Русская линия
Независимое военное обозрение Роберт Быков02.06.2005 

Безлошадные витязи ВВС теряют лицо — пилотажным группам не на чем летать

Об авторе: Роберт Игнатьевич Быков — публицист, полковник запаса.
16 августа 2005 года в г. Жуковском Московской области откроется салон авиационной и космической техники, который раз в два года проводится там с 1992 года. В небе Подмосковья в очередной раз покажут свое мастерство лучшие пилотажники мира. В предыдущие годы Россию на авиасалоне представляли пилотажные группы «Русские витязи» на Су-27, «Стрижи» на МиГ-29, «Русь» на Л-39 и даже «Небесные рыцари» на Л-29. «Гвоздем» программы показательных полетов, конечно, была «десятка наших» — совместный полет шестерки «Стрижей» и четверки «Русских витязей».

Авиатехника, используемая на показах в 70−80-х, служила не более двух лет, так как из нее «выжимали» все. Сейчас пилотажные группы летают на самолетах двадцатилетнего возраста. На последней выставке в Абу-Даби в прошлом году мы сумели «утереть нос» «Миражам-2005». После полетов подошли арабы и спросили: «Почему вы летаете на таких старых самолетах?» Ответили: «А наш бронепоезд стоит на запасном пути».

Ведь «Русские витязи», как и «Стрижи», — это лицо российской авиации, а летчики пилотажных групп — это национальная элита. Потеряем пилотажные группы — потеряем лицо нашей авиации.

Единственная в мире авиационно-пилотажная группа (АПГ) «Русские витязи» создана на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба. Зарубежный дебют АПГ «Русские витязи» состоялся в сентябре 1991 года в небе Великобритании, в Фарнборо, где наши пилоты поразили мир каскадом фигур высшего пилотажа. Сейчас они выполняют такие уникальные фигуры высшего пилотажа, как «Колокол», «Тюльпан», «Кобра Пугачева». Группа выступала в составе шестерки истребителей, в последнее время — в составе четверки и даже двойки. Все время ощущается дефицит пилотажников высшего класса и современной исправной авиатехники.

Летчиков-пилотажников по всей России пока удается набрать и подготовить, хотя и с ними есть проблемы. А вот с оснащением их новой авиатехникой совсем плохо. Еще 11 января 2002 года главком ВВС Анатолий Корнуков сказал: «Все три пилотажные группы: „Витязи“, „Стрижи“, „Небесные гусары“, — реанимированы. „Витязи“ сменили поколение пилотов и сейчас облетывают новые Су-27М. Им эта модификация пока не очень нравится».

Много позже, на авиасалоне в Геленджике, мне лично удалось поговорить в неформальной обстановке с членами пилотажной группы «Русские витязи»: Игорем Ткаченко, Игорем Качковским, Игорем Шпаком и Олегом Ряполовым.

Перед этим мы вместе с руководителем Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС генералом Александром Николаевичем Харчевским наблюдали парный полет Ткаченко и Качковского. В какой-то момент один из них «недокрутил бочку», и чуть не возникла внештатная ситуация. Казалось, многотонные махины сейчас столкнутся. Харчевский с большой тревогой заметил: «Летают без запаса, а надо фигуры выполнять с запасом по скорости и высоте. Все равно здесь никто не понимает степени риска».

Командир АПГ «Русские витязи» Игорь Ткаченко сказал примерно следующее: «Нам уже сейчас не на чем летать. Из двухместных самолетов, оснащенных современной системой навигации международного уровня, в нашем распоряжении остались три спарки Су-27: у одной остался гарантийный резерв по налету 57 часов, у другой — 37 часов, а третья уже стоит „у забора“. Те самолеты, которые нам дали ВВС, — это разработка, брошенная на середине опытно-конструкторских доработок. Их нельзя было отправить в строевую часть, и прислали к нам. Я слетал на этом самолете и не посажу на него ни одного летчика, так как это небезопасно. На кабину этого самолета без слез не взглянешь. В кабине нет никакой эргономики: педаль нельзя до конца дожать без ухищрений. Пилотирование чрезвычайно затруднено. Мы были вынуждены принять неординарное решение: двигатели с этих самолетов снять и использовать на наших старых машинах. Они сначала не совсем подошли, но после доработки на московском заводе „Салют“ сгодились».

Для справки: самолет Су-35 (Су-27М) — это модернизированный Су-27, испытания которого не были завершены ОКБ «Сухой». Работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. Выпустили 12 штук и «столкнули» их в ВВС и пилотажные группы. Летать на них можно, но воевать нельзя: СУВ, авионика и другие бортовые системы в комплексе не работают.

Сам главком ВВС Владимир Михайлов в июне 2004 года в ответ на вопрос журналиста: «Будут ли наши ВВС приобретать самолеты Су-35?» — ответил:

«Какое-то количество этих самолетов мы возьмем хотя бы для того, чтобы оказать экспортную поддержку нашим промышленным предприятиям, но опять-таки будем исходить из критерия „эффективность-стоимость“. Цена Су-35 составляет более 30 миллионов долларов». Оценка и прогноз весьма сомнительного качества.

После трагедии во Вьетнаме, в Камрани (в декабре 1995 года два Су-27 и Су-30 «Русских витязей» в низкой облачности столкнулись с горой), известный конструктор Михаил Коржуев обеспечил современными навигационными системами один «борт» «Русских витязей» и эта спарка стала лидером при всех перелетах, особенно дальних.

Вопрос оснащения группы «Русские витязи» авиатехникой может быть решен по максимуму путем государственного целевого заказа на специально оборудованные 5 самолетов, но надежды на такое решение вопроса мало из-за ограниченности государственного оборонного заказа.

После триумфального полета пятерки «Русских витязей» и «Стрижей» над Красной площадью 9 мая 2005 года на приеме в Кремле президент Путин задал ряд вопросов о перспективах пилотажной группы «Русские витязи» ее командиру Игорю Ткаченко, который сказал буквально следующее: «Мое личное мнение и мнение всех летчиков нашей пилотажной группы, а также летчиков из липецкого центра подготовки, — больше всего подходят для решения задач подготовки пилотов, пилотирования на большие расстояния и показательных выступлений самолеты Су-30МКИ (индийский вариант). Президент внимательно выслушал мнение лучшего пилота России.

Второй вариант более реалистичен: есть модернизированные истребители СУ-30КН, которые стоят без применения в Жуковском. Главком Михайлов требует привести их в исходное состояние, но никто не даст на это денег. Так и будут ржаветь на земле, а их ресурс, система навигации вполне устраивают «Витязей». Есть два самолета Су-30МКИ, которые использовались при проведении испытаний в Ахтубинске. Их нельзя передать в боевой состав ВВС, но на них могут успешно летать «Витязи». Затраты при втором варианте решения со всех сторон приемлемы.

Одно из самых больших достижений в направлении модернизации существующей авиатехники — создание модификации Су-30КН. Фактически это почти борт самолета 5-го поколения и в то же время это первый шаг модернизации в условиях строевых частей. Самолет получился многофункциональный, работает по воздушным и наземным целям днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Аппаратура точной навигации позволяет эффективно применять неуправляемые средства поражения. Точность боевого поражения проверена на полигоне «Глиц» в Ахтубинске. Управляющее поле кабины при одном индикаторе позволяет решать все задачи. Это не тупиковый вариант: кабину можно насыщать другим оборудованием и, таким образом, доводить ее до существующего на определенный момент времени уровня самолетов 5-го поколения. В Су-30КН может быть реализована задача исключения влияния человеческого фактора на безопасность полетов.

Доступность реализации этой модели дает возможность без больших затрат кардинально расширить возможности летательного аппарата и за предельно короткие сроки решить еще одну важную задачу — подготовки летного и инженерно-технического состава. А у летного состава на Су-30КН совсем другие возможности при выполнении поставленных задач: без дополнительной информации с земли отыскание цели и подтверждение точности боевого применения в любых условиях (при 5−6 баллах облачности, за облаками).

14 января 2004 года главком ВВС Владимир Михайлов заверил: «Пилотажная группа «Русь» будет сохранена. Они летали на самолетах, принадлежащих ВВС, а не РОСТО. В этом был вопрос. ВВС передает сверхштатные самолеты Л-39 РОСТО для сохранения этой пилотажной группы «Русь». Но, тут же оговорился: «Мы полностью отказались от модернизации Л-39».

И это при том, что, по заключению ЛИИ, на старом Л-39 по новым ГОСТам нельзя летать: нет соответствия требованиям по навигации, по контролю работы аппаратуры, по энергетике. «Русская авионика» уже подняла в воздух модернизированный на ее базе Л-39, который отвечает новым требованиям подготовки и отбора курсантов и может взять на себя отработку большей части режимов полета Су-30КН. Более того, «Русская авионика» приступила к разработке модернизации Л-39 с расширенными боевыми возможностями.

Приезжают иностранные делегации, и их везут в Кубинку, но завтра некуда будет везти. Необходимо срочно спасать наши АПГ!

http://nvo.ng.ru/armament/2005−06−03/1-vityazi.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика