Русская линия
Псковское агентство информацииАрхиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин)03.12.2004 

«Мы должны проявить гражданский долг, прийти и проголосовать, и не назло кому-то, а с расположением сердечного мира»

С началом Рождественского или Филиппова поста светская жизнь должна вроде бы быть приглушенней и проще, но вот у нас выпал на это время второй тур выборов Главы администрации Псковской области, который состоится 5 декабря. В интервью телекомпании «Тивиком» Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий сказал свое слово на религиозное и мирские события не только, как пастырь православной церкви, но и как гражданин России, как житель Псковской области:

О посте и выборах: Вот сейчас у нас наступил Рождественский пост, который готовит нас к Великому празднику Рождества Христова. Пост — это, прежде всего молитва и воздержание. Праздник Рождества — это праздник мира и радости, и хотелось бы, чтобы все служило к благу, к миру, к согласию и благополучию. И поскольку у нас предстоят выборы, на должность губернатора Псковской области, то по слову нашего святейшего Патриарха Алексия, мы должны проявить гражданский долг, прийти и проголосовать, и не назло кому-то, а с расположением сердечного мира, обращая свое сердце к Богу: Господи, вот я голосую за того, о ком я думаю, что он хороший, но да будет Твоя воля, то есть на Волю Божью положиться, и с чистым намерением души и с чистым состоянием пойти и проголосовать. Это есть проявление гражданского долга человека нашей страны.

Об Украине: Ну вот то, что происходит на Украине, мы считаем и переживаем, очень больно. Потому что Украина и Россия — это один народ. Мы крестились в одной купели Днепра, и нас объединяет и вера, и жизнь. Наших русских людей очень много на Украине, и украинцев у нас в России. Мы жили веками одними интересами, одной заботой, одними переживаниями, и теперь, когда раздирают эту страну, страну нашего соседа, то мы, конечно, очень переживаем и очень огорчены, потому что, кстати, здесь тоже есть увязка некоторых олигархов, которые, видимо, имели и имеют очень большие средства, чтобы настраивать народ на эти лозунги и на эти крики. Видимо, умеют как-то влиять эти вот люди на народ, а не на жизнь, они на жизнь не смотрят. Потому что за этим может последовать очень неприятная история, и жизнь в этом государстве. Но сегодня они сами не знают, что может быть у них впереди, когда они делятся и выкрикивают, не зная что. Мы очень огорчены и очень переживаем, и ожидаем стабильности и порядка на Украине.

Об олигархах на выборах: Я считаю, что пользы от этих олигархов наших будет немного. Почему? С нравственной стороны, когда человек обогащен внешним богатством, то он не чувствует нужды общества. Он увлечен тем, чем пользуется, и у него появляется жажда большой наживы, и заботы о нуждающихся у него не чувствуется. Вот в этом плане, мне кажется, что лучше бы человек пришел по зову своего сердца и по зову тех, кто вправе сказать, что он может руководить обществом, городом, районом, областью. А человек, который имеет много богатства, он, как правило, заботится только о себе, а не о других. Конечно, я не пророк, но я уже сказал, что олигархи больше заботятся о своих удобствах, а не о народе. И я именно за то, чтобы у нас была стабильность в обществе. Мир, согласие, к чему призывает Слово Божье и наше христианское учение. Это должно быть, а говорить о том, что эти олигархи принесут нам мир, спокойствие и благополучие, я не берусь за это говорить.

О демократии: Конечно, мы не со всем согласны, когда некоторые играют в западную демократию. Во-первых, каждое государство имеет что-то особенное. Наша Русь образовалась со своими законами, устоями, правилами, моралью, и что-то, весь этот налет, особенно западный, он тревожит общество. И, между прочим, это повторяется в истории, ведь это уже было при Екатерине, при Петре 1, и не всегда это служило на пользу нашей Руси, нашему народу. Что-то мы должны принимать, но что-то мы не должны принимать. Сама демократия — сказал открыто, твердо наш президент, Владимир Владимирович, это не анархия, это не вседозволенность. Нам нужно хранить свободу нашу, исконную, русскую и права человеческие. Которые приносят пользу жизни народа, а не демократия, которая разрешает делать все, но это ВСЕ не приносит пользы для жизни, для сердца человека. И нас эта западная демократия очень волнует, когда на пагубное идет разрешение, а не на пользу человеческой жизни. И вот такой парадокс: под лозунгом демократии ограничивают свободу в морали. Например, действие по отношению к абортам. А церковь против абортов. Мы знаем, да и врачи, наверно, тоже знают, что аборты пагубны, ну, а тем более для нашего народа, который сейчас очень резко сокращается в своей численности. И это угрожает стабильности нашей, нашему Отечеству. Так что не все нужно принимать с Запада. И не все нужно подделываться под эту демократию, что, дескать, демократия полезна человеку. Она еще не оправдана. Оправдано только то, что приносит пользу для жизни человека, а то, что вредит человеку, не говорит о том, что демократия — это свет и сама жизнь. Потом, некоторые понимают под этим словом разные понятия. Да, стабильность нужна, да, порядок нужен, права и свобода должна быть, но в меру, а не свобода в действиях всякого рода, моральный доступ ко всему разврату, наркотикам, это не должно присутствовать. Мало ли что демократия позволяет эту свободу, но какую свободу? Если дите будет тянуться к ножу или к какой-то отраве, что, мать не должна ограничить его? Так вот и демократия, там, где приносит пользу, там она помогает. А там, где она идет, чтобы сеять свободу для греха — она не должна быть с нами такая свобода.

О власти: Вообще быстрая смена власти к добру не приводит, не приносит порядка. Человек только привык к делу, и набирается опыта, изучает ситуацию в данном регионе, и вдруг его убирают. Он еще не смог проявить себя в полной мере, а его уже нет. Поэтому лучше всего давать человеку возможность, чтобы он себя проявил, и во многом, а не так, чтобы пришел только что познакомился с обстановкой, и уже его нет. Это было при коммунистах в нашей церковной жизни, когда архиереев меняли чуть не каждый год. То есть он приезжал на епархию, знакомился с делами, и только он знакомился с делами, тут е его убирали. И так по кругу. И поэтому все сходило на нет, никакой деятельности не было, это было ущемление, конечно, и прав, чтобы человек не проявил себя в деле. Его быстро убирают. Я за то, чтобы человек побыл, он уже приобретает опыт, он знает, на какие рычаги нажать, чтобы сделать то или другое дело. И благо, если человек эти рычаги употребит тоже на пользу народа.

Беседовала Наталья Шершнева

2 декабря 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика