприятия по производству авиационных двигателей, много сил отдает для поддержки патриотических православных изданий, оказывает помощь Православной Церкви, его трудами установлен ряд памятников, среди которых — памятник апостолу Андрею Первозванному в Запорожье. П.И. Кононенко — духовно близкий нам человек, неоднократно проявлявший духовную крепость в отстаивании идеалов «Всерусского собора», его управленческий опыт, жизненная мудрость не однажды оказывали журналу неоценимую услугу. Плодотворным стало сотрудничество «Всерусского собора» с Собором славянских народов Беларуси, России и Украины, исполком которого возглавляет Юрий Александрович Дергаусов. Под руководством Ю. А. Дергаусова Собор прилагает все усилия к тому, чтобы восстановить утраченные после распада СССР культурные и политические связи славянских народов. Не менее важным является наше сотрудничество с Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центром Национальной Славы (во главе с А.В. Мельником и В.И. Якуниным). В очередном номере «Всерусского собора» мы публикуем репортаж о подготовленной Фондом Андрея Первозванного важнейшей духовно-просветительской акции — принесении в Россию мощей преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны. О таких благих делах Фонда и ОАО «Мотор Сич», как открытие памятника атаману П. Калнышевскому на Соловках, мы публиковали статьи в предыдущих номерах журнала. Не прерываются наши добрые отношения и с Интеллектуально-деловым клубом (президент клуба — Н.И. Рыжков, исполнительный директор — М.И. Кодин). Михаил Иванович Кодин — известный ученый, доктор социологических наук, проректор Российского Государственного социального университета — неоднократно публиковал в нашем журнале свои труды, в которых рассматриваются проблемы новейшей геополитики России, социально-экономических моделей и политического устройства зарубежных стран. Сегодня в редакционный совет журнала входят известные писатели, деятели культуры, политики из России и стран «ближнего зарубежья», среди которых известный кинорежиссёр Н. П. Бурляев, председатель Союза писателей России В. Н. Ганичев, директор Института русской литературы РАН профессор Н. Н. Скатов, художественный руководитель Кубанского казачьего хора В. Г. Захарченко, скульптор В. -М. Клыков, известные русские писатели В. -Н. Крупин, С. С. Куняев, В. И. Лихоносов, В. Г. Распутин и др.

— В чём для Вас, как для поэта и как для главного редактора журнала, заключается смысл творчества?

— Думается, каждый из серьезно пишущих людей рано или поздно ставит перед собой вопрос: зачем и для чего я пишу (реже — во имя Кого), пишет ли он для самоутверждения только или же ради какой-либо идеи. Путь самоутверждения в творчестве ведёт в духовное небытие, и в наивысшем своём проявлении становится «искусством ради искусства», что чревато оскудением мысле-образов и истощением их энергетической наполненности. В самом наихудшем случае такой сочинитель находит отрицательный «источник» (или этот «источник» сам находит его) для подпитки своих произведений, и они уже несут разрушительный (и саморазрушительный) импульс ментальной энергии, порождающей распад личности автора и представляющий опасность для читающего общества и государства как организующей, концентрирующей, сакральной структуры. Другой писатель, проводящий через своё творчество идею, должен наконец задуматься, к какому же источнику он припадает, и здесь уместно напомнить об ответственности за своё творчество, ведь «что написано пером», потом уже не «вырубишь топором». Обычно талантливые произведения читаются и после смерти их авторов…Что же мы оставляем читателю, пользу — «библейский заряд вечности» или сатанинский нигилизм? Ответственность за своё творчество побуждало больших мастеров художественного слова задавать себе эти вечные вопросы и отвечать на них в своих лаконичных, точных по образному строю и словарному составу (казалось, Кем-то продиктованных им) произведений. Произведения, самобытные по содержанию, художественному наполнению, несут в себе весть о православном возрождении России нового тысячелетия. Внешне неброские, они, в апогее своего лирического звучания, достигают порой столь трудной для писателей, ёмкой, исполненной глубинного смысла простоты, родственной лишь тихости уединённого молитвенного делания. Той трудной простоты, которая свидетельствует о высоком профессионализме автора и об искренности его духовных переживаний, поверенных читателю доступным языком, поэтому читатель любого возраста находит в них нужное для себя и даже открывает что-то новое. Русский человек раньше перед началом любого дела молился «Господи, благослови…», тем самым прося благословение у Творца на своё творение и тем определяя сакральный симфонический смысл им содеянного. И тогда содеянные им произведения уходят своими корнями в прошлое, в мир Святой Руси, с её живоносными святынями, небесными приоритетами и духовным космизмом, и как бы связуя времена в обратной перспективе, являют нам преображающие образы мира иного, вечного, а неприходящее в нашей жизни и есть та соединяющая пушкинская «златая цепь» истории и культуры. И значит это всегда современно и перспективно, ведь, по слову иеромонаха Романа «поэт всегда хоругвеносец на крестном ходе бытия». Насущного бытия русского языка, родной литературы. Ибо отточенный до глубинной простоты (где просто — там ангелов со ста), словарный ряд обретает звукопись, свойственную, в наивысших своих проявлениях, молитве и уподобляется праязыку — той первородной речи, которая была до смешения языков, и на которой, быть может, богодухновенно глаголили праотцы, Адам и Ева. Язык Первочеловека, давшего священные имена (по благодати «образа и подобия») всему сущему. И посему «малый акт творения писателя — суть нахождения преподобных символов иного, подлинного мира; воспоминания райских имен — феофаническое писание красотой, свидетельствование внутреннего заповеданного света и бытийного смысла тварей и вещей, всеобщего ради спасения и воскресения мира сего. Смысл творчества — правдование души человека пред Господом, служение Ему. И мир, служащий для спасения души человеческой, преображается через служение человека, в симфонии с ним сослужа Творцу.

Напротив, художник, обладающий истощённым словарным запасом, употребляющий слова-«дырки», изъязвляющие плоть текста, постепенно доходит до эгоистической «кофейной» лирики. За каждое слово, сказанное всуе, взыщется с нас, что же говорить о написанном.

— Часто на страницах печати можно видеть полемику об употреблении «архаизмов» в современных литературных текстах. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Думается, отчего же остаётся невостребованным писателями нашими церковнославянский язык, ведь живой, нынешний великорусский язык, подобно иконе из запасника, потемневшей от времени, на которой лик уже едва различим, нуждается в поновлении древним, церковно-славянским; и далее, через это, наполнением одухотворённостью, намоленностью, он и ограда наша от проникновения слов иноземных.

— В чём Вам видится историческая и литературная роль «Всерусского собора»?

Верится, что журнал «Всерусский собор» станет предтечей Всерусского земского собора, на котором будет восстановлена спасительная для России богоданная православная государственность во главе с «сильным державным Царём православным» — Помазанником Божиим.

В XX веке наша страна пережила величайшие испытания, которые до сих пор не закончились, но в эти тяжёлые времена, впервые после первохристианских, был явлен миру сонм святых новомученников, в земле российской просиявших, в наше время мироточат иконы и совершается чудо возрождения православной Руси…
Вот почему мне вспоминаются слова святого флотоводца, адмирала Фёдора Ушакова: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России…»

Беседовал Александр Беззубцев-Кондаков

N5 ноябрь 2004 г.

Опубликовано на сайте Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии 12 декабря 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика