Русская линия
Официальный сайт Нижегородской епархии Федор Кривцов30.08.2004 

Кинодозор
«Ночной дозор» — ответ советских детей Гарри Поттеру

Оценить специфичность первого отечественного блокбастера в день российского кинематографа, решился корреспондент нашего сайта Федор Кривцов. Данная статья является частным мнением автора. Редакция сайта и Нижегородская епархия за данный материал ответственности не несет.

МОСКВА И ГОЛЛИВУД

Отечественный кинематограф по коммерческим сборам разбил, наконец — таки, кинооккупантов. Впрочем, какой ценой?! Первенец, кажется если и не мертворожденный то, по крайней мере, на здоровое дитяти точно не похож. Сравните «Ночной дозор» с «Властелином колец» или с «Человек Паук 2», многое станет ясно. Отечественный продукт поражает упадничеством. Главный герой, на которого хотелось бы быть похожим или отсутствует или вовсе не представляет добро. Мы часто ругаем Голливуд, но если поставить рядом господина пьяного Городецкого («Ночной дозор») и Питера Паркера («Человек Паук 2»), то сравнения будут не в пользу нашего кино.

ОЩУЩЕНИЯ И ВЕРА

Что касается сознания верующего человека, то могу высказать только лишь личные ощущения. У меня сразу возник образ страданий праведного Иова, на которого сатана напускал беды, только согласовав все заранее с Богом.

Почему одним везет в жизни за другими идет беда, почему у одних широкая душа и теплая улыбка, а другие еле сдерживают себя от преступления — возникает вопрос, промежуток ничем незаполненного пространства между принятием фатализма или действия Промысла Божия и между свободой личного выбора каждого человека. Ведь в конечном итоге в Ветхом Завете единственный Богоизбранный народ получил имя Израиль, что переводится как «богоборец». Новозаветный Израиль т. е. христиане просят Бога: «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.» Т. е.: в искушения вводит нас Бог, однако и избавить от дьявола может только Он. Божественная педагогика такова, что не было бы счастья, да несчастье помогло — один из важнейших принципов жизни. Искушения от Бога здесь более похожи на «Вредные советы» Г. Остера.

Нам не дано понять для чего происходит все именно так, но мы знаем, что остаться человеком в этой жизни это единственный шанс стать другом Божиим, стать по настоящему иным.

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ

У каждого поколения своя ностальгия всему свое время, сейчас время грустить по восьмидесятым. Современное увлечение восьмидесятыми в фильме проявилось как-то очень по детски, даже можно сказать по-советски. По всему чувствовалось, что фильм делали бывшие пионеры. Вся мистика фильма раскладывается на детские страшилки («Маленький мальчик нашел пулемет…»), на трактовку детства и юности антихриста в фильме «The Omen» 1976 года и книгу «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» Эдуарда Успенского, в который на гребне последнего десятилетия господства пионерской организации автор вывел на бумагу мистические страхи советских детей. Впрочем, попытка использовать массовое подсознательное, детское и забытое, для создания культового кино, кажется, не удалась.

Ничего общего с реальным религиозным мистицизмом фильм не имеет. Даже главная тема фильма — противопоставление Света и Тьмы всего лишь борьба двух спецслужб, опять же вспомнились 80-е и фраза Рональда Рейгана сказанная в адрес СССР ставшая штампом: «Империя зла».

Патриотизм — пожалуй, главный ингредиент кинокартины, именно он вкупе с необузданной рекламой фильма обеспечил кассовый прорыв. Первый фильм он всегда первый на него нужно идти. Это уже после будут довольные и разочарованные, после. В фильме патриотизм, конечно, присутствует, как никак судьба вселенной зависит от того, что произойдет в Москве, но вот что касается эпического героя представителя света и добра — здесь полная беда. Судьба всех добрых начинаний темна и красива как произведения Салтыкова Щедрина.

Кинокартина является экранизацией книги одного из самых популярных авторов современной России. Это однако, никак не украшает фильм, поскольку все темы уже написаны известны и многим порядком поднаскучили. Фильм никаким откровением не стал, а значит и наш ответ, на их «Матрицу» не состоялся. Это впрочем, только радует то что «Ночной дозор» не станет культовым фильмом, а я надеюсь, он им не станет, только сохранит многие души от бессмысленной агонии фанатов нового продукта массовой культуры, фильм не превратится в религию. Судя по автору, если бы фильм был действительно высококачественным, если бы спецэффекты не напоминали американское кино 80-х, то языческие концепции современных фэнтезийных писателей обрели бы армию новых адептов.

ВОПРОСЫ ПРИ ПРОСМОТРЕ

— Почему Антон Городецкий некоторых вампиров видит, а некоторых нет?

— Зачем рекламируют МТС, 1 канал, кофе и пельмени?

— Почему когда вырубили на станции свет, он погас и у машин?

— На какой высоте должен лететь самолёт, чтоб в турбину попала ворона?

— Почему так долго самолет летит от Ватутинок до Шереметьево?

— Почему самолет с горящей турбиной летит через город?

— Что делает диспетчер на станции, если давление возрастает уже через пару секунд после впадения в шок?

ОТЗЫВЫ ПРАВОСЛАВНЫХ

Если вас интересуют мнения православной общественности о фильме, загляните на православный форум диакона Андрея Кураева.

P. S.:

Рембрандт в 1642 г. написал одно из самых знаменитых своих полотен — «Ночной дозор». Но самое известное полотно художника все-таки стало полотно на тему библейской притчи «Возвращение блудного сына» (1669 г.). Хотелось бы верить, что отечественное кино выйдет, наконец, из фестивального в народное оставшись при этом искусством самобытным и чистым.

27 августа 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика