Русская линия
Православие.Ru Ольга Кирьянова24.12.2004 

Путем Великой Княгини

Завершился очередной этап принесения в Россию честных мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Программа, начатая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра, осуществляется уже шестой месяц. Именно столько времени продолжается шествие святых мощей преподобномучениц по городам и весям нашего Отечества.

За это время святыня побывала более чем в пятидесяти крупных населенных пунктах, ей, по подсчетам Фонда святого апостола Андрея Первозванного по инициативе и при участии которого совершается это историческое событие, уже поклонилось более четырех миллионов человек.

Великую Матушку, как еще при жизни называли Елисавету Феодоровну, ждут везде. Ее встречают с радостью и провожают со слезами на глазах. И каждая такая встреча — знаменательна, каждая несет на себе отпечаток сокровенного действия Всеблагого Промысла Божия. Все происходящее удивительно потому, что действительно совершается на наших глазах: порой программа пребывания святыни в той или иной епархии складывается и корректируется буквально за несколько минут. Корреспонденту Православия.ru была предоставлена возможность в течении трех недель сопутствовать святым мощам на их маршруте и видеть все собственными глазами.

В самом начале декабря святыня была доставлена на Ставрополье, а затем в Ростовскую область. Будни этих южных приграничных регионов непросты, а их жители, возможно, более других нуждаются сегодня в духовной поддержке и утешении. Эхо взрыва жилого дома в Волгодонске и террактов в Минеральных Водах долетало до Москвы, болью отзываясь в сердце каждого человека, не утратившего чувства сострадания ближним. Именно в эти города в первую очередь направлялся Малый ковчег с честными останками жертв алапаевской трагедии. В Волгодонске настоятель храма во имя преподобномученицы Елисаветы — единственного на донской земле, рассказывал, что благословение на отправку святых мощей в их удаленный приход епархиальный архиерей дал всего за сутки до прибытия святыни. «Никто не мог надеяться, что это чудо случиться, а оно произошло! Кто из настоятелей храма может сказать, что в его храме побывали мощи того святого, которому этот храм посвящен? А в нашем храме это стало возможным» сияя, говорил молодой батюшка, который перед этим всю ночь не сомкнул глаз, чтобы подготовить храм к прибытию святыни и оповестить об этом свою паству. Когда встречают так, то сразу отходят на задний план, становятся второстепенными все «отягчающие» обстоятельства: и ранний — в четыре утра подъем, и почти четырехчасовой безостановочный переезд за двести пятьдесят километров из Ростова на юг области, а затем поздним вечером столь же продолжительный обратный путь.

В Ставрополе проводы святыни, состоявшиеся вечером, вылились в грандиозный Крестный ход, подобный которому последний раз был десять лет, когда сюда Святейшим Патриархом Алексием была доставлена частица мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. И, конечно, не случайно завершилось это молитвенное шествие у восстановленных семь лет назад Тифлисских ворот — памятника победе, одержанной Россией в XIX столетии в Кавказской войне. Во времена генерала Ермолова отсюда начиналась дорога на Кавказ. Символическую исходную точку этого победоносного пути освятила своим присутствием Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Царственную странницу провожал взглядом навеки застывший в бронзе неподалеку от триумфальных ворот покоритель легендарного имама Шамиля.

Великий подвиг милосердной и сострадательной любви обращенной к защитникам Отечества был явлен Великой княгиней в годы Первой мировой войны. Тогда она вместе с сестрами Марфо-Мариинской обители заботливо ухаживала за ранеными русскими солдатами и офицерами, утешая, вселяя мужество, врачуя телесные и душевные немощи. Более девяносто лет спустя этот благодатный талант святой Елисаветы оказался вновь востребован их правнуками — пациентами Ростовского окружного военного госпиталя, получившими боевые ранения в Чечне. Вчерашние школьники, мальчишески самоуверенные и желающие казаться «крутыми» в глазах окружающих, они неловко топтались у ковчега с мощами не зная что полагается делать и как нужно прикладываться. Большинство из них только здесь и сейчас впервые услышало о Великой княгине и ее подвиге. Ковчег заносили во многие палаты к самым тяжелым лежачим больным. Не стоит скрывать — были среди них и такие, кто отказывался, отворачивался от священника с серебряным ларцом в руках. Пусть так: невольник не богомольник. Но, покидая любое отделение, мы слышали за спиной разговор больных, которые обсуждали происшедшее, вспоминали все известное из истории, что было связано с Елисаветой Феодоровной. Думается, мужество и стойкость пример которых явила миру эта хрупкая и нежная женщина, не смогут оставить безучастным даже самого ожесточенного человека и невольно побудят уважать ее.

Тесно соприкасаясь с обстоятельствами этого путешествия, невольно поражаешься тому, как все в нем, оказывается, взаимосвязано. Дважды на этом пути Великая Княгиня своими честными останками встретилась с теми Угодниками Божиими, святым мощам которых она поклонялась еще при жизни. В 1902 году она присутствовала на торжественном прославлении и обретении мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. В год 250-летия со дня рождения Небесного покровителя Белогорья, в канун главных юбилейных торжеств ковчег с ее десницей был выставлен для поклонения в том самом храме, где ныне почивают мощи святителя Иоасафа. В 1914 году настоятельница Марфо-Мариинской обители внесла значительную лепту в подготовку празднества канонизации святителя Питирима, просветителя Тамбовской земли, а затем совершила паломничество к его мощам. Девяностолетняя годовщина прославления святителя Питирима вновь оказалась отмечена ее благодатным присутствием на Тамбовщине.

В 1903 году вся Царская семья, а с нею и Елисавета Феодоровна присутствовала на торжествах по случаю прославления в лике святых великого подвижника и молитвенника Земли Русской преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Именно здесь Великой Княгине впервые был представлен орловский священник Митрофан Сребрянский, впоследствии принявший на себя служение духовника Марфо-Мариинской обители. Общеизвестно, что Саровский старец появился на свет двести пятьдесят лет назад в семье курского купца Исидора Мошнина. И, конечно, промыслительно, что в этот юбилейный год родной город батюшки Серафима принял у себя доставленную из Иерусалима святыню. Промыслительно и то, что местом постоянного пребывания главного ковчега с десной рукой преподобномученицы Елисаветы стал Знаменский кафедральный собор Знаменской обители, возведенной в честь и для хранения прославленной Курской-Коренной иконы Божией Матери. Эта икона, вывезенная из страны во время гражданской войны, являлась Одигитрией Русского Зарубежья и чтится нашими православными соотечественниками за границей. Чтится также, как честные останки преподобномучениц Елисаветы и Варвары — единственные целые нетленные мощи во всей РПЦЗ: после революции русским эмигрантам были доступны только небольшие мощевики, сохранившиеся в посольских церквах. Православные куряне не теряют надежды на то, что чудотворный Лик Заступницы рода христианского вновь вернется к ним.

Иногда незримая поначалу связь между алапаевскими преподобномученицами и жителями городов центрального Черноземья становилась очевидной совершенно внезапно. Вот город Воронеж, где Великая княгиня не была ни разу, и кажется, ничего здесь о ней не напоминает. Лишь позже выясняется, что село Трехсвятское Воронежской губернии — малая родина преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), в миру протоиерея Митрофана, духовника Марфо-Мариинской обители, основанного святой Елисаветой. Именно в Воронеже Сребрянский — выпускник Воронежской Духовной семинарии и Варшавского Ветеринарного института, вступил на стезю служения Церкви, которой следовали и его предки. Здесь же на воронежском земле в селе Владычня архимандрит Сергий (Сребрянский) и его супруга также принявшая монашество, окончили свой земной путь. Примечательно, что посетила Великая Матушка со своей келейницей Варварой город Воронеж в канун дня обретения его святых мощей, произошедшего 11 декабря.

Свое священническое служение отец Митрофан продолжил в городе Орле, настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Той самой Покровской церкви больше не существует — ее снесли в советское время. Но разве не знаменательно, что святые мощи алапаевских преподобномучениц с Орловского железнодорожного вокзала сразу привезли в Никитский кафедральный собор, который, как оказалось, в народе называется Никитским по боковому приделу, а главный престол освящен в честь праздника Покрова Божией Матери? В Орле Великая княгиня бывала дважды — в 1913 и 1916 году. Оба раза она посещала Введенский женский монастырь и молилась перед его чудотворной святыней — Балыкинской иконой Божией Матери. В архивах монастыря хранятся фотографии, на которых именитая паломница запечатлена с сестрами обители. Может быть, именно молитвенное заступничество преподобномученицы Елисаветы помогла обители уцелеть в годы богоборчества, когда количество православных храмов в Орле сократилось более чем на две трети. Удивительно ли, что нынешним насельницам монастыря, в котором уже одиннадцать лет как возобновлена монашеская жизнь, была дарована радость встретить и принять у себя Великую и дорогую гостью. Несомненно, с той же радостью встретили ее жители древнего Болхова, города который впервые упоминается в летописи на год раньше Москвы, — прихожане Троицкого Оптина Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря. Женская Оптина пустынь только возрождается к жизни. Ее открытие состоялось два года назад 17 июля — в день мученической кончины императора Николая II и членов его семьи. Именно Царственным страстотерпцам посвящен единственный действующий придел в Троицком соборе XVII века — единственном уцелевшем из трех храмов некогда процветающей обители. Пусть плотное расписание позволило привести сюда святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары всего на один час, но этот краткий миг молитвенного общения со святыней навсегда запомнился болховцам.

Принесение святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары в восстанавливающиеся монастыри центральной России, заняло особое место в программе. Особенно заметно это оказалось в Брянско-Севской епархии. В Брянской области — бывшей зоне «красного пояса», значительная часть жителей которой трудилась на предприятиях ВПК, до сих пор взор удручают руины старинных храмов. Глядя на них трудно абстрагироваться от мысли, что на дворе новый век и новая эпоха церковно-государственных отношений: здесь многое осталось на уровне двадцатилетней давности. Своей главной задачей нынешний правящий епископ Феофилакт, возшедший на кафедру три года назад, видит скорейшее возрождение как можно большего числа монастырей, часть которых, как, например, женский Николо-Одринский, мужские Свенский Успенский и Белобережская пустынь, имеют многовековую историю. Для немногочисленных пока насельников и насельниц прибытие святой настоятельницы Марфо-Мариинской обители явилось благословением и напутствием в их молитвенном подвиге. Особенно радовались сестры Николо-Одринского монастыря, куда святые мощи прибыли незадолго до всенощного бдениия в канун дня памяти святителя Николая, чей чудотворный образ ныне является одной из главных здешних святынь. Знаменательно что, мощи преподобномучениц Брянщина встречала в день памяти святой великомученицы Варвары — небесной покровительницы верной спутницы и келейницы великой княгини инокини Варвары.

Логическим завершением этого этапа путешествия святых мощей по России стало их принесение в районный центр Дятьково, где находиться единственный в мире православный храм, внутреннее убранство которого целиком изготовлено из хрусталя. Около десяти тонн этого хрупкого и дорогого материала пошло на иконостас, из хрусталя сделаны оклады икон, подсвечники и декор стен. Сам храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» примечателен тем, что является памятником воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны при освобождении Брянской земли. Его престольный праздник — 17 сентября является датой окончательного освобождения от немецко-фашистских захватчиков и официально отмечается, как день Брянской области. Храм еще не освящен архиерейским чином, ожидается, что это произойдет в будущем году, в канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Победы, которой наш народ, несомненно, обязан небесному заступничеству сонма русских святых, в лике которых просияли и Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Победы, заставившей многих из тех, кто покинул Россию в годы гражданской войны, прозреть и понять, что страна, победившая фашизм, пусть и под красными знаменами, это та же великая Россия, которую так любила и за верность которой отдала свою жизнь Елисавета Феодоровна.

Начался новый этап программы: святые мощи преподобномучениц посещают братскую Белорусь, а затем прибудут в страны Балтии и Средней Азии. Пройдет совсем немного времени — меньше двух месяцев, и они навсегда вернуться в Святой Град Иерусалим, в свою тихую обитель в Гефсимании. Но пока они с нами, надо ценить это как величайший дар, как Божию милость нашему Отечеству, белым ангелом которого называли Великую княгиню Елисавету Феодоровну.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика