НГ-Религии | Даниил Щипков | 26.05.2004 |
Визит готовился долго — с осени прошлого года. Он несколько раз откладывался: вероятно, велось предварительное согласование условий встречи глав двух Церквей. Ореол непредсказуемости неизменно сопутствовал каждому шагу в этом сложном диалоге, целью которого и та и другая сторона считает установление единства Русской Церкви, разделенной в результате Гражданской войны 1918−1920 гг.
Началось все в сентябре 2003 года со встречи в Нью-Йорке президента России Владимира Путина с Предстоятелем РПЦЗ Митрополитом Лавром (Шкурлой) и иерархами этой Церкви. Тогда Путин оказал неслыханное доселе внимание «зарубежникам» и, в частности, пригласил Митрополита Лавра (от своего имени и от имени Патриарха Алексия II) в Москву. Многолетние консультации представителей обеих Церквей, предшествовавшие этому, не имели такого успеха, как приглашение, прозвучавшее из уст российского президента. «Зарубежники» оценили этот шаг: их идеологическое противостояние «советской» Церкви было сломлено. Начался процесс возвращения отделенной некогда части в «лоно Матери-Церкви».
В ноябре 2003 года Москву посетила делегация РПЦЗ во главе с идейным сторонником объединения и одной из ключевых фигур в этом процессе — архиепископом Берлинским и Германским Марком (Арндтом). В декабре состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ, на котором было принято решение о визите Митрополита Лавра в Россию. Со стороны каждой из двух Церквей были образованы специальные комиссии, и в Москве стали ожидать Лавра. Митрополит приехал 14 мая. 18 мая он встретился с Патриархом Алексием II, и стало понятно главное: объединение Церквей состоится, остальное — дело времени и техники.
Как отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев), «задача переговоров выполнена, они открыли дверь процессу, который, мы надеемся, приведет к чаемому воссоединению». Архиепископ Берлинский Марк заявил, что «конечный итог наших переговоров мы рассматриваем в единении нашей Церкви».
По результатам переговоров было принято решение, что комиссии РПЦ и РПЦЗ, работавшие до настоящего момента отдельно, начнут совместную работу. В коммюнике по итогам встречи определены основные направления их деятельности. Первые два касаются выработки «совместного понимания» взаимоотношений Церкви и государства, а также отношения Церкви к инославным общинам и межконфессиональным организациям. Эти два вопроса — так называемые проблемы «сергианства» (сотрудничества с безбожной властью) и «экуменизма» (участия православных в межконфессиональных структурах) долгое время были главными пунктами обвинения «зарубежников» в адрес Московского Патриархата и казались идеологически непреодолимым препятствием для диалога. Сегодня эти обвинения практически сняты с повестки дня и, вероятно, комиссии вынесут формальное решение о том, что они имеют уже сугубо историческое значение.
Два других направления работы комиссий касаются конкретного сценария объединения Церквей, а их формулировка косвенно подтверждает тот факт, что некий сценарий уже намечен. Первой задачей признано установление взаимного евхаристического общения (возможность совместно совершать литургию и причащаться). Это означает признание друг друга в качестве равноправных Православных Церквей. Вполне вероятно, что решение Архиерейских Соборов двух Церквей по установлению евхаристического общения может быть принято достаточно быстро, что и станет первым и основным этапом объединения.
Вторая задача — установление административного единства, то есть реальное и полноценное объединение. В совместном коммюнике этот пункт сформулирован как вопрос «о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви», что означает включение «зарубежников» в состав РПЦ на правах широкой автономии по примеру автономных Украинской, Молдавской или Эстонской Православных Церквей. Известно, что именно так видит статус РПЦЗ Московский Патриархат. И хотя большая часть зарубежных иерархов до сих пор весьма критично высказывалась на этот счет (незадолго до встречи с Алексием II сам Лавр сообщил в одном из интервью, что «речь идет не об административном объединении»), архиепископ РПЦЗ Марк (Арндт) достаточно давно предлагает именно такой сценарий.
Предложенная формулировка, вероятно, свидетельствует о том, что зарубежная сторона смирилась с неизбежностью «влиться» в Московский Патриархат, который очень дипломатично и успешно провел эти переговоры. Визит делегации был окружен непривычной для зарубежных иерархов торжественностью, гости присутствовали на патриарших богослужениях, посещали российские святыни. Митрополит Лавр и Алексий II совместно заложили камень в основание храма в Бутове в честь Новомучеников и Исповедников Российских, что стало символом снятия противоречий между Церквами.
На пресс-конференции по итогам переговоров Митрополит Кирилл, подчеркнув, что выражает только свое мнение, дал понять, что Московский Патриархат делает ставку именно на такой сценарий развития отношений с «зарубежниками» — их включение в РПЦ. И хотя административное единство Московского Патриархата и Зарубежной Церкви — дело будущего, оно неизбежно должно произойти после установления единства литургического. Это стало окончательно понятно после визита в Россию Митрополита Лавра, осознавшего, что пришло время сломать идеологические барьеры, разделявшие Церковь в течение 80 лет. Как сказал Екклезиаст: «Время разбрасывать камни, и время собирать…»