Русская линия
Liberation Марк Семо03.08.2004 

Двадцать тысяч лье под землей
Пещерная цивилизация Каппадокии

Среди камней можно увидеть то черепки глиняных мисок, то горлышко амфоры, то обломок кувшина, еще хранящего следы краски. Гора возвышается посреди огромного Анатолийского плато (восток Турции). Наш гид пытается сориентироваться. После некоторого промедления он, наконец, находит дыру с краями правильной формы. Это вход в туннель, высоты которого достаточно, чтобы здесь мог пройти человек. Горло заполняет запах сырости.
Метров через пятьдесят в свете фонарей мы видим большой каменный диск. Этот блок весом в полтонны закрывает вход в подземный город. Чуть впереди перед нами возникает прорубленный в скале огромный зал: отсюда берет начало еще несколько туннелей, ведущих еще глубже в толщу горы.

«Некоторые из них ведут в тупик, другие представляют собой ловушки: совершив поворот под прямым углом, человек падает в пропасть. Этот лабиринт галерей представлял собой систему обороны», — поясняет Мехмет Борахан Билен, молодой гид, страстно влюбленный в археологию. На протяжении двух тысячелетий — при хеттах, потом при греках, римлянах, византийцах, и, наконец, тюрках, — в Каппадокии развивалась пещерная цивилизация. Здесь были построены многочисленные подземные города-убежища, церкви на скалах и жилые дома, устроенные в пещерах.

Странный урбанизм подземных глубин. Уже открытый учеными, но еще не приспособленный для туристических визитов, подземный город в окрестностях Сивасы хранит много тайн, так как некоторые его галереи до сих пор не разобраны. В нескольких километрах отсюда, сразу за деревней, начинается второй лабиринт. В этой местности обнаружено еще 36 крупных подземных городов.

«Всего их было около 200, а может быть, и больше», — говорит археолог Мурат Гюльяз, директор музея, находящегося в городе Гёреме — в самом сердце Каппадокии. Были времена, когда каждый город и даже каждая деревня имели своего подземного «двойника». Большинство из них было построено в VIII веке. Здесь местные жители скрывались от набегов арабских, а затем — монгольских и тюркских племен, которые опустошали этот богатый регион, находившийся на перекрестке Шелкового пути — главной торговой артерии между Западом и Дальним Востоком.

Некоторые убежища насчитывали до полудюжины пещер: впоследствии в них стали хранить бататы — главное богатство этого плодородного, хорошо орошаемого плато. Другие подземные галереи представляли собой настоящие города. Один из них, Деринкую, сохранился лучше остальных, и любознательный турист легко создаст впечатление о его структуре.

Вызывает удивление этот странный глубинный урбанизм, который, совершенствуясь на протяжении веков, позволял сотням людей неделями прятаться под землей. Уходя под землю на глубину более 60 метров, сеть галерей спиралью вьется вокруг вентиляционной шахты, которую с поверхности земли увидеть трудно. Есть здесь и складские помещения, и силосные башни для зерна, и мельничные жернова для превращения его в муку, и общие кухни, и огромные резервуары для воды, масла и вина. Здесь можно увидеть комнаты, предназначенные для семей, и даже отхожие места.

В глубине подземного города располагались центры власти, «дворец» повелителя и церковь — просторный зал с колоннами, на которых видны высеченные в камне кресты. «Церкви в городах-убежищах имеют минимальный декор, так как все деньги шли на обустройство галерей, и приглашать художников из Константинополя было уже не на что», — говорит Мехмет Борахан Билен. Тем не менее каменные часовни, вырубленные в многочисленных туфовых долинах плато, украшены великолепными византийскими фресками. Самыми знаменитыми и часто посещаемыми являются скальные монастыри Гёреме, превратившегося в музей под открытым небом. На многих фресках изображения Христа и святых в османскую эпоху были обезображены фанатиками, которые, возмущенные «идолопоклонством», «выцарапали» им глаза.

На скалах, окружающих деревни, возвышаются тысячи голубятен. На этой таинственной земле голубь является символом мира не только для православных христиан, но и для мусульман. В средневековье «ашики» — бродячие певцы и дервиши средневековья, странствовавшие по Анатолийскому плато, охотно превращались в этих птиц с бежевым опереньем, чтобы скрыться от преследователей. Вдохновленные идеями суфизма, они воспевали свое восхищение перед творением Создателя, бросая вызов властям и фанатикам ислама…

Опубликовано на сайте «Inopressa».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика