Русская линия
НГ-Религии Андрей Мельников03.06.2015 

По образу и подобию Сталина
Церковь просит не ссорить верующих с теми, кому дорог генералиссимус

рпц, сталин, чаплин, победа, верующие, проханов, завтраНа Прохоровском поле, где во время Великой Отечественной войны произошла танковая битва, был совершен «молебен» перед изображением Сталина и советских маршалов Победы. Как сообщает пресс-служба Белгородской митрополии РПЦ, эту акцию организовал писатель Александр Проханов. После публикации в газете «Завтра» небольшого репортажа о том, как перед изображением Богоматери Державной, осеняющей своим покровом Сталина и советских военачальников, некий священник отслужил «литию», возник скандал. Согласно газетной заметке, картина, которую автор называет «иконой», была написана рыбинскими иконописцами по заказу Изборского клуба. Писатель и главный редактор указанной газеты Проханов известен своими литературными экспериментами по созданию синкретичного национал-патриотического культа на основе православия в его наиболее консервативно-охранительной форме и прославления Сталина.

РПЦ оперативно отмежевалась от этого события. В пресс-службе Белгородской митрополии заявили, что изображение не является иконой, хотя и выполнено в иконописном стиле: «Во-первых, никто из изображенных на ней исторических персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых. Во-вторых, некоторые из изображенных на данной картине были откровенными гонителями Церкви». Сталин «никогда не был канонизирован, поэтому его так называемая икона однозначно неканонична», — сказал «НГР» председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «Можно относиться к нему позитивно, можно даже его почитать, но молиться ему более чем странно», — добавил священнослужитель.

Литию Сталину совершил некий «афонский иеромонах Афиноген», фамилия и юрисдикция которого не сообщается. Белгородская митрополия отвергла его причастность к местному клиру, а протоиерей Всеволод Чаплин добавил, что этот «священник не известен Русской церкви». «Священник имеет право служить только в пределах своей епархии, поэтому то, что он совершал на Прохоровском поле, неканонично», — добавил председатель ОВЦО.

В Церкви не считают эти действия пришлого иеромонаха глумлением над сакральными христианскими символами. На «иконе» в композиционном и смысловом единстве с группой большевиков изображена Богоматерь. Мы помним, что неподобающее обращение к Богоматери в храме Христа Спасителя несколько лет назад вызвало болезненную реакцию у церковных активистов и руководства РПЦ. «Я бы не сравнивал этот случай с классическим богохульством, это не намеренное кощунство, это случай псевдорелигиозного заблуждения. Приравнивать его к тем антирелигиозным акциям, которые совершали в храме Христа Спасителя или участницы группы Femen, не стоит», — ответил на вопрос «НГР» Всеволод Чаплин.

В среде православных верующих неоднократно предпринимались попытки создавать квазииконические изображения Григория Распутина, Ивана Грозного и других исторических персонажей со зловещей репутацией. Культуролог Роман Багдасаров, который занимается проблемой соотношения канонов и авангарда в религиозном искусстве, считает, что РПЦ состоит из групп с самыми различными взглядами на природу сакрального и объединяет их только «монополия на православие», которое негласно закреплено за этой организацией. Причем многие исследователи считают, что само это сообщество не наследует дореволюционной Церкви, но заново сконструировано тем же Сталиным в 1943 году в политических целях.

Напомним, что это не первый случай, когда совершаются действия, имитирующие православное богослужение, перед изображением отца народов. Так, в 2008 году настоятель одного из храмов в Стрельне под Петербургом игумен Евстафий (Жаков) выставил для поклонения икону, на которой был изображен Сталин, получающий благословение блаженной Матроны Московской. Тогда по требованию верующих икона была удалена из храма, Санкт-Петербургская епархия назвала действия священнослужителя «самочинием», и вскоре игумен покинул пост настоятеля.

Нынешний случай поклонения Сталину совпал с кампанией по реабилитации генералиссимуса, которую затеяли общественные активисты в разных регионах России.

Она началась в декабре 2014 года, когда стартовала подготовка к празднованию 70-летия Победы, и достигла апогея в первые дни мая с.г. Билборды и баннеры с изображением Сталина появились практически одновременно в Екатеринбурге, Краснодаре, Ставрополе и Перми. По Петербургу некоторое время ездили автобусы с портретами вождя. Эту передвижную агитацию окрестили «сталинобусами». Появились инициативы по установке памятника генералиссимусу, например, в Екатеринбурге. В Ставропольском крае такой памятник установили на частной территории. В эти дни обсуждается, как поступить с организацией «Родительское всероссийское сопротивление», которая распространяла в школах Петербурга стенгазету, где говорилось о «грандиозных успехах» сталинской политики.

Очередное явление Сталина народу вызвало противоречивую и острую реакцию у общественности. В разных городах произошли случаи порчи и даже похищения билбордов и баннеров, звучали протесты.

В Екатеринбурге против пропаганды образа вождя выступила общественная православная группа, формирующаяся вокруг «Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке».

Однако, как показал опрос Левада-Центра, стало меньше тех россиян, кто относится к Сталину с неприязнью, отвращением и страхом. «Если в начале нулевых годов преобладало негативное отношение к его личности, то в настоящее время большая часть опрошенных (39%) оценивает ее положительно. Из них 30% испытывают уважение, 7% - симпатию, 2% - восхищение», — рассказала Интерфаксу эксперт Карина Пипия.

На развитие этой тенденции, особенно накануне 70-летия Победы, отреагировал председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). «Мы знаем, что есть историческая заслуга всех тех, кто со стороны нашего государства вел войну, чтобы мы победили, а не проиграли, и этой заслуги нельзя умалять, — сказал он в эфире Первого канала. — Но то, что были многомиллионные жертвы, репрессии, то, что был геноцид собственного населения, — это все было. Мы не можем и не должны закрывать на это глаза». «Я думаю, что, для того чтобы кому-то отрезвиться, надо съездить на Бутовский полигон на окраине Москвы. Там есть музей, фотографии людей, там рассказывают, что происходило — каждый день привозили и расстреливали ночью по 200−300−400 человек. Я думаю, что этим преступлениям чудовищным оправдания никакого нет. И быть не может», — заключил Алфеев.

На Бутовском полигоне, где в годы репрессий происходили тайные расстрелы, каждый год в середине мая совершает поминальное богослужение и произносит проповеди патриарх Кирилл. Однако он так ни разу не осудил напрямую Сталина и его окружение, пытаясь найти какой-то компромиссный вариант, чтобы не обидеть тех, кому важна роль генералиссимуса в победе СССР над нацистской Германией. Идеологическая конструкция, которую возводят в последнее время в РПЦ, пытаясь примирить память о новомучениках с частичным оправданием мучителей, не выдерживает груза противоречий, выглядит искусственной. С одной стороны, когда патриарх говорит, что солдаты советской армии в годы Великой Отечественной войны «шли в атаку с именем Божиим», это звучит неправдоподобно, потому что слишком очевиден замысел присвоить знаменитое «За Родину! За Сталина!». С другой стороны, патриарх повторяет, что мученики любили Россию всякой, даже такой, жестокой к ним, тем самым призывая воспроизводить эту поведенческую модель.

«К этому человеку (Сталину. — „НГР“) в России относятся по-разному, и не надо использовать странную белгородскую ситуацию, чтобы разыграть верующих людей против тех, кому дорог Сталин. Этот человек очень спорный, в его жизни и деятельности были позитивные и негативные моменты», — заявил «НГР» протоиерей Всеволод Чаплин.

Возможно, за нежеланием Церкви однозначно определиться с позицией по отношению к сталинскому времени стоит уважение к мощи сталинского мифа, укоренившегося в массах. Возможно, его иррациональная сила значительно превосходит влияние Русской православной церкви и тем более отвлеченной христианской доктрины. Корни сталинского мифа уходят глубоко в коллективное подсознательное, где царит идеал державности. Он состоит из многих элементов, находящихся между собой в причудливом симбиозе. Здесь и сакрализация государства, и культ военных побед, и святые юродивые, и сталинские полководцы. Это коллективное бессознательное находится в беспрерывном творческом поиске и время от времени выносит на поверхность общественной жизни различные фантасмагорические проявления вроде служения образу тирана. Церкви приходится с этим считаться.

Насколько облегчится политический и общественный вес Московского патриархата, если изъять из него фундамент сакрализованной державности? Возможно, представив себе это, мы поймем, почему Церковь никогда не пойдет на открытый конфликт со сталинистами.

http://www.ng.ru/ng_religii/2015−06−03/1_stalin.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика