Русская линия
Православие.RuПротоиерей Виктор Горбач15.10.2004 

«Россия начинается с Сахалина»
Интервью священника Виктора Горбача, руководителя миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятеля храма святителя Иннокентия, митрополита Московского, в городе Южно-Сахалинске

— Отец Виктор, среди духовенства Южно-Сахалинской и Курильской епархии вы — единственный коренной сахалинец. Расскажите, каков был Ваш путь в Церковь?

— Не единственный, но, действительно, я — сахалинец во втором поколении, родился и вырос на острове. Здесь же закончил школу и институт по специальности «юриспруденция». Возрождение православия на Сахалине началось в 1989 году, когда открыли первый православный храм во имя блаженной Ксении Петербургской. Под этот храм был приспособлен частный жилой дом. В 1994 году, также в бывшем жилом доме, был открыт храм святителя Иннокентия, митрополита Московского. Через год я стал его прихожанином, потом алтарником, чтецом, а в 2002 году, когда на Южно-Сахалинскую кафедру пришел епископ Даниил, меня рукоположили во диакона. 1 августа того же года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, я стал священником.

— Вы — руководитель Миссионерского Отдела. На кого, в первую очередь, направлена ваша миссионерская деятельность?

— Специфика миссионерской деятельности в нашей епархии такова, что в первую очередь она направлена на самих прихожан православных храмов, а также на всех тех жителей острова, которых мы стараемся заинтересовать нашей православной традицией. Если говорить о конкретных шагах, то ежегодно в праздник Рождества Христова мы проводим в городе Южно-Сахалинске концерт. Вход на этот концерт свободный, и придти могут все желающие. Каждый год зрителей бывает человек шестьсот; как правило, зал бывает заполнен. Ежегодно Миссионерский Отдел готовит и проводит празднование дня жен-мироносиц. Как известно, официально признанным женским днем в России является восьмое марта, но этот праздник по своим корням чужд христианскому мировоззрению и православной традиции. В Неделю Жен-мироносиц у нас также проходит праздничный концерт. Наша задача объяснить сахалинцам, в чем заключается разница между восьмым марта и православным женским праздником, разрушить тот стереотип «международного женского дня», который сложился за семь минувших десятилетий.

Мы занимается просветительской деятельностью. У нас действуют одногодичные духовные курсы, которые помогают нам готовить кадры чтецов, регентов церковных хоров и преподавателей воскресных школ. Кроме того, у нас есть духовно-просветительский лекторий для всех желающих. В этом году мы организовали при Миссионерском Отделе братство во имя святого благоверного князя Александра Невского, при котором создан клуб спортивной подготовки молодежи. Ребята занимаются русскими единоборствами, а после этих занятий мы проводим с ними беседы на духовные темы, рассказываем о Православии и истории нашего Отечества.

На базе этого спортивного клуба, в который входят в основном прихожане храма святителя Иннокентия, в котором я служу, мы решили по воскресеньям играть в футбол. Матчи происходят после вечернего богослужения. С одной стороны, это объединяет людей, потому что командная игра всегда сплачивает, а с другой — является эффективной формой внебогослужебного общения. Я думаю, такое общение очень важно для любого прихода и вообще в православной среде. К сожалению, наша Церковь очень сильно страдает от того, что люди даже в городе редко видят друг друга, при этом порой даже не здороваются. Как можно говорить о единстве в Вере, о том, что «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» людей, которые не общаются и даже не здороваются друг с другом? Поэтому очень важно, чтобы были другие, внебогослужебные формы общения на приходе. Одна из этих форм — спортивные соревнования. Недавно мы провели две товарищеских встречи с Воскресенским кафедральным собором. Там есть своя команда, в которую входят священники, диаконы, алтарники и пономари. Первый матч выиграл собор, а второй — наш приход святителя Иннокентия. В прошлое воскресенье мы играли с воинской частью — через дорогу от нас есть авиаполк. Встреча прошла вничью, но и им и нам очень понравилась такая форма общения.

Отдельно хочу упомянуть о том, как в этом году я принимал участие в премьерном показе фильма «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Фильм сейчас идет по России, и, хотя отношение к нему неоднозначное, он все-таки затрагивает религиозные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Очень важно, чтобы Церковь не самоустранялась от их решения, потому что часть людей, которые приходят посмотреть фильм — это наши прихожане, это те люди, которых живо затрагивают вопросы религии, Веры. Очень важно, кто станет их собеседником после просмотра этого фильма — сектанты или мы? Мы договорились с управлением культуры, которое занималось показом «Страстей Христовых», о том, что мы будем перед каждым показом распространять православные брошюры, книги, иконы. Всем желающим раздавали комментарий к фильму известного специалиста по церковной археологии, преподавателя Свято-Тихоновского Богословского института Олега Ульянова. Кроме того, перед сеансом я говорил краткое вступительное слово. За неделю кинотеатр посетило около 10 тысяч зрителей. Я думаю, что наше присутствие принесло огромную пользу сахалинцам, пришедшим посмотреть фильм.

— На Сахалине действует много сект. Как вы противодействуете им?

Основная наша цель — это не борьба с сектами, а распространение православного мировоззрения. Как в музыке, человеку необходимо привить правильный вкус, и тогда он сможет отличить плохую музыку от хорошей. Секты — это, если так можно выразиться, всегда «попса», всегда то, что просто, примитивно. Очень важно показать людям глубину и красоту Православия. Это — наша основная задача.

У нас зарегистрировано 43 православных прихода. На территории Сахалинской области действует 70 конфессий, а общее количество религиозных организаций — 135. Первое место среди них по численности прихожан занимают именно православные, на втором месте идут секты протестантского толка, в том числе корейского происхождения.

Мы занимаемся также тем, что просто доводим до сведения населения ту информацию, которую секты сами о себе скрывают. Например, мы знаем, что в Москве запрещена такая опасная тоталитарная организация, как свидетели Иеговы, а в городе Южно-Сахалинске они построили молельный дом. У нас активно действуют мормоны и другие религиозные организации, центры которых находятся за пределами России. Очень много приезжает миссионеров. За 2003 год, по данным специальных служб, к нам приехало 250 миссионеров из разных стран мира, причем из самых экзотических мест — Африки, Юго-Восточной Азии, Америки. Все это, конечно, очень хорошо финансируется. По различным данным, на каждую иностранную секту, действующую в России, ежегодно выделяется около шестисот тысяч долларов. Чтобы освоить такие деньги, им приходится очень стараться.

Их агитация останется малоэффективной, если у нас будет сильная Православная Церковь, если мы будем заниматься просветительской работой; у людей не возникнет желания искать какие-то фантастические религиозные центры. Именно поэтому мы сейчас регулярно проводим различные мероприятия. В этом году у нас прошли две научно-практических конференции. В феврале к нам на остров приезжала большая делегация Миссионерского Отдела Русской Православной Церкви, которую возглавлял архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вместе мы провели конференцию, посвященную духовной безопасности Дальнего Востока. В резолюции конференции подчеркивалось, что решение проблемы возможно только в том случае, если и духовные власти, и администрация области, и общественность объединятся; если мы все осознаем, что религиозные организации, недавно созданные на нашей территории, главным образом способствуют расчленению России и отторжению Дальнего Востока и Сахалина от материка. Если власть не поймет ту опасность, которую представляют эти организации, то через некоторое время мы действительно можем потерять Сахалин потому, что религиозная безопасность может быть даже важнее, чем экономическая. К сожалению, сегодня Церковь — это практически единственный в области институт, занимающийся религиозной безопасностью России.

После этой конференции по инициативе администрации Сахалинской области была проведена другая конференция по теме «Роль Православия в жизни Сахалинской области и Дальнего Востока». На ней присутствовали представители Владивостокской и Камчатской епархий, были докладчики из Хабаровска и Магадана, и, конечно, очень много было представителей нашей Сахалинской области. Выступали священнослужители и светские лица. К нам также приехали руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев, диакон Андрей Кураев, преподаватель Православного Свято-Тихоновского Богословского Института священник Андрей Близнюк. Отрадно, что конференция помогла объединить усилия духовных лиц нашей епархии и представителей научной интеллигенции области. Мы находимся далеко от центра, и в некоторых светских научных кругах создается впечатление, что Православие чуждо науке, а священники люди не очень образованные. Наша конференция как раз помогла преподавателям светских ВУЗов увидеть, что православные обладают большим багажом знаний, что это очень динамичная духовная традиция, опираясь на которую они могли бы развивать свою науку. Результат достигнут очень положительный, и, я надеюсь, мы будем его развивать.

— Как известно Сахалин — это восточный форпост России, а религиозная безопасность — составляющая безопасности государственной. Находит ли это понимание у властей Сахалина?

— К сожалению, сегодня нет четкой государственной политики в отношении религиозных организаций. Мы видим, что многие светские руководители на словах неизменно поддерживают Православие, но это очень слабо закреплено законодательно. В некоторых районах представители власти даже отказываются встречаться со священниками. Получение разрешения на строительство храма может занимать целый год. Мы считаем, что приоритет Православной Церкви должен быть оформлен юридически. Разумеется, не в плане ограничения других конфессий, но мы должны отдавать себе отчет в том, что вклад Православия существенным образом отличается от вклада каких-то других религиозных организаций, возникших порой десять-двадцать лет назад. Пока юридически это не будет оформлено, а я очень надеюсь, что будет принят Закон о традиционных религиях России, эта непоследовательность в политике властей по отношению к Церкви будет продолжаться. Как иллюстрацию к этому приведу такой факт: в конце 90-х — начале 2000 года в центре города Южно-Сахалинска было отдано несколько участков земли под строительство молитвенных зданий инославных конфессий. Как я уже говорил, молитвенный дом себе возвели свидетели Иеговы, в густонаселенной части города рядом с жилыми домами отстроен огромный католический костел. Все это свидетельствует как раз об отсутствии четкой государственной политики в отношении религиозных организаций. Зачем храм на полторы тысячи человек религиозной общине, имеющей пятьдесят-шестьдесят адептов? Зачем в центре города рядом с элитной школой строится Зал Царств свидетелей Иеговы? У нас даже прошел судебный процесс по этому вопросу. Жители близлежащих домов обратились в суд с требованием запретить строительство. Когда власти передали недостроенное здание новым владельцам, окрестным жителям не сообщили о том, что это сектанты, что там будет находиться молельный дом свидетелей Иеговы. Как известно, эта религиозная организация не просто занимается отправлением своего культа, а ставит задачей привлечение максимального числа адептов. В жилые дома постоянно приходили люди, звонили в квартиры, распространяли брошюры и журналы. Детям практически насильно вручали эти издания и приглашали к себе на молитвенные собрания. Результат: к нам уже поступило около десятка обращений горожан, которые заявляют, что если активность сектантов не будет ограничена, то они сами будут организовывать домовые дружины, дежурить, отлавливать этих людей и предупреждать их, чтобы они не появлялись в домах. Все это в конечном итоге может вылиться в серьезный религиозный конфликт. Решать этот вопрос должны именно власти. Если они не будут заниматься религиозной безопасностью граждан, то это может оказаться очень опасным для нашего общества.

Жить на Сахалине непросто. Экономическая ситуация очень тяжелая, особенно на Курилах. Удаленность от Москвы, отсутствие прямого железнодорожного сообщения приводит к удорожанию товаров и продуктов, добрая половина которых завозится с материка. Идут разговоры о том, что у нас отменят северные льготы, и это, конечно, нанесет серьезный удар по сахалинцам. Прожиточный минимум на острове несопоставим с материком, и доплаты по северным льготам отчасти компенсируют этот разрыв. Если государство отменит эти компенсации, то люди будут массово уезжать. Но, в любом случае, сидеть сложа руки и без конца думать, «а что же дальше?», нельзя. Свое будущее надо строить самим, ежедневно трудиться, с честью и достоинством выполняя свое дело. Мы иногда чувствуем себя оторванными от России, но очень надеемся, что Россия помнит о нас, надеемся на поддержку со стороны государства, которое должно понимать, что наше Отечество начинается с Сахалина.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика