Седмицa.Ru | Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) | 05.10.2004 |
Деятельность Миссионерского отдела Московского Патриархата в межсоборный период велась в соответствии с «Концепцией возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» на ее канонической территории, принятой Священным Синодом в 1995 году, а также в соответствии с определениями миссионерских съездов 1999 и 2002 годов.
I. III ВСЕЦЕРКОВНЫЙ СЪЕЗД ЕПАРХИАЛЬНЫХ МИССИОНЕРОВ
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви, в г. Москве с 30 октября по 3 ноября 2002 года прошел III (VIII) Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.
В работе съезда приняли участие 267 делегатов от 101 епархии Русской Православной Церкви из 11 стран.
Съезд отметил, что в Русской Православной Церкви накоплен значительный практический и научный миссионерский потенциал, который позволяет выявить проблемы, связанные с развитием православной миссии, наметить пути их решения и подготовить программы практического делания.
В ходе пленарных и секционных заседаний участниками съезда были выработаны и обозначены основные направления развития миссионерского служения и рекомендации для епархиальных миссионеров.
I. В направлении совершенствования методов ведения миссии съезд предложил:
— обратить внимание на необходимость более широкого участия священнослужителей в насущно необходимой деятельности по точному переводу Священного Писания на языки народов, среди которых несет служение Русская Православная Церковь, а также на необходимость совершения богослужений и издания православной литературы на местных языках;
— повысить роль благочиний в миссионерской деятельности, в частности, возродить миссионерские должности в каждом благочинии;
— более тщательно готовить людей к таинству крещения, регулярно проводить огласительные беседы, издавать пособия для священников и катехизаторов по этим вопросам, а также сборники существующих программ катехизации, разработанные в епархиях Русской Православной Церкви;
— распространять положительный опыт миссионерской деятельности.
II. В направлении преодоления религиозных конфликтов, противодействия прозелитизму и возможностей сотрудничества в миссии было предложено:
— внести в учебные планы духовных учебных заведений изучение миссиологии;
— более аргументированно и доходчиво вскрывать деструктивную деятельность псевдохристианских организаций и объединений, которая сейчас носит все более скрытый характер;
— разработать целенаправленные миссионерские программы в связи с миграцией исламского населения, исповедующего ваххабизм, экспансией фундаменталистских и других аналогичных мусульманских течений с целью недопущения религиозного экстремизма и конфликтов;
— аргументированно показывать несоответствие римо-католических миссионерских усилий с основополагающими принципами христианства в связи с откровенной прозелитической деятельностью Ватикана на традиционно православных территориях.
В то же время съезд отметил готовность миссионеров к сотрудничеству в области благотворительности, милосердия и иных областях социальной диаконии как проявления дела любви, сотрудничество в делах, направленных на преодоление агрессивно-секулярных и аморальных тенденций современного общества, лишь в том случае, если эта открытость не будет использована в прозелитических целях иными конфессиями.
III. Касаясь проблем воцерковления и миссионерского служения мирян, так называемой «миссии после миссии», съезд рекомендовал:
— привлекать мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений;
— использовать сеть существующих библиотек для создания в них миссионерских просветительских центров и организации тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни, при обязательном заключении договоров с администрациями библиотек;
— помогать в комплектовании школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания;
— ориентировать монастыри на миссионерскую деятельность для церковного присутствия в интернет-пространстве, формирования общедоступных библиотек, ведения богословских курсов и воскресных школ, а также работы с людьми, нуждающимися в духовной помощи;
— поощрять общение людей за пределами богослужения? в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения Божественной литургии с целью общения и обсуждения приходских вопросов;
— повысить пастырскую ответственность за развитие священнослужителями внутриприходской миссии, в частности давать церковную оценку содержания литературы, поступающей для продажи в храме;
— находить точки соприкосновения с различными возрастными слоями посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов и лагерей, походов, а также с группами социального риска: наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорниками и иными;
— осуществлять катехизаторскую, богословскую подготовку светских преподавателей, врачей, психологов, военнослужащих для расширения поля миссионерской деятельности в условиях секулярного общества.
IV. Особое внимание было уделено проблемам социального служения, семьи и молодежи, в этой связи съезд отметил следующее:
— воцерковление, привлечение детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом является высшей целью всего миссионерского и духовно-просветительского служения. Поэтому на епархиальном уровне необходимо оказывать содействие всероссийской детской православной организации, Братству православных следопытов и Всероссийскому православному молодежному движению;
— было решено обратиться к государственным органам, для укрепления церковно-государственных отношений в сфере молодежной политики, со следующими предложениями: ввести представителя Русской Православной Церкви в рабочую группу по формированию Концепции молодежной политики РФ, учесть мнение Церкви при формировании Концепции национальной безопасности, важнейшей составляющей частью которой является духовная безопасность, возобновить деятельность Государственного совета при Президенте РФ по молодежной политике с участием представителя Русской Православной Церкви.
V. В направлении «Миссия Церкви и современные информационные технологии» съезд предложил:
— придать миссии Православной Церкви в информационном пространстве упреждающий характер, а не реагировать с опозданием на происходящие в обществе события, использовать все многообразие новейших информационных технологий;
— обращать внимание общественности на факты активного вытеснения православных программ из светских СМИ;
— создать, ввиду разрозненности усилий и отсутствия согласованной политики деятельности православных СМИ, банк данных, доступных для любого православного миссионера;
— в связи с недостатком финансовых и иных ресурсов для получения всеми желающими необходимого духовного образования съезд рекомендовал:
а) создать сети православных народных университетов с дистанционным обучением для миссионерского самообразования;
б) дополнить заочную форму обучения дистанционной в духовных школах Русской Православной Церкви.
II. НОВЫЕ ФОРМЫ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
I. За рассматриваемый межсоборный период в арсенале Миссионерского отдела появились новые возможности технического обеспечения миссии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с 19 по 30 октября 2000 года состоялась миссионерская экспедиция группы священнослужителей Белгородской и Старооскольской епархии и воспитанников Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) на поезде-храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») в Архангельскую и Холмогорскую епархию (Архангельская область Российской Федерации).
Поезд состоит из вагона-храма и трех купейных вагонов. Вагон-храм построен на Московском вагоноремонтном заводе им. Войтовича по проекту, разработанному в Свято-Троицкой Сергиевой лавре (автор проекта — диакон Георгий Савин) и в Проектно-конструкторском бюро Министерства путей сообщения России.
18 октября 2000 года состоялся акт передачи поезда-храма Русской Православной Церкви и освящение его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, епископа Архангельского и Холмогорского Тихона.
За время путешествия, которое продолжалось 10 дней, миссионеры совершили 9 Божественных литургий, 3 крестных хода по центральным улицам посещаемых городов, 1870 человек было просвещено таинством крещения.
Благодаря поддержке благотворителей у миссионеров была возможность бесплатно распространять христианскую литературу. Врачеванию души сопутствовала и помощь медиков. Многие местные больницы безвозмездно получили необходимые лекарственные препараты.
II. Следующей миссионерской экспедицией стала поездка в Республику Карелию, которая состоялась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 6 по 16 марта 2001 года.
В экспедиции приняли участие сотрудники Миссионерского отдела Московского Патриархата (руководитель поездки — протоиерей Сергий Попов), священнослужители Белгородской и Старооскольской епархии, архиерейский хор воспитанников Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), съемочная группа Британского телевидения — ВВС.
Необходимость миссионерской экспедиции была обусловлена достаточно сложной религиозной ситуацией в регионе: оторванностью большой массы русскоязычного и коренного населения от исторической, государственно-образующей религии — Православия и церковной жизни, активизацией прозелитической деятельности инославных конфессий (римо-католиков), протестантских общин (лютеран, баптистов), сект (пятидесятников, неопятидесятников, свидетелей Иеговы), псевдорелигиозных, деструктивных организаций.
Нужно отметить, что в связи с прибытием православной миссионерской экспедиции, резко активизировали свою деятельность другие религиозные конфессии и деструктивные организации. Например, финские лютеранские пасторы призывали жителей пос. Юшкозеро не посещать храм-вагон и не участвовать в миссионерских встречах, угрожая прекращением поставки гуманитарной помощи — одежды и литературы. Пятидесятники и баптисты срывали объявления о прибытии храма-вагона в г. Суоярви, подбрасывали на станциях в храм-вагон свои брошюры и листовки, отпечатанные в США и Финляндии. Однако их усилия ни к каким существенным отрицательным последствиям не привели, и все намеченные богослужения и миссионерские встречи состоялись.
За период миссионерской поездки посетили 9 населенных пунктов Карелии. Были крещены 882 человека. Было совершено 9 Божественных литургий.
Более ста человек впервые за многие годы смогли причаститься Святых Христовых Таин. Миссионеров приглашали для освящения школ, больниц, административных зданий, частных домов. Были проведены 12 миссионерских встреч и концертов, из них 6 в школах, были переданы духовная литература и медикаменты.
III. Самой масштабной и продолжительной стала миссионерская экспедиция храма-вагона по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, осуществленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 7 августа по 2 сентября 2001 года.
Экспедиция была организована Миссионерским отделом Московского Патриархата совместно с Фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Министерством путей сообщения Российской Федерации.
Маршрут экспедиции общей протяженностью более 15 тысяч километров с остановками в 15 основных пунктах проходил по территориям 7 регионов России: Кемеровской области, Красноярского края, Иркутской, Амурской, Читинской областей, Республики Саха (Якутии).
Таинство крещения совершалось в храме-вагоне, в сельских клубах, куда выезжали миссионеры, два раза крещение совершалось в озере Байкал: в г. Северобайкальск Читинской области протоиерей Сергий Попов крестил в озере 126 человек и в г. Слюдянка Иркутской области иерей Игорь Кобелев крестил в Байкале 70 человек. Всего за время экспедиции было крещено 1126 человек, проведено более 100 миссионерских встреч.
Во всех населенных пунктах, через которые проходил маршрут экспедиции, местные священнослужители и прихожане сообщали о наличии и деятельности общин баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы, оккультных и сатанинских группировок. В г. Аскизе Хакасской автономной Республики представителями местной администрации отмечено начавшееся активное возрождение шаманизма, пропагандируемое националистами как возвращение к исторической национальной религии.
В селе Черемшанка Курагинского района Красноярского края с 1991 г. находится центр секты («Церковь последнего завета») Виссариона. Поселение, в котором живут более 5000 адептов секты, охраняется людьми, вооруженными автоматами Калашникова. Со многими из них были проведены беседы, что способствовало их возвращению в лоно Православной Церкви.
В течение всего периода экспедиции вела съемки группа Британского телевидения. Эта группа участвовала и в миссионерской поездке в Республику Карелию. Благодаря этому был выпущен фильм о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, который занял ряд призовых мест на престижных западноевропейских фестивалях.
IV. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с 17 по 25 декабря 2001 г. состоялась четвертая миссионерская экспедиция храма-вагона в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») в Пензенскую епархию.
Особенностью этой экспедиции была проповедь Евангелия в области, находящейся на сопредельной территории с мусульманской средой: в соседней с Пензенской? Ульяновской области,? где за период с 1996 по 2001 гг. было построено около 85 мечетей и только 10 православных храмов.
Маршрут проходил по 11 населенным пунктам. Главным итогом этой духовно-просветительской миссии стал ощутимый импульс, который она дала возрождению духовной жизни в области. Экспедиция привлекла внимание к Православной Церкви самых разных социальных групп, особенно молодежи, а также средств массовой информации. Она позволила местным священнослужителям познакомиться с опытом миссионерской деятельности.
V. С 21 по 25 сентября 2000 г. проходила миссионерская поездка в Республику Калмыкию.
Миссионеры приняли участие в праздновании пятилетия Элистинской и Калмыцкой епархии. Впервые в истории Калмыкии на центральной площади г. Элисты была совершена Божественная литургия. Состоялся крестный ход, в котором приняло участие около 3000 человек. Был освящен Поклонный крест, установленный в честь 2000-летия Рождества Христова.
В течение 2000−2004 гг. регулярно осуществлялись миссионерские экспедиции в Республику Чечню, передавалась гуманитарная помощь для местного населения и российских военнослужащих, в воинских и милицейских подразделениях совершались таинства и молебны.
III. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МИССИОНЕРСКОГО ДЕЛАНИЯ
1. Миссионерские станы
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II со 2 по 20 июля 2000 г. была осуществлена, возглавляемая председателем Миссионерского отдела, экспедиция в Чукотский автономный округ. Миссионерская программа осуществлялась пятью группами в пяти регионах округа: Чукотском, Беринговском, Билибинском, Анадырском и Провиденском.
За время экспедиции состоялось более 200 встреч-бесед и духовных вечеров в учреждениях культуры, образования, здравоохранения, в воинских частях и т. д.
В результате миссионерской экспедиции были организованы миссионерские станы, которые действовали с декабря 2000 года по январь 2003 года на территории Чукотки, где совершали миссионерское служение выпускники Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Постоянно посещая отдаленные районы, миссионеры проповедовали, крестили, создавали общины, которые в дальнейшем становились приходами. Подобная практика оказалась своевременной и полезной и была востребована в Магаданской, Петропавловско-Камчатской, Якутской, Южно-Сахалинской епархиях и др.
Следует отметить особую эффективность работы миссионерских станов, т.к. постоянное пребывание миссионеров в распоряжении епархиального архиерея позволяет планировать долгосрочные программы. Особое внимание в работе таких станов уделяется просветительским программам.
2. Храмы-автомобили
В продолжение миссионерской традиции использования современных средств транспорта для проповеди Православия среди жителей отдаленных регионов, в феврале 2003 года был разработан проект миссионерского автосостава, включающего в себя храм-автомобиль во имя Архистратига Михаила и «штабной» автомобиль, в котором расположены спальные места, кухня, трапезная и медицинский уголок.
С 27 марта по 13 апреля 2004 года состоялась первая экспедиция миссионерского автопоезда в Республики Калмыкия и Адыгея. В её состав входили клирики Белгородской и Старооскольской епархии, преподаватели и воспитанники Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Помимо этого в состав миссионерской экспедиции входили сотрудники спецназа и водители Управления исполнения наказаний Министерства юстиции по Белгородской области.
29 марта миссионерский автопоезд прибыл на контрольно-пропускной пункт г. Элиста Республики Калмыкия, после чего колонна отбыла в п. Березовское, Яшалтинского района Республики Калмыкия.
Следует отметить, что в п. Березовское никогда ранее не совершалась Божественная литургия, и люди с большим воодушевлением встречали православных миссионеров. В этот день было совершено крещение 29 человек, также священнослужители освятили около 80 домов местных жителей. Были проведены миссионерские встречи и концерты, состоялась передача гуманитарной медицинской помощи поселковому фельдшерскому пункту.
31 марта в г. Элисте состоялся духовно-просветительский концерт, в котором приняли участие архиерейский хор Белгородской Православной Духовной семинарии и Национальный оркестр Калмыкии.
С 1 по 5 апреля миссионерский состав находился в населенных пунктах п. Солёное и п. Красномихайловское, после чего отправился в Республику Адыгея, где к миссионерской экспедиции присоединилась группа врачей, которые на базе местных фельдшерских пунктов осуществляли бесплатные медицинские консультации.
Миссионерский автопоезд посетил аул Кошехабль, хутор Игнатьевский, п. Еленовское. В каждом из них совершались богослужения Страстной седмицы, а в п. Еленовское было совершено праздничное Пасхальное богослужение, которое собрало более 100 человек.
В целом стоит отметить, что первая миссионерская экспедиция храма-автомобиля во имя Архистратига Михаила в составе преподавателей и воспитанников Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) прошла успешно. Миссионеры посетили труднодоступные населенные пункты, где проживает русскоязычное православное население, которое не имело возможности, из-за отсутствия храмов, посещать богослужения и участвовать в церковных таинствах. С огромной любовью и радостью встречали миссионеров жители поселков и хуторов. Для многих из них это была первая встреча с православным духовенством.
IV. ПОДГОТОВКА МИССИОНЕРСКИХ КАДРОВ
1. Качества современного миссионера
Исторический опыт православной миссии со времен апостольских являет нам пример тех качеств, которыми должен обладать миссионер: молитвенность, смирение, бескорыстность, ревность о Боге и приветливость. Проповедь преемников апостолов обязана соответствовать «здравому учению», которое имеет авторитет «правила веры» (2 Тим. 3: 10−14; Тит. 2:1). Однако, проповедуя Евангелие, самому миссионеру надо, по слову Христа, стать обильным источником живой воды, напояющей жаждущих (Ин. 7:38).
И хотя в настоящее время в распоряжении Миссионерского отдела имеются храмы-вагоны, храмы-корабли, храмы-автомобили, которые успешно выполняют свою миссию, как в отдаленных территориях, так и в центре России, главным остается личность самого миссионера, его потребность делиться духовными дарами со всеми людьми и его жертвенная любовь. Православные миссионеры часто исполняют свое служение в условиях исключительной сложности. Поэтому одно из необходимых качеств, которое требуется от них — это терпение со смиренной преданностью Богу, с готовностью преодолевать все трудности. К сожалению, многим священнослужителям недостает подобных качеств, поэтому их приходы не становятся миссионерскими, а все больше напоминают места для требоисполнений.
Просветительская деятельность в различно ориентированных слоях населения требует постоянного обновления миссионерского служения и выдвигает жесткие требования к миссионерам. Миссионеры несут благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Русской Православной Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному опыту, возрасту, образованию, профессиям и в быстро меняющемся мире эти люди требуют постоянной заботы и участливости.
Сегодня задачу по подготовке кадров для миссии решает Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью).
2. Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью)
Добавленные к обычному названию Духовной школы слова «миссионерская направленность» показывают приоритеты в подготовке кадров для Православной Церкви.
Интересно, что уже подбор студентов семинарии — «миссионерский». У нас учатся выходцы из более чем 40 епархий Московского Патриархата: среди них есть студенты из Абаканской и Бакинской, Барнаульской и Элистинской, Якутской, Брестской и других епархий Русской Православной Церкви. С 2001 года в семинарии также учатся студенты из Индонезии, которые составили основу успешно развивающейся сегодня индонезийской миссии. Один из студентов-индонезийцев в 2003 году принял постриг, был рукоположен в сан пресвитера и ныне совершает свое служение в Индонезии, созидая молодую индонезийскую Церковь.
В настоящее время иеромонах Иоасаф (Тандибиланг) окормляет в Индонезии три общины. Центральная располагается в городе Джакарте с приходом в честь апостола Фомы, а также? Сурабайя и Фуратайя. За год служения в Индонезии иеромонах Иоасаф (Тандибиланг) крестил около ста человек, среди которых были мусульмане, протестанты и бывшие адепты сект. Православная Церковь в Индонезии существует около 20 лет. В настоящее время начато строительство еще трех православных храмов, поэтому особо остро стоит проблема подготовки священнических кадров. По существующему законодательству Индонезии, священником в ней может быть только индонезиец. Помимо приходов, окормляемых ныне отцом Иоасафом, в Индонезии существует около пяти приходов Константинопольской юрисдикции. Проповедь православия в Индонезии связана с рядом трудностей. Так, например агрессивной мусульманской организацией (Армия джихада) постоянно производятся нападения на христиан, взрываются бомбы в христианских церквах. Жалобы на эти действия правительству, как правило, остаются без внимания. Другой проблемой является восприятие христиан не только как неверных, но и как изменников веры предков и обозначения христианства как религии неприятеля. Однако, несмотря на все трудности и невзгоды, Православная Церковь в Индонезии под действием Святого Духа растет и крепнет.
Учебный процесс в семинарии постоянно совершенствуется, углубляются и расширяются обычные дисциплины и добавляются новые. Так в семинарии существуют такие предметы как: этнография, естествознание, основы светского права, основы экономики, социальная концепция Русской Православной Церкви. Активно осваиваются новые информационные технологии, курс диаконии. Студенты активно привлекаются к различным проектам миссионерского отдела Русской Православной Церкви: участвуют в миссионерских поездках по России, в различных встречах и конференциях, которые часто проводятся на базе семинарии. Также преподают в учебных заведениях курсы по основам православной веры, посещают тюрьмы, больницы и войсковые части. Принимают непосредственное участие семинаристы в издании журнала «Миссионерское обозрение».
Выпускники семинарии трудятся на различных послушаниях в отдаленных епархиях Русской Православной Церкви: Иркутской, Абаканской, Якутской, Магаданской, Чукотской, Петропавловско-Камчатской и т. д.
V. МИССИОНЕРСКИЕ СЪЕЗДЫ
1. Епархиальные съезды
C 2000 года при помощи Миссионерского отдела были проведены миссионерские епархиальные съезды в 20 епархиях Русской Православной Церкви. Для примера приведу состоявшийся в феврале 2004 года съезд и научно-практическую конференцию в Южно-Сахалинской епархии.
10 февраля 2004 года в Сахалинском государственном университете г. Южно-Сахалинска при участии администрации Сахалинской области и управления Министерства юстиции по Сахалинской области состоялась научно-практическая конференция «Вопросы духовной безопасности Сахалинской области», организованная Южно-Сахалинской и Курильской епархией Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия при помощи и участии Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви.
Участники научно-практической конференции обратились ко всем патриотическим слоям населения с резолюцией, в которой была выражена серьезная озабоченность практически неконтролируемым распространением на территории Сахалинской области религиозных культов, враждебным патриотизму, созидательным этнокультурным и духовно-нравственным традициям.
Учитывая сложившуюся тревожную ситуацию, участники научно-практической конференции призвали все здоровые силы общества к консолидации в борьбе с деструктивными, антироссийскими тенденциями в духовно-нравственной сфере.
Особо была отмечена необходимость расширения и укрепления правовых отношений между Сахалинской епархией Русской Православной Церкви и государственно-муниципальными структурами и учреждениями, особенно в форме двухсторонних договоров. Эта форма давно практикуется во многих субъектах Российской Федерации и дает ощутимые положительные результаты в социальной жизни. В этом смысле интересен опыт Белгородской области, в которой был принят закон «О миссионерской деятельности». Принятие подобного закона Сахалинской областной Думой сыграло бы положительную роль в духовно-нравственном оздоровлении Сахалина.
2. Первый Всеукраинский Миссионерский съезд Украинской Православной Церкви
Особым событием в жизни нашей Церкви стал Первый Всеукраинский Миссионерский съезд Украинской Православной Церкви, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира с 27 по 29 мая 2003 года прошел в г. Киеве. Организаторами съезда стали Синодальный отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, Киевская Духовная академия и семинария, Миссионерское Духовное училище Украинской Православной Церкви. Методическую и организационную помощь в проведении съезда оказал Миссионерский отдел.
Форум обсудил современное состояние миссионерской деятельности в Украине, трудности и первостепенные задачи, наметил перспективы православной миссии, рассмотрел проект Миссионерской концепции Украинской Православной Церкви.
Работу съезда возглавил председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства епископ Полтавский и Кременчугский Филипп.
Делегатами съезда были представители 33 епархий Украинской Православной Церкви.
Всего в съезде приняло участие свыше 170 участников — делегатов и гостей.
Делегаты форума направили письма со словами благодарности за Первосвятительские молитвы и благословения.
Доклады, прочитанные на пленарном заседании, были обсуждены в четырех секциях, которые работали по следующим направлениям:
1. Миссия, прозелитизм, религиозные конфликты и возможности сотрудничества в миссии.
2. Православная миссия и проблемы социального служения, семьи, образования, культуры.
3. Церковь и многоконфессиональное государство. Роль православия в процессе объединения украинского общества.
4. Духовная безопасность общества и тоталитарные секты.
По результатам работы пленарных заседаний и секций внесены предложения к проекту Миссионерской концепции Украинской Православной Церкви. Проект концепции, после доработки с учетом изменений и дополнений, предложенных съездом, будет представлен на рассмотрение и утверждение Предстоятелю Украинской Православной Церкви.
Выработаны рекомендации и предложения относительно организации миссионерской деятельности в современной Украине.
В особых условиях развития Православия в Украине проведение подобных съездов имеет громадное значение. Съезд рассмотрел всю палитру религиозной ситуации в Украине; в дискуссиях, состоявшихся на съезде, были найдены пути для уврачевания расколов и преодоления всем известных трудностей существования Православия.
VI. СОВРЕМЕННОЕ «МИССИОНЕРСКОЕ ПОЛЕ»
(НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Деятельность православного миссионера преимущественно протекает не внутри церковной ограды, а вне ее. Она имеет, при всем своем внутреннем духовном содержании, четко выраженную светскую, мирскую, политическую проекцию. Миссионеры несут благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Православной Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессии. Миссионер не пропагандист и не агитатор, а соработник Духа Святого, благовестник Слова Божия. «Ибо мы соработники у Бога, а вы? Божия нива, Божие строение» (1Кор. 3:9).
Современный миссионер обязан знать чаяния просвещаемых им людей, угрозы современного мира, реальную картину религиозного состояния общества. Исходя из этого будет уместным привести некоторые данные, собранные аналитической группой Миссионерского отдела и светскими социологами о состоянии «миссионерского поля» России.
I. Демографические угрозы
В России с конца 80-х годов отмечено резкое ухудшение здоровья населения, демографические потери обрели характер сверхсмертности (например, в России умирает больше новорожденных, чем в среднем по Европе) на фоне критического снижения рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости упал до 1,17 (для простого воспроизводства населения его величина должна составлять 2,3−2,5). За прошедшие годы демографический показатель рождаемости (на 1000 населения) в России составил примерно 8,9, а смертности — 16,0. Устойчиво сокращается продолжительность жизни. Общие демографические потери численности населения (депопуляция) превысили 17 миллионов человек.
В этом режиме через 80 лет страна может потерять 50% своего основного этнического состава. Необходимо отметить, что с динамикой роста смертности в России практически точно совпадает аналогичная динамика роста преступности. Все указывает на то, что ослабла сама воля к жизни у ведущих российских народностей. В нынешней демографической ситуации становится миссионерской задачей защитить священный дар жизни посредством просветительской программы укрепления семьи, противодействия практике абортов и т.н. «планированию семьи» и т. д.
Данные социологических исследований, отображающие распределение населения России по возрастно-половому составу, показывает, что коренные российские народы вымирают. Доля молодого поколения стремительно сокращается, потому что количество многодетных семей малочисленно. Восполнение численности происходит преимущественно за счет миграции. Причиной этого кризиса является ослабление и, даже, утрата православных традиций, христианских ценностей.
Отмеченные процессы вызваны, прежде всего, неблагополучием в духовной, нравственной, эмоциональной сферах, депрессией населения. Определенная часть российского населения лишилась духовных, нравственных и социальных ориентиров, поэтому ныне многие стали обращаться к Русской Православной Церкви за помощью.
Однако, несмотря на сокращение численности населения России, демографические условия миссионерского и пастырского служения Церкви осложнены следующими факторами: нехваткой священнослужителей и храмов, ориентированных на миссионерскую работу. По данным Института социологии РАН, в большинстве регионов бывшего СССР на один православный храм приходится от 10 до 20 тысяч верующих, а на одну мечеть — около 4 тысяч верующих, на одну синагогу — около 2,5 тысячи верующих. (В 1928 году по архивным данным НКВД, на один православный храм в СССР приходилось около 2 тысяч верующих).
II. Состояние религиозного сознания
В современных условиях для православного миссионера важно знать, что ожидают люди от Русской Православной Церкви. По данным опросов специалистов Института социологии РАН 68% опрошенных россиян надеются, что Церковь поможет пережить жизненные трудности; сделает отношения между людьми более нравственными -- 67%; сохранит национальную культуру и традиции — 59%; поможет России выйти из кризиса — 31%; облегчит душевные переживания, страдания и беды — 22%. Приведенные цифры в значительной мере помогают определить направления православной миссионерской деятельности в нынешней России.
Однако, в действительности, несмотря на исторические и этнокультурные симпатии к Православию, большая часть населения России находится в состоянии духовной непросвещенности и суеверия. На это указывают данные, приведенные в таблице «Во что верит население России». Астрологи, приметы, экстрасенсы, телепатия, НЛО, магия — вот чему суеверно доверяет большинство населения. Это духовный фронт миссионерской просветительской работы.
Более того, по сведениям, полученным недавно Институтом фонда «Общественное мнение» в ходе еженедельных общероссийских опросов населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России, значительная часть населения утратила традиционное православное уважение к государственной власти и соблюдает законы преимущественно из-за страха наказания — 37% или привычки — 34%.
В то же время семейные регуляторы социальных отношений сохранились, несмотря на катастрофическое снижение нравственности, достаточно сильными. Родителей уважает 81% населения России и на это необходимо опираться в нашем миссионерском служении.
Патриотизм также пока еще не потерял значения в российском народе. Большинство населения (62%) воспринимает Родину как более священное понятие, чем свобода личности.
Преданность Родине почти у половины населения России более предпочтительное понятие, чем справедливость. Необходимо опираться на таких людей в миссионерской работе и неуклонно осуществлять воспитание и образование молодого поколения в духе любви к Богу, человеку, отечеству и Церкви, а также уважения к созидательным традициям, семье, закону, обществу, культуре и природе.
Весьма интересно и показательно сравнительное отношение населения России к традиционным и западным ценностям. Заметное большинство населения России придерживается традиционных ценностей
Почти половина граждан считает, что Россия по своим традициям, культуре и истории ближе к Европе, чем к Азии. Хотя 38% опрошенных затруднились сделать однозначное предпочтение. В то же время несмотря на некоторую европейскую ориентацию, 60% опрошенных считают Россию особой страной, непохожей ни на Европу, ни на Азию.
Весьма важно мнение людей о влиянии западной культуры на социальные процессы в России. Большая часть (47%) населения считает, что западная культура отрицательно влияет на отношения между людьми в России. Положительно воспринимают влияние западной культуры на отношения людей лишь 17% опрошенных.
Многие жители России признают, что негативные процессы в отечественной культуре в значительной мере вызваны тем, что они сами забывают собственную культуру. Таких оказывается 50% из опрошенных. 35% граждан считают, что причина деградации отечественной культуры заключается в усиливающемся влиянии Запада.
Засилье западной культуры, по мнению большинства населения России (48%), делает людей хуже. Только 12% из опрошенных думают, что под влиянием Запада люди становятся лучше. Большая часть граждан России не принимает так называемых западных ценностей: неравенство в потреблении ресурсами планеты, социальное неравенство, бедность большей части населения; рыночно-потребительская и рационально-технологическая цивилизация; стереотипы массового сознания; принесение высших целей и будущего в жертву сиюминутным политическим и конъюнктурным выгодам.
В кризисных условиях отношение к вере становится позитивным у большинства населения России. Так, например, значительная часть опрошенных граждан (31%) считает, что президент России должен быть верующим, почти половина думает, что это не имеет значения, а атеистов всего 6%.
III Отношение к Православной Церкви и другим религиям
Большинство граждан уверено, что Православная Церковь должна принимать большее участие в жизни общества или, по крайней мере, такое же, как сейчас. Естественно, что социальная деятельность с невоцерковленными людьми ложится в значительной мере на православных миссионеров. Современная православная миссионерская деятельность, несущая благовестие Господа нашего Иисуса Христа всем людям земли без исключения, должна учитывать реальное многообразие зависимых друг от друга геополитических, государственных и национальных социальных явлений.
Важной проблемой является отражение духовной агрессии нетрадиционных, враждебных Православию и России культов. И на приводимых сейчас схематических картах показано распределение общин основных религиозных направлений на территории Российской Федерации. Здесь активным прозелитизмом начали заниматься, помимо сект, экстремистские течения внутри и около практически всех неправославных традиционных религий. Религии и религиозное сознание напрямую или скрытно используются как фактор глобальной имперской интеграции и экспансии, ныне «обычного» инструмента в решении проблем мирового сообщества. Принцип «свободы совести» в современной международной политике активно используется в качестве инструмента давления на Православие. Фактически образовался широкий антиправославный фронт, использующий тенденции к развитию новой информационной цивилизации глобального типа, нового мирового порядка.
На территории России в последнее время проявляют активность буддийские и необуддийские религиозные объединения. Кроме традиционных для буддизма российских регионов, американские и западноевропейские буддийские секты проникают практически на всю территорию России. (На 10 млн. постоянного населения приходится 6 общин.)
Даже этнокультурные иудеи в последнее время обнаруживают явное стремление к расширению своего влияния. (На 10 млн. постоянного населения приходится 5 общин.)
Особую активность проявляют исламские секты экстремистского направления. Причем это происходит часто в традиционно православных регионах. (На 10 млн. постоянного населения приходится более 185 общин.)
Католики развернули на территории России небывалую активность, их деятельность сегодня напоминает «смутные времена» в истории Российского государства. (На 10 млн. постоянного населения приходится более 11 общин.)
Неопротестантские религиозные образования также проявляют прозелитическую активность. Наглядно видно, что, они поставили перед собой стратегическую задачу отделения важнейших экономических районов страны от традиционной культуры и традиционных ценностей. (На 10 млн. постоянного населения приходится 185 общин.)
Характерной особенностью современного православного миссионерства является то, что оно осуществляется в противодействии двум конфликтующим между собой течениям. Во внецерковном мире нарастают процессы глобализации, при которых люди объединяются на базе нехристианских, а порой даже и открыто антихристианских ценностей. В самой же церковной жизни зачастую встречается стремление к архаизации, которое отрицает возможность всякого миссионерского диалога с современным миром.
Социологические исследования показывают, что российское общественное сознание ожидает от Русской Православной Церкви своевременной оценки и видения кризисов быстро меняющегося мира, а также указания пути выхода из них. Степень доверия российского населения к Русской Православной Церкви наиболее высока по сравнению с отношением к другим религиям и социальным институтам. Современным миссионерам необходимо учитывать эти факторы в своей работе т.к. они во многом определяют выбор стратегии и тактики миссионерского делания в XXI веке.
Очевидно, что назрела необходимость в создании Центра миссионерских исследований, в задачу которого входила бы постоянная оценка состояния «миссионерского поля» и территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви. Вовремя выявленные тенденции в развитии и изменении соотношений факторов, определяющих «миссионерское поле», могли бы помочь миссионерам в правильном выборе форм и методов миссионерского делания для исполнения заповеди Господней: «Итак идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28. XIX, 20).