Русская линия
Вера-Эском Евгений Суворов25.06.2004 

Два дня в Ухте

6 июня, воскресенье. В городе геологов Ухте — праздник. Освящается первый построенный в городе храм. Здесь, конечно, уже есть два православных храма, но они были перестроены из имеющихся помещений. А этот, построенный по специальному проекту, храм — первый.

Погода в этом году не балует северян. После затяжной зимы и продолжительной весны начало лета выдалось холодным, постоянно идут дожди. Но в день праздника с утра выглянуло солнце, и к храму, стоящему на окраине города, вереницей потянулись люди. Предвидя большое скопление людей, организаторы торжеств вывели на улицу усилительные колонки, и не зря: к концу литургии вся территория вокруг храма была заполнена людьми.

Под звон колоколов владыка награждает строителей и активных прихожан храма грамотами. Прихожане поздравляют светящегося от радости настоятеля Олега Климова, то там, то здесь появляющегося среди собравшихся. Столы со сладкими угощениями и прохладительными напитками. Концерт русских народных песен. От избытка радости под веселую музыку некоторые дети даже пустились было в пляс, но взрослые вовремя их утихомирили, сказав, что они находятся не на дискотеке, а около храма, где надо вести себя благочестиво. Для детей приготовлена еще одна забава — катание на лошадях. Праздник!

* * *

— В начале 2001 года владыка благословил меня продолжать строить каменный Покровский храм, — рассказывает батюшка историю только что освященного храма. — Но он большой, необходимо два миллиона долларов — где я такие деньги возьму? Прошли те времена, когда люди и предприятия оказывали такую большую помощь. Храм заложен был еще в 97-м году, с тех пор сменились два священника, строивших его, но дальше нулевого цикла дело не пошло. Кое-где кладку подняли до уровня первого этажа, а что толку? Сейчас уже пошли вертикальные трещины — больше двух метров — надо все менять. И мы решили поставить рядом с каменным храмом пока маленькую деревянную церковку. Главное ведь, чтобы молитва шла. А будем молиться, потом Господь поможет и большой храм возвести.

На территории близ нашего храма раньше расстреливали людей. «Мемориальцы» решили там стелу установить. Ну, а мы, чтобы можно было по-православному помянуть убиенных, свечу зажечь, стали строить храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. 23 сентября 2001 года владыка освятил закладной камень под новую церковь. 10 ноября 2002 года служили первую литургию в подвальном помещении храма, где был установлен временный алтарь. Год назад на Пасху поднялись из подвала наверх и отслужили первую литургию в самом храме. Радость для всех была неописуема.

— Три года храм строили, — продолжает батюшка рассказ, — только освящать собирались его раз пять, назначали сроки и все откладывали, не успевали доделать. И глубоко символично, что мы его освятили в неделю Всех святых. Потребовалась помощь всех святых, чтобы храм до конца довести. Искушения постоянно шли. Когда крест на храме устанавливали, такое светопреставление началось! Дело было зимой, ураганный ветер, все качается наверху. Пригнали большегрузный огромный кран, подняли крест на купол, все люди наверху, а крест в основание трубы не входит. На земле примеряли, все было нормально, а тут — не подходит. Видно, в трубе дырку проварили и металл внутрь вытек. Я смотрю, у Игоря отчаяние в глазах. Игорь Орлов — наш прихожанин. Он руководитель строительной фирмы «ГИЮС», которая в основном и занималась строительством. Я говорю крановщику: «Сейчас мы крест поставим на основание, а ты будешь крюком крана его прижимать». А там крюк тяжеленный. Крановщик молодец, придавит крест сверху, мы его пошевелим, он, глядишь, и зайдет чуть-чуть. Так, наверное, минут сорок вворачивали его на место. А как спустились вниз, ветер сразу же стих, откуда ни возьмись выглянуло солнце и упало прямо на кресты. Они сияют в солнечных лучах. Такая красота!

— А почему в честь Покрова Пресвятой Богородицы ваш храм вместо каменного владыка решил назвать? — спрашиваю о.Олега.

— Владыка счел должным строительство кирпичного храма ускорить. И назначил ответственным за его строительство другого священника. А нам сказал, что деревянный храм будем освящать как Покровский, а каменный — в честь Новомучеников и Исповедников. Что ж, если так будет называться каменный храм, это к еще большей их славе. Только это дело нужно довести до конца.

* * *

В этот же день вместе с владыкой Питримом отец Олег отправился к своим подопечным — воспитанникам ухтинского психоневрологического интерната. Там находятся не только больные великовозрастные дети, отстающие в своем развитии, но и взрослые. Плюс к ним бывшие заключенные, которые отсидели по 30 и более лет и так и не смогли приспособиться к жизни на свободе. В молельной комнате, которую оборудовал в этом заведении Покровский приход, о. Олега окружили больные люди. Владыка, увидев такое отношение к священнику, спросил болящих: «Что, любите отца Олега?» И в ответ дружно, как в детском саду, раздалось: «Да, любим!»

За те дни, что был в Ухте, я сам не раз мог убедиться, что именно так к нему здесь все и относятся. Да и сам он полон сердечного желания прийти на помощь. Как-то позвонил матушке Наталье, спросил, когда будет о.Олег. «Раньше 11 или 12 ночи он не приходит, — ответила она. — Целый день на требах и храме работает». Так и пришлось мне разговаривать со священником — урывками, между его делами.

Несмотря на то, что храм Покрова Пресвятой Богородицы небольшой и только еще начинает свою жизнь, за три года, пока он строился, вокруг него объединились очень активные прихожане, которые ведут большую просветительскую работу. В этом году с 11 по 27 апреля в помещении воскресной школы была организована первая городская пасхальная выставка, которая затем с успехом прошла у нас в Ухте в Центре коми культуры. Ее посетило большое количество детей и взрослых, многие после этого крестились, стали посещать богослужения. Покровский приход выпускает церковную газету «Колокол», шефствует над Центром развития ребенка, который располагается в детсаде N 40, окормляет «зоны» на Бельгопе и в Сирачое. Отец Олег регулярно навещает эти колонии, служит. Кстати, именно заключенные храма «Всех скорбящих радость» в колонии Бельгоп изготовили резной иконостас для Покровского храма, делают для него восковые свечи, иконы, резьбу. В планах настоятеля — построить большое хозяйственное помещение, в котором будут не только воскресная школа, библиотека, но и мастерские, трапезная. «В конце концов храм Божий — это не только алтарь, — говорит настоятель. — Господь ведь еще и Человеком был, и нам о плоти тоже не надо забывать».

* * *

На следующий день в храме отпевали прихожанку Стефанию. Высохшая новопреставленная старушка лежала в гробу, как невеста Христова. Еле различимая улыбка застыла на ее губах, словно старушка радовалась, что отмучилась на этой грешной земле.

— До последнего дня бабушка стремилась к Богу, хотела очиститься, — говорит мне о.Олег. — Последние полгода у нее очень тяжело болезнь протекала, она переживала нечеловеческие страдания. Даже когда кушать не могла, все просила исповедать и причастить ее — так мы ее одной Кровью Господней причащали. Из Чаши отольем в храме и после службы едем причащать. Как она стремилась к Богу! Она уже и родных-то в конце не узнавала, вставать не могла, а как я приду, пытается встать, благословение взять, плачет: «Батюшка, прости», кается в своих грехах. Последнее время боли у нее очень сильные были, так ей все казалось, что ее бьют. Вот она в этом и каялась.

И вот сподобилась таких благодатных похорон. Тут тебе и отпев в новой церкви со всеми прихожанами и родными, и лития на могилке. Ветер за стенами храма во время отпевания дул так сильно, что перед иконостасом раскачивались лампады. В этот день солнце опять спряталось за тучи, на улице снова стало холодно. По дороге на кладбище, когда машина выехала на окраину города, я обратил внимание на мемориальный памятник рядом с бензоколонкой.

— Здесь часовня будет заложена. Прямо на этом месте расстреливали людей, здесь кругом кости лежат, — объясняет мне дьякон Дмитрий, который тоже ехал с нами. Отец Дмитрий — родной брат о. Олега, также служит в Покровском храме и помогает настоятелю во всех его делах.

Приехали на кладбище. Могилу выкопали в церковной ограде рядом с захоронением матери, над которой вместо памятника возвышается статуя Пресвятой Богородицы. Я было вначале подумал, что мать была католичкой, но нет, вся семья православная. Просто, когда мать умерла, никакого другого памятника найти не удалось, кроме этой статуи. Все родные Стефании до сих пор активные прихожане. Брат Николай вместе с о. Олегом до самой своей смерти служил дьяконом. Отец Олег отпевал и его: «Кроткий был человек. Учил меня. Если что-то я не так делаю во время службы, никогда не скажет прямо об этом, чтобы не обидеть, а только подойдет, спросит: «А почему ты это так делаешь?»

После литии, когда над гробом усопшей появился свежий холмик (сам о. Олег и хоронил свою прихожанку), на могилку водрузили православный крест с Распятием.

Горечи на душе не было, наоборот, какая-то радость в душе. Да и душа усопшей, наверное, утешилась — поделился я своими чувствами с батюшкой и рассказал ему о похоронах моего родного брата, который скончался 11 лет назад. Он был добрым человеком, всем помогал. Проводить его пришло очень много человек. Даже на поминки осталось так много народу, что кормить людей пришлось в три приема: столы длинными рядами накрыли прямо рядом с домом в саду, под цветущими яблонями, вишней. Он словно видел всю эту картину за пятнадцать лет до этого, подробно рассказал маме: «Вот запомни, все так и будет». Все так и случилось.

В том же сне про собственные похороны видел он и еще что-то. Будто бы идет он по какому-то длинному коридору. Сбоку видит дверь, на которой написано «Ад». Прошел эту дверь, дошел до другой, с надписью «Рай». Стал стучаться, но двери не открываются. Стучался, стучался, а потом видит: дети мал мала меньше стоят рядом и говорят: «Пустите нашего папу в рай». Тут двери приоткрылись, и брат вошел…

Самое интересное, что к этому моменту у брата была только одна грудная приемная дочка. Но впоследствии Господь дал ему еще четверых детей. И всякий раз, когда жена оказывалась в положении, родственники уговаривали их отказаться от ребенка, сделать аборт, «не плодить нищету», «подумать о себе» и т. п. Но брат никого не слушал, всех детей, сколько ему Господь дал за его короткую 36-летнюю жизнь, народил и окрестил в церкви. Брат не был святым человеком, любил выпить, повеселиться. Играл на гармошке на свадьбах. Но он был отличным семьянином, верным мужем, и, может быть, за это ему многое простилось…

— Это благодаря детям он попал в рай, — сказал мне после моего рассказа о.Олег. — Ты обязательно напиши об этом случае в газете. Детский голос перед Господом даже врата рая открывает. Они же безгрешные, чистые души.

В новом Покровском храме сразу же около входа есть необычная икона: Господь Иисус Христос держит в ладони окровавленного маленького ребеночка, лишенного жизни в результате аборта. Большие глаза Спасителя полны скорби. Страшная икона. Но, наверное, только так и можно сейчас воздействовать на наши черствые, погрязшие в грехах души. Рядом с иконой — молитва о грехе детоубийства.

Глядя на нее, я подумал, как же тяжело попасть в рай тем, кто убивал своих детей! Я сказал об этих мыслях батюшке.

— Господь может простить любой грех, в том числе и грех аборта, лишь бы человек по-настоящему раскаялся в своих грехах. А я считаю, что самый большой грех — это отчаяние.

— Чем заканчивается Символ веры? — спросил меня о. Олег, и сам тут же ответил: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». А если человек от-чая-лся, потерял веру в спасение — это самое худшее. Никогда нельзя забывать, что милосердие Божие безгранично.

N467 — 20 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика