Русская линия
Православный женский журнал «Славянка» Руслан Гайсин05.07.2004 

Храм аланской национальности

В самом центре Москвы в десяти минутах ходьбы от Красной площади — сердца нашей Родины — скромно расположился Храм Аланского подворья. В народе его называют Аланской церковью. Зданию присвоен статус памятника архитектуры — оно охраняется государством.

Впервые об Аланской церкви мне довелось услышать четыре года назад от коллеги, только-только вернувшегося из столичной командировки. В его материале о футбольном матче рассказывалось о том, что настоятель церкви — отец Саурмаг — благословлял ребят из фан-клуба «Аланские барсы» на очередной матч чемпионата — Спартак" - «Алания». Спустя два года мне удалось познакомиться с самим Саурмагом Баззаты, причем опять же благодаря футболу — пересеклись после очередного московского матча «Алании». Вот только посетить саму церковь в московской суете и вечной нехватке времени в столичных командировках, к своему стыду, все никак не удавалось. В этом смысле последнюю поездку в крупнейший российский мегаполис считаю весьма удачной.

Сильно преувеличу, если скажу, что Китай-город мне хорошо знаком. Но окрестности, прилегающие к одноименной станции метро, достаточно изучены мной за время регулярных посещений редакции «Советского спорта». Рядом со зданием, где размещается прославленная газета, которая в будущем году отметит свой 80-летний юбилей, — одна из двух московских синагог. Если в Китай-городе поинтересоваться у первого же встречного о месторасположении синагоги, уверен, ответ последует незамедлительно: «Большой Спасоглинищевский переулок».
Аланский храм совсем неподалеку — на Солянке, в пяти минутах ходьбы. Мне же с приятелем, пошедшим окольными путями, пришлось искать его минут 30. Об Аланском храме здесь практически никто не знает. Может быть, потому, что церквей здесь много, и которая из них Аланская, наверное, скажут лишь единицы. Кто-то даже слово «аланский» впервые услышал от нас. На наше счастье, случайно встретились церковные служители. Кому, как не им знать, где именно находится Аланский храм. Но и батюшки были в небольшом замешательстве. Церковь-то они вспомнили, но по другому названию — Храм Пресвятой Богородицы. А через минуту кратчайший путь на Солянку указал сотрудник Федеральной службы охраны, зорко следивший за порядком на территории здания Администрации Президент РФ.

Двери храма были распахнуты. О том, что это нужный нам объект, мы узнали за несколько десятков метров от стоявшего у церковного входа молодого человека, в котором мы быстро распознали лицо аланской национальности. Мужчина лет 30−33 представился Русланом, по-свойски пригласил нас внутрь. В недавно отремонтированном здании было достаточно прохладно. Но чувство внутреннего уюта не покидало нас ни на минуту за время почти полуторачасового пребывания. Как глубоко верующего человека, в церквях меня всегда посещает чувство внутреннего спокойствия. Здесь подобное чувство словно удвоились — может быть, просто от того, что на чужбине я оказался в родной, аланской, атмосфере.
Ремонт части здания церкви стоил немалых усилий отцу Саурмагу. Несколько лет назад здесь располагалась женская клиника с широким спектром косметических услуг. Затем здание вернули Русской Православной Церкви, которая, в свою очередь, вверило ее аланской диаспоре.

Титанический труд Саурмага Баззаты позволил привести часть церкви в божеский вид. Здесь не проведено отопление, поэтому в зимний период церковь преимущественно не работает. На Пасху двери вновь распахнулись. Как рассказала нам служительница церкви, народу пришло столько, что было не протолкнуться — пожаловали московские осетины. Отрадно, что наши земляки предпочли встретить Святую Пасху в родном храме. В дни служб, которые проводятся только по воскресеньям, сюда приходят несколько десятков прихожан. В рабочие же дни здесь немноголюдно.
Мы оказались в обеденное время понедельничного дня. Понедельник — день тяжелый. Редко, кто в этот день думает о духовном. Москва — город-суета: все куда-то спешат, всем куда-то надо успеть… Некоторые прохожие, очевидно, наиболее набожные, останавливаются, крестятся, идут дальше. И лишь совсем немногие заходят на минутку, поставить свечку и отправиться дальше.

Это здесь, внутри храма, — островок спокойствия и тишины. Можно прислушаться к треску горящей свечи, остановить взгляд на миролюбиво тянущейся к потолку струйке дыма… А там, за стеной, жизнь бурлит. Поэтому, чтобы перебраться на ту сторону узкой улицы Солянки, дабы отщелкать пару кадров фасада, требуется предельная концентрация — все-таки хочется привезти домой репортаж, а не попасть под колеса авто, резво мчащихся со скоростью, кою не всякий раз увидишь на гизельском участке трассы Владикавказ — Алагир.

Оптика фотоаппарата останавливается на куполе храма. Чуть ниже, на колокольной площадке, установлен деревянный крест. Настоящий храм лишен изысков. Выглядит он более чем бедно. На многих участках стен потрескалась штукатурках. Очевидно, мастерок и шпатель строителей не проходили по ним с момента постройки этого храма. Между тем, у парадного входа прибита доска, из которой явствует, что настоящее здание является памятником культуры и архитектуры и охраняется государством. Однако охранные функции государства ограничены упомянутой табличкой.
Встретив сожаление по сему поводу на наших лицах, для полноты ощущений Руслан предлагает осмотреть нам весь храм. Лишь третья его часть была отремонтирована. А там, за стеной, настоящая разруха. Давно посыпавшаяся облицовка, сырость, хлам, такое впечатление, что здание только-только пережило войну, — словами не передашь эту картину. С приятелем дружно ахаем. Однако Руслан советует нам не делать этого, поскольку еще недавно сюда вообще невозможно было зайти. Но, как известно, мир не без добрых людей. Пару месяцев назад сюда пожаловал преуспевающий бизнесмен, выходец из Осетии. Походил, посмотрел, а через несколько дней стянул сюда рабсилу. Весь строительный мусор уместился на 130 самосвалах. Но и возможности бизнесмена не безграничны — один в поле не воин.

По разным данным, московская осетинская диаспора насчитывает до 20 тысяч человек! Среди них немало студентов. Но значительная часть московских осетин уже прочно обосновалась в столице, глубоко пустив корни своего бизнеса на благодатной московской почве. А может быть, следовало хотя бы один раз отказаться от очередного вечера и пустить те же 1000 долларов на благотворительность?.. Раз в две недели наша молодежь устраивает себе осетинские дискотеки в каком-нибудь ночном клубе. Любо дорого бывает смотреть на девушек. Парни же щеголяют своими шикарными «Мерседесами» и «БМВ» и прочими изысками автомобилестроения. Что ж, как говорится, дай Бог. Вот только едва ли кто помнит из них, что уровень культурного, духовного и прочего развития определяется не респектабельными автомобилями, а и национальными ценностями, к коим, вне всякого сомнения, можно отнести и Аланский храм. Это — как лицо нашей нации. Одно то, что у нас оно есть, уже хорошо. Но ведь нельзя же забывать и о его внешнем облике. Очень сомневаюсь, что, скажем, у кабардинцев или чеченцев есть в Москве своя мечеть. А у осетин своя церковь есть, причем не какая-нибудь маленькая часовня, а целый храм…

И ходят сюда такие же простые люди, как и служители храма. И пусть пока стены храма остаются без росписи (на это тоже требуются немалые деньги), нет внутреннего убранства, но все же храм живет. Среди прихожан не только осетины. Некоторые из них приносят сюда иконы. Нам рассказали, как проходившая мимо женщина зашла в церковь и оставила здесь икону «Адигетрию Смоленскую», которую чуть ранее приобрела в Храме Петра и Павла. Женщине по имени Валентина за неделю до дня рождения подарили икону. Она не стала сразу же открывать подарочную упаковку, отложив этот приятный миг непосредственно на день рождения. А когда раскрыла, перед взором предстала необыкновенно красивая икона «Неувядающий цвет». Валентина решила, что такая икона должна храниться только в церкви. И принесла ее именно в Аланский храм, хотя ничего общего с Осетией и осетинами не имеет. В тот же день в церкви произошло необычное явление — икона начала благоухать. Но все же самой ценной здесь считается икона Пресвятой Богородицы Охтырская «Умиление». Ее принес сюда сам отец Саурмаг.

Настоятель храма чуть ли не по крупицам собирает церковную утварь и средства на дальнейший ремонт. Все же хотелось бы, чтобы вся площадь храма была приведена в надлежащий вид. А пока мы имеем то, что имеем. Впрочем, и за это спасибо добрым людям.

Храм Аланского подворья покидаем с каким-то необыкновенно приятным чувством. Приятель обещает вернуться сюда, как только вновь приедет в Москву. Ему хотелось бы покреститься именно в Аланском храме.

22 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика