Русская линия
Аргументы и факты05.07.2004 

Возвращение

ВЕЛИЧАЙШАЯ святыня — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии (по-гречески «путеводительницы») вернулась в Россию. После пребывания в Москве в храме Христа Спасителя ее привезли в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру. На то, чтобы поклониться святыне, жителям обеих столиц отвели не слишком много времени. Поджимают сроки — уже 8 июля, в канун празднования Тихвинской иконы Божией Матери, ее должны доставить в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. К храму Христа Спасителя в Москве выстроилась невероятно длинная очередь: от Волхонки до набережной. Пришли тысячи паломников, многие с детьми, в том числе и с грудными. Некоторые принесли цветы. В очереди многие читали и даже пели канон и акафист чудотворной иконе.

По преданию, икону написал евангелист Лука во время земной жизни Девы Марии. В V веке она оказалась в Константинополе. А в 1383 году образ по воздуху перенесся из Византии на Русь и явился в районе Тихвина.

Нелегкий путь

ПОСЛЕ захвата Тихвина фашисты вывезли икону в Псков. Она находилась в закрытом стеклянном ящике в охраняемой оружейной камере немецкой полевой комендатуры. Каждое воскресенье в 9.00 ее доставляли в Троицкий собор. В период отступления немцев святой образ перевезли в Ригу, где хранителем святыни стал латвийский епископ Иоанн (Гарклавс), будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский. В 1944 г. начался заграничный путь Тихвинской иконы Божией Матери вместе с владыкой Иоанном. По морю она попала сначала в Польшу, а затем в Германию.

В 1949 г. икона из Германии попала в США, сначала в Бостон, потом в Нью-Йорк и, наконец, Чикаго. Иоанн (Гарклавс) в конце жизни (он умер в 1982 г.) попросил приемного сына Сергея вернуть икону в Тихвинский монастырь при условии, что монастырь будет восстановлен.

Маргарита Зинич, кандидат исторических наук

Божественный знак

РАССКАЗЫВАЕТ настоятель Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря игумен Евфимий (Шашорин).

— ИНИЦИАТОРОМ возвращения иконы стал начальник российской ГИБДД Виктор Кирьянов. Он сам родом из Тихвина, вырос, можно сказать, на монастырских руинах. Он нашел людей, которые пожертвовали на восстановление монастыря 2,5 миллиона долларов. Организовал передвижение иконы из Америки в Россию.

С этим человеком меня свел Господь. В. Кирьянов пришел поздравить меня с Пасхой, принес кулич и спросил, как у нас дела. Я рассказал в том числе и о том, что икона находится в Америке в семье православного священника Сергия Гарклавса. На что мой собеседник ответил: «Надо поехать и все выяснить». Мы отправились в Чикаго. Выхожу в аэропорту, английского не знаю… И вдруг слышу: «Отец Евфимий!» Бежит матушка отца Сергия и говорит: «Я вас сразу узнала. Большой белый человек с круглым лицом — значит, русский».

— Расскажите о хранителях иконы.

— Многие в России считали, что они вывезли русскую святыню и не отдают. И нам нужно было изменить это мнение. Все эти годы икона была в руках удивительных, благочестивых людей. Приемный сын владыки Иоанна стал священником отцом Сергием. Он в течение 60 лет никогда не оставлял икону одну.

— Что значит возвращение иконы для России?

— Когда икона находилась в Константинополе, она была хранительницей Византии. Однажды новгородские купцы пришли к патриарху Константинопольскому. Они сообщили, что в их краях появился образ Богородицы, и описали его. Патриарх подтвердил, что это тот самый образ, который был в Византии и покинул ее пределы «за гордость, братоненавидение и неправды народа». Я думаю, что пределы России в годы войны икона покинула по тем же причинам. Ее возвращение — это божественный знак для нас, что мы, россияне, идем по правильному пути — к братолюбию и вере.

Ольга Минаева

«Штурм» монастыря

СЕЙЧАС Тихвинский Свято-Успенский монастырь похож на муравейник. Местные жители не дадут соврать: монастырь освещен ночью, как Невский, и работа не затихает ни на минуту. Льет дождь — работают под крышей, очищается небо — доделывают наружные объекты. Работы безумно много. Парень с татуировкой во все предплечье висит на куполе Успенского собора — проводит консервацию свежей кровли луковиц. Хрупкая девушка укладывает булыжную мостовую возле собора. Кто носит бревна, кто катит тачку с раствором или с кирпичами. Одни красят, другие очищают слой старой краски, третьи строгают и пилят… Возле одной из башен стоит пожарная машина: эмчеэсовцы тренируются перед праздником (в боевую готовность будут приведены и пожарные, и «скорая», и милиция), заодно на максимально выдвинутой лестнице что-то делают на куполе — видимо, помогают докрасить. Кстати, Управление МЧС Ленобласти очень помогает монастырю: это в их армейских палатках сейчас живут рабочие и будут жить паломники.

С одной стороны, приятно видеть такой энтузиазм. С другой — подобная штурмовщина за несколько дней до праздника наводит на мысль, что все делается в спешке, качество работы наверняка оставляет желать лучшего (пример такой работы — гонка на объектах к 300-летию Петербурга, после чего опять весь центр в лесах).

В монастыре работ еще на несколько лет, а Тихвин с его старыми деревянными, кое-где наспех покрашенными домами процветающим не выглядит. Оптимистично настроенные горожане и паломники утверждают, что с возвращением Одигитрии жизнь в городе и в монастыре изменится к лучшему. Дай-то Бог. Но и поговорку забывать не следует: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Татьяна Хмельник

N 26, 30 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика