Русская линия
Небесный всадник Александр Беззубцев-Кондаков28.12.2004 

Слово и оружие императора Павла Первого

2004 году исполнилось 250 лет со дня рождения Государя Императора Павла Петровича — одного из самых таинственных русских государей, с личностью которого связано множество легенд и преданий. «Кумиром своего народа» назвал Павла Петровича австрийский посол Лобковиц, а между тем широкую известность приобрели рассказы о правлении Павла I как о времени всяческих притеснений и произвола. Начиная с XVIII столетия, Государь Император Павел I остаётся особенно ненавидимой фигурой для всех либеральных историков, он вызывает неприязнь интеллигентов-западников, несмотря на приписываемое Павлу «пруссачество», его ненавидят противники самодержавной государственности.

1 октября 2004 года, в день, когда исполнилось 250 лет со дня рождения Императора Павла, в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, панихиду по убиенному Императору совершил ректор духовных школ Петербурга, Высокопреосвященнейший архиепископ Тихвинский Константин. После панихиды архиепископ Константин обратился к молящимся с проповедью, в которой отметил, что Государь Император Павел Петрович является, наверное, наиболее оклеветанной фигурой в российской истории. Мы видим откровенную клевету на многих деятелей русской истории, и в том числе — на Императора Павла I. Владыка Константин отметил, что мы, православные христиане, обращаясь к памяти Императора Павла, не можем забывать, что именно в годы правления этого Государя Санкт-Петербургская Главная Семинария была преобразована в Александро-Невскую Академию, а Александро-Невскому монастырю был присвоен статус Лавры. Отмеченный владыкой Константином факт чрезвычайно важен в оценке исторической роли Павла Петровича. Преобразовывая своим указом Главную Семинарию в Александро-Невскую Академию, Император признавал, что Семинария является лучшим богословским учебным заведением Русской Православной Церкви, дающим широкое образование как в богословских, так и в философских, социальных науках.

На заупокойной молитве по Императору Павлу присутствовал приехавший 30 октября из Германии в Санкт-Петербург его высочество герцог Хуно фон Ольденбург. Целью визита его высочества в Россию стало участие в Санкт-Петербургской Ассамблее Христианской Общественности Европейских стран «Христианский мир в III тысячелетии», открытие которой было приурочено к 250-летию со дня рождения Императора Павла I.

Во время визита в Санкт-Петербург Его Высочество герцог Хуно фон Ольденбург посетил Духовную Академию, где состоялась встреча с архиепископом Константином. Позднее в профессорской состоялся круглый стол, где присутствовали ректор Санкт-Петербургских Духовных школ Высокопреосвященнейший Константин, проректор по учебной работе протоиерей Василий Стоиков, проректор по воспитательной работе игумен Да-миан, секретарь учёного совета протоиерей Кирилл Копейкин, декан факультета иностранных студентов священник Владислав Анцибор, заведующий Иконописной школой игумен Александр (Фёдоров), доктор философских наук, профессор А. Л. Вассоевич. Его Высочество в своём выступлении отметил, что в современном обществе почти повсеместно отвергаются предлагаемые христианством нравственные принципы, а кроме того, имеют место попытки вычеркнуть христианство из мировой истории. Его Высочество предложил заключить соглашение между Россией и Германией, суть которого заключается в содействии принятию правительствами и парламентами двух стран законов, которые «выбьют во всём мире почву из-под ног лжи с помощью уравновешенной системы формирования общественного мнения». В проекте этого соглашения, предложенного Его Высочеством, в частности говорится: «СМИ в будущем по закону будут обязаны бесплатно предоставлять треть места или времени всем общественным силам. В настоящее время такая возможность не обеспечена, прежде всего по финансовым причинам. Закон обяжет все СМИ, финансируемые за счёт рекламы, бесплатно предоставлять треть места или времени правительству и другим общественным „сословиям“, т. е. экономическим, научным, образовательным и религиозным объединениям, включая партии, для высказываний по конкретным темам, которые обсуждаются в данных СМИ, чтобы объективно более широкий и общедоступный обмен мнениями позволил привести групповые интересы к общему знаменателю ради народного благосостояния».

Со времени кончины Павла I к его гробнице в усыпальнице Императорской фамилии приходили люди всех сословий и состояний, многие из которых просили служить панихиду по покойному Государю, почитая его Страстотерпцем. Этот людской поток, не иссякавший на протяжении всего XIX столетия, натолкнул настоятеля Петропавловского собора отца Александра Дернова на мысль записывать все те случаи, когда приезжающие из разных уголков России люди молились у гробницы Павла и просили служить панихиду. Люди, как отмечает В. Вишняков, «повествовали иногда при этом о случаях заступления и помощи — после молитвы по Императору Павлу I — со стороны его в делах тяжебных и судебных…[…] Богомолец, приехавший из Туркестана, свидетельствует, что у них там чтят Павла I и знают, что молитва у его гробницы приносит помощь; петербургский мастеровой свидетельствует, что он из Новгорода вывез веру, что Император помогает в душевной скорби…"[Вишняков В. Император Павел I. Опыт применения принципов православия к историческим исследованиям. Пг., 1916. С. 11−12

Павел I был уникальным политическим деятелем уже потому, что стал Императором с чётко продуманной программой действий, с ясным, выношенным планом, к реализации которого приступил немедленно, словно бы понимая, как мало времени отпущено ему Богом. Ответственность за судьбу России Павел Петрович принял, будучи зрелым человеком, имея достаточный жизненный опыт. Но при этом Павел был ранимым, вспыльчивым и тревожным, что, в общем, не кажется удивительным, если учесть, что долгие годы он жил, окружённый шпионами и доносителями, разлучённый со своими детьми, в постоянном страхе за свою жизнь, находился в гатчинской изоляции, не имея возможности участвовать в управлении страной.

Прав был выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский, который писал о царствовании Павла Петровича: «Этому царствованию принадлежит самый блестящий выход России на европейской сцене». В мировую историю Император Павел вписан как монарх, который поплатился жизнью за начало построения принципиально нового геополитического устройства Европы. В царствование Павла Петровича русская армия под командованием великого полководца А. В. Суворова одержала блестящие победы, завоевав почти всю Италию, в результате чего престиж России на международной арене чрезвычайно вырос.

Можно объяснять политику Павла I в отношении Мальты его «рыцарскими» склонностями. Это объяснение, обращённое к психологии Павла, будет правильным, но явно недостаточным, как недостаточным представляется и утверждение, что Мальта завладела воображением Павла Петровича в силу его желания противопоставить рыцарские идеалы якобинскому духу. Но отнюдь не в рыцарской романтике заключается суть дела. Как отмечает А. М. Станиславская в монографии «Русско-английские отношения и проблемы Средиземноморья в 1798—1807 гг.» (М, 1962), «Мальта входила в тот круг объектов экспансии великих держав на Средиземноморье, который включал ещё Неаполитанское королевство, Албанию, Грецию, Ионические острова. Тому, кто хотел укрепиться на Средиземном море, Мальта была необходима». На обладание мальтийскими островами, расположенными в самом центре Средиземного моря, претендовали Франция и Англия, но и русский Государь стремился сделать Мальту местом стоянки русского флота в Средиземном море. После захвата Мальты Наполеоном Павел Петрович принял под своё покровительство рыцарей древнего ордена, объявив, что отныне Санкт-Петербург становится штаб-квартирой ордена. Павел I заключил союз с Турцией, к которому присоединилась Англия, и осенью 1798 года объединённая русско-турецкая эскадра под командованием великого флотоводца адмирала Ф. Ушакова двинулась из Константинополя к захваченным Францией Ионическим островам. В феврале 1799 года флот адмирала Ушакова взял после ожесточенного штурма неприступную крепость на острове Корфу. Теперь на повестку дня становилась судьба Мальты, куда должны были быть введены гарнизоны России, Англии и Неаполя. По договорённости держав, верховная власть на Мальте должна была принадлежать военному совету, возглавляемому представителем русского командования. Но окончательно утвердить русское присутствие на Мальте не удалось в результате упорного сопротивления Англии. Мальтийский вопрос стал одним из основных поводов для разрыва отношений России с Англией. Россия выступила с декларацией, осуждающей английский морской разбой. Отныне Павел Петрович намерен был сражаться за Мальту уже в союзе с Наполеоновской Францией. Протягивая руку «корсиканскому чудовищу», Павел Петрович в очередной раз не убоялся бросить вызов «общественному мнению» столицы, ибо понимал, что союзу Российской империи с Францией Наполеона не сможет даже в отдалённом будущем противостоять ни одна из европейских держав.

В августе 1799 года Павел I принял в Петергофе депутацию мальтийских рыцарей, которые обратились к нему с просьбой принять святыни Ордена в знак признательности за помощь… -Принесение святынь в Россию Император решил отметить с особой торжественностью. Наместник Мальтийского Ордена граф Джулио Литта передал Павлу Петровичу золотой ковчег с десницей Святого Иоанна Крестителя, Филермскую икону Божией Матери и часть Животворящего Древа. Крестный ход принёс святыни к дворцовой церкви. Филермская Икона Божией матери — одна из древнейших православных святынь — была написана евангелистом Лукой в 46 г., и она стала последним образом Богоматери, написанным при Её земной жизни.

Принято считать, что поход казаков в Индию — результат больного воображения Павла, однако как же быть с тем фактом, что план похода в Индию разрабатывался Павлом Петровичем при участии Наполеона Бонапарта, который планировал провести поход совместно русскими и французскими силами. Это была хорошо спланированная операция франко-русского похода, который предполагалось начать в мае 1801 года, и не состоялся он лишь из-за гибели Павла Петровича. Очевидно, что франко-русский союз не допустил бы того, чтобы на территории Европы бушевали войны между великими империями. Как совершенно обоснованно писал А. Коцебу, «будь он [Павел I] ещё жив, Европа не находилась бы теперь в рабском состоянии. В этом можно быть уверенным, не будучи пророком: слово и оружие Павла много значили на весах европейской политики».

В год 250-летия со дня рождения Императора мы видим, как медленно, но неуклонно меняется отношение к деятельности Павла Петровича и среди профессиональных историков, и в обществе. И к гробнице Государя в императорской усыпальнице Петропавловского собора по-прежнему приходят люди, которые обращаются к памяти покойного Государя, прося его заступничества и помощи.

N5 ноябрь 2004 г.

Опубликовано на сайте Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии 12 декабря 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика