Русская линия
Вера-Эском Михаил Сизов29.11.2004 

Последние сроки

Впервые в этом году на Рождественских образовательных чтениях в Москве проводилась секция «Православное осмысление современного глобализма». Церковь всерьез обратилась к проблеме, которая сейчас волнует весь мир. Что же такое глобализация и какое отношение она имеет к нам? Об этом до сих пор спорят. Одни подразумевают под ней естественный процесс экономического, культурного и прочего объединения человечества. Другие видят в глобализации последний этап подготовки к приходу антихриста. Автор этих заметок, не участвуя в споре, дает всего лишь несколько зарисовок из нашей жизни…

Цифровая очередь

К сожалению, работу той секции Рождественских чтений пресса почти не освящала. Не было на ней и наших корреспондентов — не хватило времени туда заглянуть. Да и опыт общения с борцами против ИНН несколько отпугивал. Есть среди них энтузиасты, которые уже поделили народ на «козлищ» и «овец» — на принявших номер и не принявших.

Между тем поездка в Москву для наших сотрудников началась… с принятия идентификационного номера. Чтобы получить аккредитацию на чтениях, нужно было в интернете зайти на сайт Отдела катехизации и образования МП, заполнить анкету и нажать клавишу: «Подтверждаю». Мгновенно после этого на экране загоралась надпись: «Ваш номер… Назовите этот номер при регистрации, и вам выдадут уже оформленные документы».

Один из наших, увидев такое чудо техники, поиронизировал: «Вот как МП борется с глобализацией!» Затем что-то не то нажал, и компьютерный робот выдал ему серию из номеров: «418, 419, 420». Позже «трижды пронумерованный» сетовал: «Как теперь я буду документы получать?»

Система нумерации широко внедряется в нашу жизнь. В той же Москве в кассах Ярославского вокзала действует «цифровая очередь» — получил номер и гуляй себе, пока на табло не покажется твоя циферка. Куда лучше, чем томиться в «живой» очереди. Да и компьютерную аккредитацию, которую придумали устроители Рождественских чтений, я тоже считаю великим благом. Сколько раз приходилось мучиться в Высокопетровском монастыре, где обычно проходит регистрация участников чтений. Коридор там узкий, средневековой постройки, а очередь длиннющая, да еще батюшек вперед пропускаешь из уважения к сану. Часа два-три стоишь, пока впереди не заполнят анкеты, не наговорятся. А тут назвал номер — и все.

Удобно? Конечно, удобно. Но если в том же духе дальше рассуждать, то надо признать: еще удобней было бы электронные чипы под кожей иметь. Тогда даже анкеты не потребуется заполнять — в чипе все записано. Приложил руку к считывающему устройству и топай дальше. Красота…

Пустая графа

И снова о номерах.

На днях зашла к нам одна пожилая читательница с вопросом: «Получать паспорт или не получать?»

— А что вам в новом паспорте не нравится?

— Так ведь свою личную подпись надо ставить под «личным кодом». Пока что графа с кодом пустая, но место для подписи как раз под ней. Что они в эту графу потом впечатают, неведомо. Вы не знаете?

— Этого пока никто не знает, — развел я руками. — Поначалу говорили о «социальном номере». А недавно, 15 января, на заседании правительства объявили, что у каждого, возможно, будет штрих-код.

— Это такой, который на коробках в магазинах ставят?

— Ну да, только товары маркируют не в магазинах, а на фабриках.

— Это что ж получается, — искренне изумилась женщина, — нас как коробки станут штамповать?

— Ну, власти-то иначе считают. Выступал заместитель министра по экономике, некто Шаронов, и говорил, что штрих-код лучше номера. «Мы не хотим, чтобы у россиян сложилось мнение, что мы их пронумеровали», — так он сказал. Они там составляют базу данных, новую систему учета населения. Возможно, это не коснется паспортов, будет отдельно существовать. Пока еще не ясно.

— А вы-то сами что думаете? — спрашивает женщина.

— Конечно, кому приятно, когда тебя нумеруют. Но у меня было уже столько многозначных цифр… В армии перед заступлением в караул выкликали из строя, называя номер автомата. До сих пор его помню, как «второе я».

— Мы люди пожившие, нам все нипочем, — согласилась гостья. — Ну, а как дети? Их ведь тоже в паспорте кодируют.

— То есть как? — теперь удивился я. Не поленился, достал свой документ, который недавно получил. Действительно — на 17-й странице напротив имен моих детей также есть графа «личный код», которую я прежде не заметил. Представил там цифру, штрих-код — и сразу стало не по себе. Мы любим своих детей целиком — с их достоинствами, недостатками, со всем, что их окружает. И что же, теперь я должен любить их пожизненный номер? Или ненавидеть эту книжицу, которая присваивает нам то, чего у нас не было от рождения, что чуждо и никак нам не принадлежит?

Женщина ушла, посеяв сомнения в душе. А дня через два заглянула другая гостья, раба Божья Ольга. Без какого-либо вопроса, а просто так, поговорить о жизни. Рассказала, что когда-то возглавляла в Сыктывкаре художественную самодеятельность, сама писала сценарии для выступлений, славила КПСС. Но однажды ей, совершенно далекой от Церкви, явилась Богородица. И жизнь круто поменялась — теперь уже много лет как поет она на клиросе в храме.

— Все бы хорошо, да без пенсии, на одну церковную кружку, нынче тяжело будет жить, — обмолвилась она.

— Что ж вы в своей самодеятельности на пенсию не заработали?

— Да заработала. Только как мне ее дадут без паспорта?

Оказывается, она тоже раздумывает, брать ли ей новый паспорт. Причина та же — «личный код». Поговорили мы по душам, кажется, сошлись в одном мнении. Жизнь без паспорта — это уход от мира. А раз так, то нужно в самом деле уходить — постригаться в монастырь или селиться где-нибудь в лесу, в пустыньке. Это один путь. А другой — жить в миру и спасаться в Церкви. Наше истинное Отечество — не государство, а Царствие Небесное. И что для нас все эти внешние символы, «печати» и коды, когда душа уже принадлежит Богу?

«Освещению не подлежат»

Признаться, я тоже тянул до последнего с паспортом. Жена укоряла: «У нас в городе только ты да еще бомжи документ не получили». Но почему-то не хотелось мне идти в паспортный стол. За развал Союза на референдуме я не голосовал (как и подавляющее большинство граждан СССР). И теперь, получается, сдав свою «краснокожую паспортину», я отдаю свой голос? И почему в новом удостоверении меня лишили национальности?

В декабре прошлого года прочитал сообщение: в результате жалоб граждан и депутатских запросов МВД распорядилось печатать новые паспортные бланки с графой о национальной принадлежности. Теперь каждый может потребовать, чтобы в его паспорте обозначались и национальность, и группа крови. После этого я и пошел в паспортный стол. Но заявления у меня не приняли, мол, ничего не знаем.

С этим обменом происходит очень странная история. «Последних китайских предупреждений», выданных правительством, я насчитал несколько. Последнее было приурочено к началу нынешнего года, когда на железнодорожных кассах висели объявления: «С 1 января 2004 года билеты по паспортам старого образца выдаваться не будут». Железная дорога с такими вещами не шутит, там все действует по четкому расписанию. И что же? Подвело правительство железнодорожников- теперь обмен паспортов продлен до 1 июля. И никаких штрафов к опоздавшим.

Что это? Гуманность правительства к недисциплинированным гражданам? Безволие? Или сознание незаконности своих действий?

Оказывается, и вправду никакого закона, регламентирующего получение гражданами личного кода, в природе не существует. Повторяется история с ИНН. Куда бы проще заочно присвоить всем налоговые имена, и дело с концом. Нет же, придумали процедуру с личным заявлением на получение номера и тем породили «народное сопротивление ИНН». Зачем это понадобилось? А за тем, что никаких законов о присвоении номеров нет, и требовалось личное согласие. Точно так же получается и с паспортами.

Вот хронология событий. Паспорта нового образца начали выдавать еще в 1995 году, причем безо всяких на то законных оснований. Лишь 13 марта 1997 года появился Указ Президента РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ», а 8 июля 1997 года вышло Постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта». В этом описании уже отсутствовала графа «национальность» и появилась новая — «личный код». То есть это были указ и постановление, но не закон. И только 21 февраля 2001 года Госдуме предложили рассмотреть соответствующий законопроект.

Обсуждения в Думе проходили бурно. Депутат А. Шульга выразил общее возмущение: «В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что это новшество вводится в соответствии с „новой международной практикой“. Вопрос — с какой целью? Какие силы в мире пытаются, не спрашивая мнения общества, втихаря присвоить номер человеку, подобно вещи? Мы все в жизни имели разные номера документов, но это были не наши личные номера, а лишь номера наших документов. Установление номера — лишь первый шаг. Впоследствии будет контроль не только за местонахождением человека, но и управление человеком…»

В тот день у стен Думы были молитвенное стояние и крестный ход, который трижды обошел здание, где заседали депутаты. Депутаты отвергли законопроект. Против его принятия проголосовало около двух третей членов парламента. Решено было подготовить новый законопроект, который бы решил все проблемы.

И что же дальше? Не дожидаясь решения народных избранников, правительство развернуло широкую кампанию по выдаче гражданам России не утвержденных в законодательном порядке паспортов. Поражает лихорадочная поспешность: срок действия паспортов старого образца перенесен с 31 декабря 2005 года на 31 декабря 2003 года, то есть на начало нынешнего года. Под чьим нажимом это делалось? «Международных сил», о которых говорил депутат Шульга?

Правозащитники послали письмо в органы юстиции с вопросами, волнующими простых граждан. О личном коде, о ферромагнитной полоске, которая прячется за фотографией (если посмотрите на свет, то увидите ее), и т. д. Ответ власть предержащих был лаконичен: «Графа „национальность“ в новом паспорте отсутствует, так как она не предусмотрена нормативными актами. Остальные вопросы в СМИ освещению не подлежат». Вот и весь разговор.

Что еще могли ответить юристы, уличенные в незаконности действий? Один только факт наличия в паспорте магнитного носителя (полоски из гексаферрита бария), на котором можно записывать информацию, уже нарушал действующее постановление правительства. В нем черным по белому говорится: «Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным».

За два месяца до «самого последнего» срока обмена, в конце сентября, Президент Путин все-таки попытался узаконить новые паспорта — предложил Думе законопроект все с тем же названием «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ». В нем предлагалось присвоить каждому гражданину России личный идентификационный номер. И опять все делалось второпях, поскольку система нумерации еще не была полностью разработана. Для этого в Госдуме готовился другой, вспомогательный, законопроект — «О государственном регистре населения Российской Федерации».

Казалось бы, уже тогда «пакет голосов» в Думе принадлежал Президенту РФ и могли бы поставить точку в истории с паспортами. Но поспешить в данном случае значило опоздать. Международные требования на глазах менялись. Личного кода, оказывается, уже недостаточно для контроля за населением…

Не прячь свои глаза

Последняя новость — от 16 января нынешнего года. ТАСС сообщает:

«Новые типы паспортов со встроенным электронным чипом скоро могут появиться в России и других странах „большой восьмерки“. В чипах будут закодированы биометрические параметры человека, что должно существенно облегчить идентификацию личности. Министры внутренних дел и юстиции G-8 предполагают, что такое нововведение позволит более эффективно противостоять терроризму.

Один из основных вопросов — в том, насколько быстро все члены „восьмерки“ сумеют внедрить новые паспорта. США предлагает полностью перейти на электронные документы уже к октябрю следующего года, однако Грызлов считает такой срок нереальным…»

Да уж куда нам угнаться за дисциплинированными американцами и европейцами. Таких разгильдяев, как я, «уклоняющихся», у нас тысячи и тысячи. К тому же это ведь и денег стоит. И все же «наши» не подкачали: с апреля текущего года органы внутренних дел приступают к выдаче заграничных паспортов, полностью удовлетворяющих «международным стандартам». В них появится микрочип, куда будут записаны разные сведения о владельце, в том числе биометрические: закодированное изображение лица, отпечатков пальцев и сетчатки глаза. Такие же «интеллектуальные электронные паспорта» готовятся для всех граждан России. По информации издания «Газета.ру», вместо одной магнитной полоски в паспорте появится целая страница, отведенная под микрочип.

По большому счету, ничего плохого в биометрических данных нет. Мы же не протестуем против фотографий, а отпечатки пальцев и сетчатки глаза — то же самое. Эта «идентификация» дана нам Богом, она — от рождения. Настораживает другое. Оказывается, микрочип может работать в «обе стороны» — и на считывание информации, и на запись. Представьте такую картину. Вы входите в метро (в магазин, в здание, где работаете, и т. д.), прикладываете паспорт к электронному терминалу, которое вас идентифицирует (снимает деньги, отмечает в рабочем табеле и т. д), и вы идете дальше… уже с другим паспортом. Милиция или какой-нибудь орган надзора может через этот терминал поставить черную метку в ваш документ, и вы даже не узнаете об этом. Из обычного удостоверения личности паспорт превращается в средство личного контроля над вами. Это не фантастика, не антиутопия, а самая ближайшая наша реальность.

Нужно ли это нам, россиянам? Можно найти сотни причин, чтобы сказать «да». Борьба с террором, например. Или, что понятнее и ближе каждому, борьба с незаконной миграцией. Уже сейчас россияне косо смотрят на «южан», заполонивших наши рынки. А что будет, когда начнется «желтая волна»? По признанию министра труда, в результате «реформ» рождаемость в России настолько упала и столько мужиков спилось, что ни о каком «удвоении ВПП» не может быть и речи без завоза «гастарбайтеров» из Китая, Вьетнама и азиатских стран. А министр образования приводит вообще убийственный факт: если тенденция с рождаемостью сохранится, то через десяток-другой лет количество выпускников школ сравняется с количеством мест в вузах. То есть придется завозить не только чернорабочих, но и квалифицированных мастеров. Школьники-то наши в ПТУ не пойдут… Завезти иностранных лимитчиков легко, а как потом отследить, чтобы эта армия не осела на наших землях навсегда? А с помощью микрочипов!

Кажется, легкий выход. Но сколько раз было в истории: там, где написан «выход», находится вход в еще более запутанный лабиринт.

Новые хозяева

На днях французский парламент запретил ношение хиджабов (женских мусульманских платков) в школах и других государственных учреждениях.

Примечательно, что против «религиозных символов» — большинство французов. С одной стороны, они мирятся с тем фактом, что мечетей в Париже стало больше, чем действующих христианских церквей. А с другой — платки вдруг не понравились. Объясняется все просто: большинство мечетей в Париже не имеет минаретов, это просто комнаты, застеленные коврами. Они глаза не мозолят. А платки — на виду. Одного взгляда на школьный двор достаточно, чтобы понять, кто будет хозяйничать в городе через пять-десять лет. Не лучше ли это… спрятать?

Чем пугает меня западный мир, так это инфантильностью. А между тем именно он сейчас командует миром. Глобализация, которой подчиняется наше правительство, — детище Запада.

Ни номера, ни микрочипы, ничто подобное меня не пугает само по себе. Страшно, что это станет инструментом «мирового сообщества», которое потихоньку сходит с ума. Пройдут годы, и гражданами какого государства будут чувствовать себя мой сын, моя дочь? Будут ли они гордиться принадлежностью к нему?

Помню, еще студентом взяли меня в штат «взрослой» ленинградской газеты «Смена». Окрыленный, работал я до изнеможения. Выходил из Лениздата в 00 часов, с боем курантов. Белая ночь, канал Фонтанки, из какой-то форточки доносится гимн Советского Союза. И я шел в свое общежитие гордый, что меня взяли не просто в газету, а на службу величайшей империи, объединяющей великие народы — славян, прибалтов, грузин, киргизов, всех не перечислить. Будет ли такое же чувство братства в глобальном мировом государстве? Сомневаюсь.

Накануне Нового года в Москве проводилась конференция, посвященная 300-летию российской журналистики, на которой случилось оказаться и мне. Выступал экс-спикер парламента Геннадий Селезнев. Начал он с того, что рассказал о «разгроме» Лениздата. Сейчас это огромное здание, вмещавшее множество газет, приватизировано, и его населяют различные коммерческие офисы. Оказывается, Селезнев тоже работал в «Смене» и ностальгирует по тем временам. А потом были другие выступающие. И мне показалось, что все они — обитатели тех самых коммерческих конторок, что упоминал Селезнев. О журналистике они не сказали ни слова, а больше вещали о том, как заработать деньги. «Газета — это теперь бизнес, и значит, должна подчиняться законам глобализации».

— Не удивляйтесь, если в скором времени ваше издание перекупит москвич или иностранец, — просвещала нас, приехавших из провинции, столичная дива. — Это нормально. В Польше за полгода предприниматели из Германии скупили все массовые издания, из национальных осталась только одна — «Выборча», правительственная газета. Почти то же самое в Болгарии. Ничего страшного в этом нет, поскольку капитал не имеет национальности. Зато теперь купленные газеты дают прибыль.

Признаться, радостнее мне не стало. Особенно от того, что хозяева наших газет не будут «иметь национальности».

Хотя, кто знает… Возможно, нашей стране и удастся встроиться в глобализацию, и не окажемся мы на побегушках у хозяев «объединенного человечества». В конце января один из крупнейших инвестиционных банков в мире Goldman Sacks обнародовал свой долгосрочный экономический прогноз. Его эксперты полагают, что через 50 лет сильно поменяется список лидеров мировой экономики. К 2040 году Бразилия, Россия, Индия и Китай по консолидированному ВВП оставят позади нынешнюю шестерку лидеров. Кроме того, еще через 10 лет Россия станет обладать шестой по мощи экономикой в мире, обогнав Германию, Францию и Великобританию. Из нынешних столпов экономики в шестерке лидеров останутся только США и Япония. Банкиры гаданием на кофейной гуще не занимаются, возможно, так и случится. Но вот вопрос: насколько «русской» останется наша экономика? Ведь у капитала национальности нет.

Контрольный экземпляр

Глобализация — явление широкое и многоликое. На днях старый друг нашей редакции, замечательный поэт, принес увесистую стопу книг:

— Разбирайте, кому что надо. Я свои книжные полки чищу.

Перебираю книжки. Владимир Маяковский — «Российской Коммунистической партии посвящается». Генерал Деникин — «Воспоминания». Сергей Есенин — «Русь тэ менам, сьoлoмшoрoй».

— Это перевод стихов Есенина на коми язык. Уникальное издание, смотри, штамп на форзаце: «контрольный экземпляр». Я тогда, в 95-м, в типографии работал и себе первый оттиск взял.

— А чего ж теперь избавляешься?

— К чему мне перевод, когда можно оригинал почитать?

В общем, забрал я этот «контрольный экземпляр» для жены — она коми язык отродясь знает и Есенин — ее любимый поэт. Увидев книгу, она удивилась: «Неужели в 95-м еще делали переводы на коми?»

А ведь прежде это считалось нормой — советские поэты сплошь и рядом переводили друг друга, получая неплохие гонорары от государства, подчас даже большие, чем за собственные произведения. Так действовала партийная установка на поддержание малых народов и языков. Конечно, что-то в этом было неестественное. Вроде санации зубов — ставили искусственные пломбы, чтобы остановить разрушение.

И все же я не согласен с теми, кто смеется над многочисленными переводами Есенина на украинский, коми и другие языки России. Такие переводы — благо для всех. Человеческая речь, перетекая из одного языка в другой, познает самое себя и питает национальные корни.

Неуважение к иным языкам приводит к равнодушию по отношению к собственному. В конце января тихо-скромно вышло первое в мире полное зарубежное собрание сочинений А.С. Пушкина на английском языке, в 15 томах. До этого на самый распространенный в мире язык была переведена лишь десятая часть стихов нашего главного поэта. Подготовка 15-томника шла десять лет, участвовали русские и лучшие зарубежные переводчики. Прежде это событие мы отметили бы как общенациональное.

Когда мы вновь станем великой державой, возможно, на нас упадет эта обязанность — заниматься «санацией» мирового национального многообразия, благо у нас имеется советский опыт. Конечно, попытки сохранить души народов в кипящем котле глобализации будут нелепы. Но сдаваться нельзя, иначе поглотит…

Слияние народов, создание мирового правительства многим кажутся неизбежным, естественным процессом. Не знаю, насколько он неизбежен, но естественен — это точно. Ведь самое ЕСТЕСТВЕННОЕ в мире — это энтропия. В физике есть понятие «энтропии вселенной»: после большого взрыва материя с геометрической прогрессией расширяется, структуры ее сглаживаются, стремясь превратиться в однородную массу, где нет различия, нет плюса, нет минуса. Что может быть естественнее смерти?

Начиная с ХХ века (а может, чуть раньше), мир, отрекшись от Бога, пошел как раз по этому «естественному» пути. И как быстро пошел — прямо покатился! Революции, войны, катастрофы — вся цепь событий логично, по прямой линии выводила к созданию на Земле общества тотального единообразия. После Первой мировой войны идеи глобализации сформулированы и впервые открыто озвучены. После Второй мировой предпринимается беспрецедентная попытка создать мировое правительство, и только упрямство Сталина мешает (это все задокументировано). После «холодной» войны вовсю идет строительство вертикали власти для будущего владыки мира. Европа объединяется, непомерно огромный СССР расчленяется, чтобы подчинить его «вертикали» по частям. И ведь каждое лыко в строку. В Америке откуда ни возьмись появились террористы, обрушивающие небоскребы, — и люди смирились с необходимостью тотального контроля над ними. В России то же самое — по непонятной глупости вскормили и вооружили чеченских боевиков.

Я не верю, что существует могущественный «мировой заговор». Конечно, есть определенные группки, добивающиеся своей цели. Но сами по себе они — ничто. Сила их в том, что на их стороне стоит закон «естества». Известно же: доброе дело нудится, а плохое само совершается, подтолкни — и покатится. Помню, как разваливался наш Союз: будто дом обваливался под собственной тяжестью, и откуда-то тянуло холодом могильной пустоты… Это было дыхание наступающих темных веков, мира без Бога. Чуткие русские души чувствовали это, и многие спивались — от пустоты и безысходности. Сейчас тот период вспоминается как кошмар, и кажется, все уже позади. Но мир-то не поменялся, напротив, он развивается дальше в «естественном» направлении.

Слава Богу, в нашей жизни сохранилось еще много «не-естественного», не поддающегося распаду. Потому и дорог мне перевод Сергея Есенина на коми язык, что сделан он (кто бы мог подумать!) в 95-м — в самый пик развала и цинизма. Кому это понадобилось? Чудно…

Когда «он» придет

К чему приведет глобализация — к приходу антихриста и окончанию времен? Или просто к началу безвременья, к долгому бессмысленному прозябанию в стойле «контролируемого благополучия»? Или, напротив, к крушению западной цивилизации с последующим христианским возрождением? Этого мы не знаем.

Есть ли у нас выбор? Есть. Мы можем смириться, посчитав происходящее «естественным порядком вещей». И можем против этого восстать. Вопрос — как восстать? Выйти с плакатами на улицы? Идея неплохая, иногда бывает необходимо как можно громче заявить о своем несогласии. Но, похоже, антиглобалистские митинги, которые прокатываются сейчас по всему миру, для «мирового правительства» — как о стенку горох.

Однажды довелось мне общаться с нашим, русским, антиглобалистом. Было это в Москве в день открытия Рождественских чтений. В Кремлевский Дворец с огромной сумкой омоновцы его не пропустили, и я слышал, как он негодовал: «Христопродавцы!» В сумке была литература антиглобалистского содержания. После официальной части во Дворце начался торжественный концерт, с которого я ушел. В камере хранения сталкиваюсь с тем самым парнем. Получив сумку, он повернулся ко мне:

— Тоже концерт не выдержали? Не по мне эти трали-вали. Страна гибнет, а они развлекаются.

— Так ведь благословлено, — отвечаю. — В зале сидят священники, епископы, в программе — духовное пение. Чего ж плохого?

— А все плохо. Вот вы думаете, что спасаетесь в ограде Церкви, а сами вместе с Церковью сидите в лукошке — и вас на продажу несут.

— В Писании сказано: врата адовы не одолеют Церковь, — не согласился я.

— А вот почитайте и поймете.

Короче говоря, купил я у него книгу. К счастью, ереси про «Церковь в лукошке» там не нашел. Но есть ересь в другом — в отчаянии, в полной безысходности. Читаю про «мурло глобализма», про русских девочек, которых насилуют перед видеокамерой, про хладнокровное, циничное истребление русского народа — и чувствую, как меня накачивают энергией протеста, укоряют в бездействии: «Вставай, иди, что-то делай!!!» Хочется взять автомат и… Но вот странность: одновременно книга внушает, что делать что-либо бессмысленно, уже нет времени, антихрист в дверях. Полная беспросветность, даже жить не хочется — такой остался осадок.

Автор книги иеродиакон Авель (Семенов), наверное, очень бы удивился, если б его сравнили с Ницше. Но аналогия полная. Перед наступлением ХХ века Ницше провозгласил: «Бог умер». Теперь заявляется: «Божий мир умер».

Нет, не верю я подобным заявлениям. Господь нас не оставил, Он действует в истории. Он — с теми, кто пытается спастись от глобализации, уезжая в деревни и создавая христианские сельскохозяйственные общины (таких примеров достаточно, в том числе и в Коми Республике). Но Он также и с теми, кто продолжает жить в миру, обустраивая земное Отечество.

Духовное возрождение России сейчас во многом зависит от обретения стабильности, от обустройства жизни. С началом «перестройки» наша страна была приведена в межеумочное, болезненное состояние. Что это значит на практике? Когда у человека что-то болит, он чувствует себя неустойчиво, он безволен и дезориентирован — поэтому им можно манипулировать, толкать на поступки, противные его натуре. А сейчас у нас вся страна пришиблена. И это надо исправлять.

Сколько бы мы ни талдычили о необходимости покаяния, обращения к Богу, восстановления монархии — большинство россиян нас не услышит. Они далеки от Церкви. Но я верю в то, что генетически дух Божьей правды сохранился в России. И чтобы этот дух воплотился в дела, России нужно просто очухаться, прийти в себя и встать на ноги.

N 459, февраль 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика