Труд | Наталия Лескова | 30.08.2004 |
…На краю опушки — деревянный домик на «курьих ножках». Чтобы увидеть лесную бабушку, необходимо грозно приказать избушке повернуться «к лесу задом, ко мне передом». Жительница теремка в живописных лохмотьях выскакивает наружу, потрясая метлой, и возмущается: «Кто тут ходит, меня тревожит? Вот печь истоплю и съем незваного гостя!» Правда, старушкины угрозы оказываются сплошной бравадой. Вскоре она сменяет гнев на милость и приглашает в гости — попить чайку с лесными травами, рассказать пару сказок, в которых она помогла Иванушке или Аленушке найти правильную дорогу из леса. «А то, что про меня всякие гадости рассказывают, — неправда, не верьте», — говорит вспыльчивая, но отходчивая старушка.
В никому не известный Кукобой уже начали заворачивать автобусы с туристами, следующие по маршруту «Золотого кольца», причаливать пароходы, плывущие по Волге. Особенно интересно здесь детям.
— Здорово! — улыбается 8-летний Алеша Несмеянов, приехавший сюда из Челябинска. — Баба Яга не страшная, она веселая и прикольная! Она меня баранками и вареньем угощала. А печки, в которой она детей жарит, у нее и нет.
Зато у кукобойской ведьмы имеется ступа с метлой, сундук с колдовскими приспособлениями вроде шапки-невидимки и скатерти-самобранки, на стенах сушатся травы, а в банках, как она уверяет, хранятся настойки из мухоморов и прочие зелья. «Попробовать не дам — еще не настоялись!» — отвечает старуха любопытствующим.
Идея назвать Кукобой родиной сказочной ведьмы и развивать деревню как туристический объект родилась у руководителя отдела культуры администрации Первомайского района Анатолия Бредникова. Инициативу поддержал губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. Больших денег не потребовалось: избушка небольшая, строили всем селом, а играть в самодеятельном спектакле полно желающих. Причем совершенно даром. В Кукобое нет радио, да и телевизор не в каждом доме. Клуб закрыт уже много лет, смотреть кино изредка ездят в райцентр Первомайский. Музей Бабы Яги стал здесь единственным развлечением.
— Мои дети уже с утра бегут к Бабке Ежке, — рассказывает местная жительница Татьяна Молодкина. — Нет теперь проблемы, чем их летом занять.
Но настоятель стоящего неподалеку Спасского собора отец Александр считает, что реклама Бабы Яги — чистой воды язычество и чертовщина.
— Ничего хорошего за всю свою жизнь эта ведьма не сделала, — рассуждает батюшка. — Живьем людей в печи жарила, колдовала, с нечистью водилась. Хорошо ли православным людям к такому персонажу в гости ходить? Это грех.
Прихожане провели сход, после которого отец Александр и матушка Евгения заявили чиновникам районной администрации, что Бабу Ягу рядом с храмом не потерпят.
Организаторы проекта готовы идти на уступки. Они решили перенести избушку в самую чащу леса — подальше от глаз верующих и поближе к сказке.
— Сказка — ложь, да в ней намек, — рассуждает ярославский краевед, кандидат исторических наук Леонид Астахов. — Кукобой — место загадочное. В начале XX века купец Иван Воронин, выходец из здешних мест, решил отдать дань малой родине — предложил крестьянам провести сквозь леса и болота от Кукобоя до Пошехони железную дорогу. Но селяне отказались: грузы и так сплавляли по реке Ухтоме. Зато попросили новый храм, хотя в селе уже была небольшая церковь. О причинах своего решения заявили прямо: болотная нечисть одолела. Здесь с давних времен ходило множество преданий о леших и оборотнях. И сегодня старожилы охотно расскажут вам о домовом, который живет в местной бане, а на Ухтоме, в Хаборовском омуте, якобы обретается русалка. Иван Агапович проникся заботами земляков и возвел Спасский собор, равного которому по красоте, говорят, не просто было и сыскать по всей Верхней Волге. Нечисть убоялась и скрылась. Правда, ненадолго. После революции большевики переделали храм в овощехранилище, а в подвале оборудовали тюрьму. Вновь действующим собор стал только в 1989 году. Так что этому спору, получается, уже не один десяток лет.
Чтобы найти общий язык с церковью, в районной администрации провели собрание с участием представителей турфирм, которые намерены проложить сюда «сказочный маршрут». Однако обещания перечислять процент от туристической выручки на реставрацию собора мнения прихожан и настоятеля не изменили.
28 августа 2004 г.