Русская линия
Русский дом Павел Флоренский29.10.2004 

Измерить чудо в килограммах

В гостях у «Русского Дома» — председатель Комиссии по чудесам Московской Патриархии Павел Васильевич Флоренский. Павел Васильевич — внук знаменитого философа и священника Павла Флоренского. Родился он в 1936 году в г. Москве, преподаёт в Российском государственном университете нефти и газа им. Губкина, является академиком РАЕН, автором и составителем 300 научных работ.

— Павел Васильевич, расскажите о Вашей комиссии: когда и кем она была создана? Кто входит в её состав?

— Она создана по инициативе учёных в 1999 году. Кроме меня, геолога, в комиссию входят: физик Александр Московский, физик Сергей Сашинский, биолог Александр Агаджанян и филолог Татьяна Шутова.

— Что Вами движет?

— Лю-по-пыт-ство. Причём любопытство научное.

— Расскажите о самом последнем чуде, с которым, пришлось столкнуться…

— Два месяца назад я побывал под Брянском, в городе Локтеве, где обильно мироточат иконы. И привёз оттуда в пластмассовой баночке мироточивое масло. Через какое-то время я обнаружил, что масло из баночки протекает. Тогда я слил содержимое баночки в стеклянный сосуд и переставил эту баночку в другое место. И что же Вы думаете? Под совершенно пустой баночкой вновь разлилась лужица масла. С тех пор я переставлял её несколько раз, а эффект тот же самый — она мироточила. Утверждать, что это чудо, я не берусь, потому что у меня чувство глубокого недоверия к чудесам.

— Такое впечатление, что там дырочка на донышке…

— Началось! Там масла-то и не осталось — я его полностью вылил! Однако каков запах?!

-Действительно, благоухает…

— Вот и лужица под баночкой… И это не икона, а предмет… Не знаю…

— Но всё же — это Божие явление или природное?

— Понимаете, чудес не бывает для двух типов людей глубоко верующих. Из них первые — те, для кого всё дар Божий и чудо. Другой крайний пример — протестанты, которые убеждены, что Господь Бог вначале дал некоторый толчок, а дальше даровал нам и всему миру свободу развиваться, и мы развиваемся на собственную ответственность, без его коррекции, участия и поддержки.

— А в протестантском мире случаются чудеса?

— Нет.

— «По вере вашей да будет вам»?

— Или по желанию… Господь дал нам самое великое и святое, что есть в мире, -Свое Тело и Кровь в таинстве Причащения. Это и есть главное чудо. Всё остальное — второстепенно.

— А не кощунственно ли это с церковных позиций — проверять чудеса научным методом?

— Все законы природы нам даны Богом. Как говорила моя покойная бабушка, если с любовью и благочестиво, то можно.

— А когда Вы приезжаете на место, где произошло чудо, как Вас встречают священники — с пониманием или всё-таки считают, что это нельзя?

— По-разному. Многие из них не любят этого. И когда начинаются чудеса — они уносят икону в алтарь и там скрывают её. Потому что это — постороннее явление в церковном процессе. Главное в церкви — то, что происходит на литургии — пресуществление Святых Даров! Повальное увлечение чудесами — признак кризисного состояния общества. Современный обыватель, вместо того чтобы исповедаться и причаститься, едет за исцелением в паломничество к мироточивым иконам.

— Если раньше, в 80-х годах, скажем, каждый случай мироточения был на счету, все о нём говорили, то сейчас — такое обилие чудес, какого, наверное, никогда в истории Церкви не было, да?

— Да-да! Просто обвал! Но с другой стороны, очень активно чудеса происходят и в так называемом «Богородичном центре». Но это сектанты.

— Значит, здесь само собой напрашивается вопрос о природе этого чуда.

— Правильный вопрос. Потому что есть чудеса и от тёмных, бесовских сил. Поэтому мы занимаемся чудесными знамениями, происходящими только в Русской Православной Церкви. Мы работаем, как профессионалы, с веществом. Там, где мы можем взять пробу, проанализировать, посмотреть. Это мироточение, слезоточение, кровоточение и обновление икон, а также отпечатывание иконы на стекле.

— Давайте тогда поговорим о том, чем Вы конкретно занимаетесь. Начнём с мироточения…

— Вообще-то термин «мироточение» — в принципе неправилен. Миро — некое вещество на основе растительных масел, которые варит сам Патриарх. Потом в пузырёчках оно рассылается по епархиям. Это священное масло, которым мажут человека один раз в жизни при крещении, а государя-императора второй раз — при коронации. Так что не всякое благоуханное масло есть миро.

— Итак, это не миро. Но точение ли? Откуда появляются капельки масла на поверхности иконы?

— Здесь я вспомню нашу последнюю поездку — под Брянск, в город Локтев. Увидев, что мы не привезли с собой свои иконы, священник удивился. Он привык к тому, что все приезжающие привозят свои иконы — «на мироточение». Привезённая икона потом долго благоухает.

— Привезённые иконы прикладываются к мироточащей иконе?

— Нет, просто находятся в одной комнате и также покрываются маслицем. Так вот, иконы положили на стол, покрытый скатертью. Я обратил внимание, что из-под одной иконы торчал краешек писчей бумаги. После акафиста, который прочёл священник, все ушли. А когда через час вернулись, иконы были покрыты как будто испариной — маслом. Я по двум провёл по диагонали пальцем, чтобы посмотреть — это продолжительный процесс или одноразовый. Оказалось, одноразовый. Там, где я провел пальцем, миро не появилось. На бумаге тоже было набрызгано. Более того, авторучки, лежащие на столе, маслицем покрылись. Скатерть, на которой лежали иконы, тоже пропиталась маслом. Если процесс свят, то при чём здесь посторонние предметы? Произошёл процесс массового осаждения масла на всей этой территории вокруг икон. Таким образом, не мироточение, а маслоосаждение. И вряд ли это является набрызгом — на иконах масло лежало по контуру ликов святых мучеников — так не набрызгаешь.

— А каковы результаты химического анализа?

— Это органическое масло, по своему составу очень близкое к подсолнечному и оливковому. В общем виде масла от разных мироточивых икон очень похожи. А в деталях — различны. Но это не масла нефтяного ряда. А вот на святость анализов нет.

— Но существует же закон сохранения энергии. Как в данном случае вещество появляется из ничего?

— Известно, что энергия из вещества может появиться в атомной бомбе. Но то, чтобы вещество появлялось из ничего… Для этого нужно гигантское количество энергии. Мы подсчитали, что для появления капелек масла на поверхности иконы высота насыщения должна быть 10 километров. Выше Эвереста! Объяснить такое явление невозможно. Можно только описать.

— А случаи слезоточения научно объяснимы?

— Мы знаем о таких случаях, когда появлялась влага на иконах. Но вода испаряется очень быстро. До нас ничего не дошло. Если это действительно слезы — оставалась бы соль. Но мы ни разу не видали солевых потёков на иконах. Если следовать гипотезе отпотевания, то слезоточение легче объясняется, чем мироточение. Но это явление не перестаёт быть благодатью, если это происходит в Церкви.

— Ещё одно распространённое чудо — отпечаток иконы на стекле…

— Да, речь идёт о появлении фотографического изображения иконы. Стекло мы изучали достаточно серьёзными физическими способами. При больших увеличениях выяснилось, что частицы на стекле — не кристаллы, как предполагали, а капли. По своему составу вещество близко к мылам. Такого вещества нет ни в дереве, ни в лаке, ни в краске икон. Удивительно другое — почему же получается перенесение от иконы на стекло? Если бы это было просто испарение, а не конденсация, то оно бы рассеялось и ровным слоем покрыло стекло. Здесь же идёт направленная конденсация: капли чётко повторяют контуры образа иконы. И пока невозможно объяснить, что это за вещество и как оно выделяется.

— Обновление икон — ещё одно явление, которое сегодня происходит повсеместно…

— Да, суть его в том, что еле видимые или совсем утраченные краски проступают во всей своей яркой красоте. Конечно же, благодать — уже тот факт, что нашли икону и она очистилась. В частности, можно вспомнить знаменитую икону Державной Божией Матери в Коломенском.

— Чем это можно объяснить?

— Икону часто протирают. И не столько водой, сколько маслицем. А масло в состоянии растворить и смыть грязевой налёт. Впрочем, это только версия. Где противоестественное чудо, где естественный химический процесс — границы здесь очень размыты.

— Получается, что обновление икон невозможно проверить опытным путём?

— По крайней мере, Адольф Николаевич Овчинников, наш знаменитый реставратор, который реставрировал практически все величайшие иконы России, никогда ни одного мироточения или обновления в этих древних иконах не видал. Всё происходит с молодыми, новыми иконами.

— Павел Васильевич, Вы хоть и учёный, но родились и выросли в церковной семье. Встречались ли Вы в своей жизни с чудом вне всяких оговорок?

— Я один раз встретился с явлением, которое отношу к полному чуду. Дело было в музее Андрея Рублёва. Передавали икону в один из московских монастырей. Прибыли иереи принимать эту икону. Они облачились, приготовились. Приносят музейщики икону — Богородицу, нарисованную на доске. Священники начинают пред ней служить. Икона оживала на глазах. Потом её взяли и благоговейно понесли. А я отстал. И вдруг на меня дохнуло неким иным запахом. Благовония там не употребляли, и не было кадила и масел. Это было нечто иное. Я два раза ощущал этот запах. Один раз это произошло, когда скончалась моя бабушка — вдова священника Павла Флоренского. Много было внуков и детей возле неё. Она при нас уходила. Я держал её за руку. И вот, когда она умерла, через некоторое время в комнате стал ощущаться удивительный аромат. Потом я говорил об этом архиепископу Сергию Голубцову. Это великий подвижник был — один из тех, кто сохранял от большевиков голову преподобного Сергия Радонежского. Он мне ответил очень резко: «Да бросьте, не может этого быть! От людей так не пахнет!» А через некоторое время говорит: «Павел Васильевич, а я был не прав. Я с просвещёнными старцами говорил, они мне сказали: это был аромат из другого мира. Значит, в комнате был кто-то другой».

— Был невидимым образом?

— Ну, вот мы сейчас начнем конкретизировать, и в килограммах и метрах определять, да?!

Беседовал Андрей Викторович Полынский

N 10, октябрь 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика