Русская линия
Пресс-служба Петрозаводской и Карельской епархии Елена Гапонова,
Роман Трусов
21.10.2004 

Звучащая икона
О колокольном звоне

Раскатистый колокольный звон разливается над Зарекой. Все вокруг будто замирает, внимая гласу медноголосых певцов с колокольни. Сегодня, как и много лет назад, эти звуки возвещают о Пасхальной радости и о Рождении Спасителя, об Успении Пресвятой Богородицы и о Вознесении Господнем, пробуждают в людских душах надежду, выражают скорбь потерявшим близких.

Сегодня наша беседа с теми, кто оживляет колокола Крестовоздвиженского собора — звонарями Еленой Гапоновой и Романом Трусовым.

— У нас уникальная колокольня — начинает беседу Роман, — в основном на ней старые колокола, один из колоколов нашего собора датируется 1896 годом. Как известно, колокольному богатству Русской Православной Церкви был нанесен большой урон — большинство колоколов в 20−30-е годы XX столетия, были или варварски уничтожены, или переданы в музеи. Особенно больно видеть колокол молчащим в музейных стенах… Потому что живет колокол только тогда, когда благовествует в храме. Ведь церковным инструментом он стал еще в V века.

— У колоколов такая древняя история?

Е. Гапонова: — Да, первые колокольчики датируются IV—I вв.еками до нашей эры, и их родиной принято считать Китай. Применяли ими по-разному: вешали на пояс, отпугивая злых духов, употребляли как знак почтения к какому-либо лицу. По-видимому, эти прообразы колоколов попали в Европу по «Великому Шелковому пути». По-разному стал использоваться колокол в европейских городах. Например, по приказу «Колокола чистоты» жители Бонна выходили подметать мостовую, а по сигналу «Преследователя гуляк» в Этампе тушили огни.

Р.Трусов: — Первые христианские колокола появились на Западе в конце IV — начале V веков. По одной из легенд, родиной христианских колоколов является христианский город Нола в провинции Кампань. В предании говорится, что, однажды, возвращаясь домой, св. Павлин Милостивый прилег отдохнуть на поле, поросшем колокольчиками. Во сне он увидел, как с неба сходят ангелы и раскачивают колокольчики, издающие серебристые звуки. Вернувшись, св. Павлин приказал отлить большую копию полевого цветка. У нас, в России, колокола стали применяться не сразу, примерно с XVI века. Как западное веяние они долго не приживались.

— Но позже русские люди полюбили колокольный звон…

Е. Гапонова: — Да, действительно. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Колокола почитали как атрибут богослужения. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, красными…

Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена — «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И, конечно, у каждого колокола есть свой «характер». Иной раз бывает, что один из колоколов крутится — никак не хочет звонить, а пройдет две-три минуты, колокол «раззванивается» и звон идет как нужно. Кстати говоря, хотя колокола и пришли с Запада, русские литейщики, такие как Оловянишников, смогли найти способ, благодаря которому звон стал намного красивее и благозвучнее, чем в католических странах.

— Чем же отличается католический звон от православного?

Р. Трусов: — У католиков колокол имеет тонкие стенки, и поэтому может звонить только одну ноту. Затем, там и человека-то, наверное, не надо, все механизировано — вращается вал, на котором висит колокол, и язык ударяет беспорядочно. Этот способ не дает четкого ритмичного рисунка как в православном звоне и не позволяет использовать на звонницах большие колокола. На Руси же звук получается за счет раскачивания языка, а не самого колокола, у которого стены всегда были толстыми. Поэтому звучание намного богаче, и звон льется по всей округе.

— В чем предназначение колокольного звона?

Е. Гапонова: — Колокол — это голос Божий, он пробуждает душу, заставляя людей задумываться о смысле жизни. У человека, слышащего колокольный звон, в душе должно что-то меняться. Известны случаи, когда звон колокола предотвращал преступление или самоубийство, приводил к людей покаянию. И, самое главное, колокольный звон созывает верующих на Богослужение, сообщает отсутствующим в храме о времени совершения особенно значительных моментах Литургии.

— Почему же колокола Крестовоздвиженского собора не звонят в особо важные моменты богослужения?

Р. Трусов: — У нас, к сожалению, не отлажена система оповещения. Часто не срабатывает сигнализация, не выдерживая сильные морозы. Во время Крестных ходов м вынуждены ходить по крыше, потому что в момент чтения Св. Евангелия звон, по Уставу, прекращается, затем с началом движения Крестного хода мы вновь начинаем звонить. Но мы хотели бы попробовать в Страстной Четверг Великого поста давать положенное число ударов на каждое чтение страстных Евангелий. Если все получится синхронно, то мы возьмем благословение на звон во время богослужения. Главное, чтобы звон был вовремя.

— Какие есть виды колокольных звонов?

Р. Трусов: — Колокольный звон делится на четыре вида. Благовест — это мерные удары в один из больших колоколов. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный, полиелейный, постный и воскресный. Перебор — погребальный звон, когда звонарь ударяет в каждый колокол в определенной последовательности. Перезвон — это, как и в переборе, мерные удары в каждый колокол, но используется он не как погребальный звон, а вместе с трезвоном совершается перед особо торжественными богослужениями. Трезвон — это звон во все колокола, в один или в несколько приемов. Каждый из этих видов, согласно Уставу церковного звона, имеет свое предназначение.

— То есть все звонари звонят одинаково?

Е. Гапонова: — Это не так. Звон подобен почерку, у каждого звонаря он свой, неповторимый. Даже один звонарь не сможет повторить в точности рисунок звона, который он звонил раньше. Это зависит от погоды — в мороз звучание чистое, похожее на хрустальный звон, в сырую погоду звук колоколов приглушенный. Немаловажный фактор — духовное состояние звонаря и, конечно, его настроение. Часто в праздник звон льется совсем по-другому, нежели в будничный день. Бытует мнение, что у девушек звон более эмоциональный, чем у мужчин. Но всех звонарей объединяет главное — мы не стараемся показать свое умение звонить, мы даем людям возможность услышать красоту звучания каждого колокола.

— Можно ли научиться звонарному мастерству?

Р. Трусов: — Можно, но все делается по воле Божией. По благословению священника каждую Пасхальную неделю звонить на колокольне может любой желающий. Но звонить могут не все. Для того чтобы быть звонарем, обязательно нужно иметь музыкальный слух, чувство ритма и терпение. Во время звона, звук очень сильный, нужно его выдерживать. Наушники мы не используем, поскольку они слишком заглушают звук. Для защиты мы пользуемся ватой.

— Каким был ваш путь на колокольню?

Е. Гапонова: — Это было давно, когда я еще работала библиотекарем и не думала о том, что стану звонарем. В то время при Крестовоздвиженском храме было организовано молодежное движение, и однажды нас благословили подняться на колокольню. Отец Олег Евсеев показал нам, как нужно звонить. Потом я ходила и внимательно наблюдала, как звонил звонарь Алексей, и в один из дней сама попробовала звонить. Позже меня благословили нести послушание звонаря. Быть звонарем нелегко, конечно, устаешь, но эта усталость всегда легкая и радостная. Я звоню уже больше десяти лет, и этот труд никогда не бывает мне в тягость. Напротив, каждый день открывает что-то новое, наполняя душу гармонией и радостью.

Р. Трусов: — Я был рядовым прихожанином Крестовоздвиженского храма, но однажды возникло желание увидеть колокола, я взял благословение и поднялся на колокольню. Первое время ничего не получалось, учиться было тяжело. Но помощь Лены, желание стать звонарем и внутренняя уверенность, что именно здесь мое место, придавали сил и терпения. И вот я звоню уже пять лет. Каждый подъем на колокольню, каждый удар колокола дает духовную радость.

— И, наконец, обладает ли колокольный звон лечебными свойствами?

Е. Гапонова: — Безусловно. Даже если обратиться к истории — раньше на Руси города и деревни, где во время эпидемий звонил колокол, болезни обходили стороной. В наше время ученые то, что опытно знали наши предки — колокольный звон уничтожает болезнетворные микроорганизмы, улучшает духовное и физическое состояние человека. Иногда приходишь в храм, усталый, разбитый, а после звона чувствуешь подъем сил. Во время звона на колокольне влечет к молитве. А это очень важно. Звонарь должен быть на колокольне не только заботливым хозяином, но и сам должен постоянно духовно возрастать, укрепляться в вере. Ведь он своего рода проводник между земным и небесным.

Поднявшись на колокольню в полумраке по старым, скрипящим ступенькам, я увидела главных героев беседы — колокола. Их молчание прервали умелые движения Елены Гапоновой и Романа Трусова. И вновь раздался колокольный звон, пробивающийся через все преграды и препятствия, колокольный звон, олицетворяющий русское раздолье, колокольный звон, о котором звонари Крестовоздвиженского собора могут говорить бесконечно. «Наши колокола, родные и любимые, изученные до малейшей детали, стали словно членами моей семьи, к ним я готова приходить каждый день в любую погоду», — сказала на прощание Елена Гапонова.

Беседовала Ирина Татарина

19 октября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика