Русская линия
Тверская жизнь Евгений Петренко16.06.2004 

Небесная защитница Кашина

Вряд ли есть в Тверском патерике персонаж более трагический, чем Анна Кашинская. Среди местночтимых святых она, пожалуй, единственная, кого канонизировали дважды. 12 июня исполняется девяносто пять лет со дня второй канонизации супруги благоверного князя Михаила Тверского.

Анна Кашинская родилась в 1280 году и происходила из семьи ростовского князя Дмитрия Борисовича. Построенный в Твери князем Михаилом Ярославичем Спасо-Преображенский собор стал местом их венчания, которое состоялось, когда Анне было 14 лет. Ее имя впервые появилось в повести о мученической смерти князя Михаила Тверского в Орде…

Точную дату пострига Анны Кашинской в монахини ученым установить не удалось. Известно только, что в 1358 году в письменных источниках она упоминается под именем Софии-монахини. Считается, что в стенах Софийского женского монастыря она произнесла слова монашеского обета. После смерти Тверского епископа Феодора сын Анны Василий Михайлович уговорил ее переехать в Кашин, в свою княжескую вотчину. Прожила она там всего год и скончалась 2 октября 1368 года в пригородной слободе Вход в Иерусалим.

Место погребения княгини долго оставалось неизвестным. Только в 1611 году оно было найдено в церкви Успения Богородицы. К этому времени деревянный храм уже обветшал, церковный помост обвалился, и гроб с телом Анны Кашинской, находившийся под землей, оказался на поверхности. Однако жители не знали, кто нашел здесь свое последнее успокоение, и не оказывали ему должного почтения. Тогда в одну из ночей Анна Кашинская явилась пономарю Герасиму, наказала зажечь перед ее гробом свечу и больше «не попирать его ногами». После того, как Герасим рассказал настоятелю о этом, гроб поставили в церкви на почетное место и возле него стали совершаться многочисленные чудеса исцеления. До первой канонизации Анны Кашинской было зафиксировано сорок одно чудо. В город специально привозили больных из Твери, Углича, Новгорода, других русских городов, и все они находили здесь избавление от тяжких недугов.

В 1645 году в Кашине побывал боярин Стрешнев, а через четыре года царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, распорядился освидетельствовать мощи Анны Кашинской и происходящие возле них чудеса. Что интересно, само освидетельствование, которое проводили архиепископ Тверской и Кашинский Иона и несколько архимандритов из Москвы, сопровождалось чудесами. К гробу супруги Михаила Тверского привезли «расслабленную» жену кашинского посадского человека Богдана Митрофанова, которая сомневалась в святости Анны. И как только она облокотилась на гроб, половина ее тела оказалась парализованной, однако после совершенной во время литургии покаянной молитвы, неверующая была помилована.

Мощи Анны Кашинской были перенесены в соборную Воскресенскую церковь в 1650 году. Тогда же было сложено сказание об их обретении и переносе, а в Москве на состоявшемся соборе она была причислена к лику святых. Однако в житиях и многочисленных агиографических источниках иерархи русской православной церкви заметили ряд несоответствий с летописями. Чтобы разобраться с их происхождением, в 1677 году патриарх Иаким послал в Кашин специальную комиссию. Впрочем, для этого были и другие причины. Старообрядцы, также почитавшие святую, утверждали, что ее персты во гробе сложены двуеперстно. В связи с гонениями, которым подвергалось старообрядчество, это, конечно же, вызвало недовольство церковных властей. А когда рака с мощами была вскрыта, установили, что персты просто «подправили"… В истории произошел уникальный случай — канонизацию Анны Кашинской отменили, храм, названный в ее честь, переименовали в церковь Всех Святых.

…Новое обретение мощей благоверной Анны и официальное разрешение на написание ее иконы произошло только после 1908 года. Однако кашинцы, несмотря на строгий запрет, долгие годы продолжали почитать свою небесную покровительницу. По их многочисленным просьбам архиепископ Димитрий распорядился возобновить запись о постоянно совершающихся чудесах исцеления и обратился в Синод. На съезде архиереев, состоявшемся в 1908 году, было испрошено разрешение императора о восстановлении церковное почитания Анны Кашинской. 7 ноября 1908 года оно было получено, а день ее памяти назначен на 12 июня.

С этого момента началось активное написание икон с изображением Анны Кашинской. В Воскресенском соборе хранилась одна из них — святая в одеянии схим-монахини стоит на берегу реки Кашинки, ее рука прижата к груди в жесте усиленного моления. На другом берегу реки видна Соборная площадь с центральным, Воскресенским храмом Кашина, где тогда находились мощи (сейчас они хранятся в Вознесенской церкви). И на других иконах святая изображается в основном в образе монахине. В коллекции Третьяковской галереи находится икона, подаренная тверской княгине Анне Куракиной Виктором Васнецовым. В собрании Тверской картинной галереи — четыре традиционных иконы Анны Кашинской, а также цветная литография, выполненная в 1909 году в Одессе, и имеющая надпись: «Общий вид города Кашина, в соборе которого почитают нетленные святые мощи преподобной княгини Анны Кашинской».

…Планируется, что в конце июня в Кашине пройдет большая научная конференция, посвященная небесной покровительнице города, на которую приедут виднейшие российские ученые.

В подготовке статьи помогала научный сотрудник Тверской картинной галереи Ната Майорова.

11 июня 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика