Русская линия
Архангельский епархиальный вестник Ангелина Прудникова12.10.2004 

Третья жизнь храма

Ступить на родную землю очень просто — надо только сойти с теплохода. А сейчас приехать в Конецдворье вдвойне радостно, потому что оно вновь приобрело знакомые с детства очертания: над деревней возвышаются колокольня и храм Михаила Архангела, как было три года назад и двести тридцать лет до этого. Да еще и краше стал храмовый ансамбль — глаз не отвести: дерево свежее, колокольня покрыта медью, церковь поднята на несколько венцов. Раньше трое ворот лишь чуть возвышались над землей, а теперь к ним ведут крыльца, центральный притвор — с двумя спусками. Боже, какая красота!

Конецдворье… Обратимся к трудам историков. «К северо-западу от коренного русла Северной Двины на старых планах и лоциях обозначен остров Конешный, где издавна стояла небольшая поморская деревня Конечная, теперь известная как Конецдворье. Уже в XVII веке она имела свою приходскую часовню».

Сегодня среди более полутораста жилых усадеб Конецдворья почти не видно заколоченных. В этом старом рыбачьем селе, которое сохранилось настолько, что его хоть сейчас объявляй заповедным, все напоминает о море. Побуревшие от времени щелистые бревенчатые срубы изб на высоких подклетах и со светелками кажутся пришельцами из прошлого века. Цветные пятна отдельных ярко окрашенных, обшитых желтых, синих, зеленых домов только подчеркивают богатырскую мощь основной массы старых изб. Вдоль берега колышутся на волне или вытащено на песок множество лодок. Повсюду сушатся сети. Под речным обрывом громоздятся амбары и баньки. Даже воздух здесь особый. Пахнет гниющими водорослями, свежей рыбой, смоляными канатами… Пахнет морем.

Под стать облику старого села и древняя Михаило-Архангельская церковь. Ее часто датируют 1769 годом. Но это лишь время, когда конецдворские крестьяне купили ее и перевезли в свое село. До этого она стояла в Кузнечевской слободе Архангельска и украшала его береговую панораму. Когда она была поставлена там, сейчас сказать трудно. Примерный возраст памятника можно определить только при тщательном обследовании бревен его основного сруба. Он выстроен в очень древних традициях. Архаичны приземистые пропорции объема «восьмерик на четверике», рубленый, крытый в три яруса «двоетесом» шатер, увенчанный массивной лемеховой главой. Под шатром «повал» — расширение верхней, карнизной части восьмерика.

В сущности, в Конецдворье мы стоим перед древнейшим и единственным сохранившимся деревянным памятником Архангельска того времени, когда почти весь город был деревянным. Вот о таких постройках древнего Архангельска писал посетивший его в конце XVI века французский путешественник Жан Соваж Дьеппский: «Постройка… из бревен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но все так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей русских все орудия состоят в одних топорах, но ни один архитектор не сделает лучше, как они делают».

Конечно, время наложило свой неизгладимый отпечаток на облик церкви. К началу нашего века она настолько обветшала, что ее хотели сломать. Но вмешалась археологическая комиссия…

К западу от церкви на ее продольной оси поставлена колокольня. Она была, очевидно, выстроена заново в 1769 году. Позднее, в XIX веке, ее шатер заменили на существующее фигурное завершение.

Церковь действовала как культовое сооружение до 1937 года. Сейчас она восстанавливается благодаря ходатайству жителей перед односельчанином, занимающим пост председателя Центризбиркома России, Александром Вешняковым с просьбой помочь возродить приход. Храм готовится к освящению. На его окончательной отделке работают бригады из Российского фонда архитектурного наследия им. Андрея Рублева. Еще недавно они были заняты на строительстве гостиницы для паломников в Списком монастыре, туда же после Конецдворья и вернутся. Любопытно, что кровлю поморского храма возводит бригада белорусов из Могилева и Орши, полы настилает бригада гуцулов из Ивано-Франковска, есть и русская бригада — из Владимира. Покрывает строение специальным раствором молдаванин, над крылечками и притвором колдует столяр-краснодеревщик из Москвы. Есть чеченец, азербайджанец, узбек… «У нас тут только казахов не хватает!» — смеются строители. В общем, трудятся всем миром, трудятся давно, в основном на Севере и в Сибири. Живут в Конецдворье в выделенных им домах, на местных жителей не обижаются: «Народ хороший, помогут, все дадут, в баню приглашают!» А вечерами плотники развлекаются рыбалкой на реке Щукурье: «Три-четыре щуки каждый вечер приносим!» Большое им спасибо, строителям. Сейчас я воочию могу представить, как крыл когда-то тесом этот храм мой прадед — плотник Федор Скоморохов…

Разговор об освящении храма продолжаем с Марией Григорьевной Вешняковой у нее на кухне, за чашкой чая с ватрушками. Дом ее для многих открыт. Марии Григорьевне, как повелось, о готовности объекта частенько «докладывает» прораб. Видимо, открытие храма отложится до Покрова — 14 октября. Конечно, на него прибудет сын Александр Альбертович. В сентябре он целую неделю жил в деревне — помог убрать картошку, прогрел погреб и заложил туда урожай. Навел порядок на повети. Видно, в удовольствие ему был хозяйский труд в родительском доме… А порядок нужен — зимой дом в Конец-дворье впервые будет пустовать: Мария Григорьевна уедет в Москву к сыну.

Что ж, теплоходы пока ходят в Конецдворье. Можно побывать и на открытии храма. А потом, возможно, будет где остановиться и паломникам — если гостиницу у церкви, как намечено, построят; дорогу, как полагается, выложат. Да и как не посещать Конецдворье — ведь лишь первому упоминанию о нем в документах уже около 600 лет: «…пришед Мурмане войною в 500 человек, в бусах и в шнеках, и повоеваша в Арзуге погост Корельскыи, и в земли Заволочскои погосты: в Неноксе, в Корильском монастырь святого Николы, Конечный погост, Яковлю курью, Ондреянов берег, Киг остров, Кярь остров, Михаилов монастырь, Чиглоним, Хечинима…»

Опубликовано в газете «Северный рабочий» N 157, 6 октября 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика