Русская линия
Православный Санкт-ПетербургИеромонах Ростислав (Якубовский)20.08.2004 

И в Оптиной растаял лед

После Вознесения Господа Матерь Божия часто приходила ко святому Гробу Господню. И однажды ей предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении в жизнь вечную. Богородица молилась, чтобы Господь послал к Ее кончине апостолов, проповедовавших Евангелие по всему миру. И Господь чудесным образом собрал их к Ее одру. Внезапно воссиял Божественный свет, и сошел Сам Царь Славы Христос, принявший душу Богоматери на Свои Божественные руки. Апостол Фома, не присутствовавший при погребении Пречистой Девы, придя ко гробу, горько плакал, что не удостоился прощания с Нею. Апостолы, утешая его, решились открыть пещеру: в гробу лежали одни погребальные пелены; так апостолы убедились, что Божия Матерь вознесена на Небо.


Успенский храм подворья Оптиной пустыни в строительных лесах — идет реставрация. Если, собравшись духом, подняться по лестницам к самому верху купола, который мастера-реставраторы покрывают сусальным золотом, кажется, что отрываешься от мелочных земных проблем и невзгод, чувствуешь себя сродни вольному ветру и легкокрылым облакам. Настоятель — иеромонах Ростислав (Якубовский) иногда поднимается сюда, смотрит за ходом работ; вот когда пригодились полученные в миру художественное и строительное образование. О. Ростислав рассказывает:

— Я пришел сюда в 1992 году и первым моим послушанием была реставрация икон. В то время богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе. В конце 1993 года я принял иноческий постриг, а в 1996 был назначен настоятелем, после того, как в Даниловом монастыре Святейшим Патриархом был рукоположен во священный сан.

— Я обратила внимание на то, что нередко монастырские храмы освящены в честь Успения Божией Матери. Отчего так?

— Во-первых, Пресвятая Дева — покровительница всех монашествующих, высший пример целомудренной жизни. Ее Успение — это тот образ, к которому направлены все чаяния монаха — встреча со Христом в момент смерти. Богослужение праздника Успения необычайно умилительное. Думается, что и не только поэтому у нас столько Успенских Лавр, монастырей и храмов.

— А что делается на подворье в преддверии праздника?

— Мы не привязываем жизнь на подворье к конкретным датам. Велик соблазн что-то сделать быстро, в ущерб качеству. К празднику лучше подготовиться так, как это предписано церковью, — постом и молитвою. Что касается работ по воссозданию первоначального облика храма, то тут все идет своим чередом. Только над восстановлением живописи у нас трудятся более двадцати реставраторов. На куполе храма позолотчики приступили к золочению верхнего орнаментального декора. В октябре мы хотим снять леса с центрального купола.

— Расскажите о визите Патриарха на подворье в июле этого года.

— Святейший Патриарх Алексий является священноархимандритом нашей обители и посещает подворье в четвертый раз. Ходом восстановительных работ он остался доволен.

— Батюшка, понятно, для чего нужны монастыри, но монастырские подворья… каково их назначение?

— Обычно монастыри создаются в местах уединенных, вдали от городской суеты. Не случайно наименование некоторых из них — пустынь. Однако получается так, что некоторым из насельников монастырей приходится бывать в городах, это вызвано необходимостью посещать митрополию или же находить потребное для экономики монастыря. Посещение города всегда разорительно для души монаха, поэтому и создаются такие островки монастырской жизни в наших городах. Жители города, в свою очередь, имеют возможность соприкоснуться с жизнью монастыря. Когда-то необходимость подворий в Санкт-Петербурге была обусловлена еще и тем, что в городе находился Священный Синод и митрополитам и епископам часто приходилось бывать в столице Империи. Киевский митрополит, будучи постоянным членом Священного Синода, останавливался на постой в псковском архиерейском доме, который впоследствии и приобрела Киевская Лавра для постройки на этом месте своего митрополичьего подворья. В 1991 году бывшее подворье Киево-Печерской Лавры было передано Оптиной пустыни.

И у нас в начале 90-х годов подвизался иеромонах Зосима, откомандированный сюда из Оптиной. Войдя впервые под своды Успенского храма, он в удивлении застыл. Объяснил, что когда случалось еще в миру смотреть передачи о наших прославленных фигуристах, видел, как машины, чистящие лед, утыкаются в какие-то колонны… «Откуда в тренировочном зале колонны, зачем?» — недоумевал он. А это были колонны Успенской церкви, в которой при советской власти устроили летний каток с искусственным льдом…

Что касается деятельности нашего подворья… Это и помощь монастырю материальными средствами, и просветительская работа — в нашем книжном магазине можно купить книги и брошюры как изданные Оптиной пустынью, так и книги об Оптиной. Также мы занимаемся образовательной деятельностью: на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15 000 книг, видео-и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины.

В Выборгском районе области у нас еще есть около 200 гектаров земли, где уже построены жилые корпуса, имеется техника, разбит сад — 500 плодовых деревьев, держим пасеку, обрабатываем землю. На этом хозяйстве сейчас живут и трудятся около 40 человек. Держим кое-какую скотинку — это 15 коров, две лошадки, козы, свиньи, страусы… Страусов у нас 10 штук. Весьма выгодная сельскохозяйственная птица. Яйца несут весом в полтора килограмма, мясо используется в пищу, кожа и перья тоже используются. Дети, да и взрослые в восторге от общения с таким интересным созданием, ведь у нас в зоопарке их нет. Скорлупу можно расписать к празднику Пасхи или повесить над подвесными лампадами в храме, как это делается издревле в греческой церкви.

Там мы готовимся к строительству храма во имя преподобного Амвросия Оптинского, на что уже получено благословение Его Святейшества. Именно за городом нам бы хотелось наладить уставное житие братии, так как в городе это сопряжено с большими трудностями — до сих пор бывшее монастырское каре заселено жильцами, порой весьма «далекими от идеала».

— А как же такое явление как «монашество в миру»?

— Мне кажется, что сейчас синонимом такого словосочетания могло бы быть «монашество без руководства» или «самочинное монашество». Это имело место в то время, когда страной руководили коммунисты — монастыри разрушались, верующие преследовались. Когда же сейчас постригающими благословляется такая форма несения ангельского чина, то это весьма странно. Порою нелепо слышать на весь храм реплики: — Пропустите меня! Я тайная монахиня!

Мы надеемся, что со временем у нас здесь, за городом, сформируется монастырское сообщество, а в городе правильней все-таки расширять функции подворья как духовно-просветительского центра.

N 151, август 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика