Русская линия
Росбалт Станислав Белковский11.08.2004 

Россию спасут православные политики

За продвижение идей Православия в качестве государственной идеологии России теперь взялись не только партия «Родина» и представители Русской православной церкви (РПЦ), но и политологи. Новую структуру «Корпорация православного действия» (КПД) создал президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. В организацию вошли также видные представители РПЦ. КПД намерены выявлять политиков православной ориентации и всячески их поощрять, чтобы сформировать новую политическую и деловую элиту. Белковский объяснил корреспонденту «Росбалта», что таков русский ответ американской идеологии рынка.


— Станислав Александрович, вы всерьез собираетесь возродить идеологию середины XIX века «Самодержавие, православие, народность»? А Путин видится вам Николаем Первым?

— Я не стал бы примитивизировать постановку задачи. В той или иной мере формирование государственной идеологии, опирающейся на знаменитую уваровскую триаду, есть залог выживания России в перспективе ближайших 15−25 лет. Президентские полномочия же Владимира Путина истекают в 2008 году. Это зрелый политик с хорошо понятной идеологией, и видеть его иным, нежели он есть на самом деле, было бы непростительной наивностью.

— Вы говорите о необходимости формирования православной элиты России. Кто те политики и бизнесмены, из которых вы предлагаете ее создать? Это попытка сформировать некую новую аристократию?

— Элита 1990-х годов была носителем вполне внятной, целостной идеологии и, соответственно, программы трансформации России. А именно — превращения России в провинцию Великой Америки. Все, что хорошо для Америки, хорошо для России, — таков базовый тезис элиты минувшего десятилетия. Мы же считаем, что Россия должна отстоять свою цивилизационно-культурную идентичность, которую, кстати, признавали крупнейшие мыслители XX века. Соответственно этой цели может и должен быть сформулирован новый национальный проект, в отсутствие которого страна не дотянет до 2025 года. Как и у американского проекта 1990-х, у этого проекта должны быть а) идеологическая и смысловая основы; б) национальная элита как носитель проекта. Мы исходим из того, что Россия — страна православная, Православие сыграло огромную роль в формировании облика нашей страны, нашего народа. Следовательно, новый проект может возникнуть только на базе Православия. А Русская Православная Церковь и находящиеся в ее орбите светские институции станут центрами кристаллизации новой элиты. Об аристократии здесь речь не идет; «элита» и «аристократия», как вы, вероятно, знаете, отнюдь не синонимы.

— В Конституции России сказано, что мы светское государство. Вы же предлагаете Православие в качестве почти государственной идеологии с преподаванием в школах?

— В России — 20 миллионов мусульман. И на территории тех муниципальных образований, где исламское население преобладает, решением муниципалитетов может вводиться преподавание «Основ Ислама». На большей же части территории России представляется уместным, оправданным, наконец, просто необходимым преподавание «Основ Православия». Хочу заметить, что Православие и Ислам достаточно близки; наш общий Бог — Бог Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому у православных и мусульман гораздо больше оснований для альянса, нежели для вражды. Христианско-исламское противостояние во многом привносится в современный мир Соединенными Штатами, которые сами являются носителями уже не христианского, но пантеистического постхристианского проекта, произрастающего из радикального протестантизма и философии «смерти Бога».

— Почему вы говорите о «провале американского проекта», и почему европейский либерализм, как вы полагаете, безнадежно устарел?

— Проект превращения всего мира в американскую провинцию, глобальной унификации, разрушения цивилизационно-культурного многообразия мира потерпел крах. Яркий пример тому — иракская война. Несмотря на огромное превосходство в материальных ресурсах, кажущееся всесилие американской машины подавления, Соединенным Штатам так и не удалось взять под контроль Ирак. И исламский фактор в иракском сопротивлении играет сегодня ключевую роль. Больше того: иракская война спровоцировала переход в мягкую стадию бунта Старой Европы, средоточия Христианства, «страны святых чудес», против унификационного тарана американского радикального протестантизма, «религии Матрицы». В очередной раз история дала подтверждение древнему тезису о том, что для человека как создания Божия собственная вера и преодоление одиночества, порожденного грехопадением, гораздо важнее, чем гамбургер и пластиковый стакан, наполненный кока-колой. Да и на выборах в России в 2003 году победили отнюдь не силы, олицетворяющие (по крайней мере, на уровне электорального восприятия) американский проект.

Что же касается либерализма, то в последние годы он переживает объективный кризис, и источник этого кризиса — США, не способные справиться с различными проблемами и угрозами в рамках либерального мироустройства. Сокращается пространство свободы слова — недавнее закрытие корпункта «Аль Джазиры» в Багдаде тому пример. Фактически ликвидируется свобода перемещения: сегодня получить визу в США или Евросоюз для «внешнего» (например, российского) человека куда сложнее, чем 10−15 лет назад. Либерализм во многом оказался блефом, способом вуалирования исключительного господства «золотого миллиарда». И сегодня либерализм убиваем не бессубъектными силами «мирового терроризма» — от либеральной доктрины отказывается флагман «свободного мира». Стало очевидно, что доктрина «либерального конца истории» несостоятельна.

— Одна из главных идей православия, как известно, покорность. Но как эта идея сочетается с идеями демократии и необходимостью прогрессивного развития государства, когда напротив важно стимулировать личную инициативу?

— Развернутая дискуссия о содержании понятий «покорность» и «свобода воли», на мой взгляд, не вполне уместна в рамках данного интервью. Тем не менее, хочу сказать, что только вера в Бога и христианская любовь, обретаемые благодаря действию благодати Господней, выводят человека из плена греха. Поэтому Православие есть основа для подлинного освобождения нашего народа, выхода его из «дома рабства». Хочу отметить также, что и в истории нашей страны, и в истории Европы христианство традиционно играло активно освободительную и социально мобилизующую роль.

— Идеи КПД очень похожи на идеи блока «Родина». В дальнейшем вы намерены как-то помогать Дмитрию Рогозину в его политической карьере?

— Я во многом солидарен с идеологией блока «Родина», но КПД не имеет к этой политической структуре никакого отношения. И не может иметь, поскольку мы не вправе обслуживать какие-либо политические интересы. Тем не менее, те политики, которые открыто заявляют о православном возрождении как о цели своей деятельности, могут рассчитывать на нашу поддержку.

Беседовал Алексей Левченко


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика