Известия | Игорь Казаков | 22.04.2015 |
Видеоролик с откровенным сценическим номером танцевальной группы Kredo из Оренбурга вызвал широкий общественный резонанс. По данным «Известий», чтобы в дальнейшем избежать скандальных ситуаций, связанных с танцевальными, песенными или иными творческими программами, руководство Минобрнауки приняло решение провести психолого-педагогическую экспертизу всех образовательных программ. В качестве экспертов выступят специалисты Федерального государственного научного учреждения (ФГНУ) «Институт психолого-педагогических проблем детства», ФГНУ «Психологический институт» и ФГНУ «Институт культурологии образования».
13 апреля 2015 года пользователи соцсетей, а затем и СМИ обратили внимание на видеоролик отчетного концерта школы танцев Kredo в Оренбурге. На видео несовершеннолетние девочки исполняют «танец пчелок». Как оказалось, школьницы занимались популярным направлением танца — тверкингом, подразумевающим сексуальные покачивания бедрами в такт музыке. Следственный комитет Оренбургской области проводит проверку по факту появления в интернете видео откровенного танца. По словам представителей ведомства, здесь усматриваются признаки нарушений (ч. 1 ст. 135 Уголовного кодекса РФ «Совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим 18-летнего возраста, в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста»). Мэрия Оренбурга приняла решение закрыть танцевальную школу до окончания следственной проверки.
В пресс-службе Министерства образования и науки отметили, что необходимо провести изучение программ, чтобы в дальнейшем избежать неприятных ситуаций. В ведомстве отметили, что образовательные учреждения, в том числе и негосударственные, отвечают не только за обучение, но и за воспитание.
— Формирование духовно-нравственной, ответственной личности — важнейшая задача воспитательного процесса, и мы должны предусмотреть возникновение самых разных ситуаций, в том числе и настолько нетипичных, как сложившаяся сегодня. Минобрнауки России с 2014 года ведет работу по формированию банка дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности, который находится в ведении ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» и в будущем может служить ориентиром для формирования различными организациями дополнительного образования своих программ, — отметили в пресс-службе.
На основании полученных материалов будут созданы рекомендации для региональных департаментов образования. Эти рекомендации помогут формировать дополнительные образовательные программы, в полной степени учитывающие различные культурные моменты и особенности образовательного процесса для лиц разного возраста, реализовывать вопросы психологического, нравственного воспитания детей и молодежи.
Формирование подобных рекомендаций призвано усилить контроль за дополнительными образовательными программами, реализуемыми в том числе частными школами.
Председатель комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов к инициативе министерства отнесся скептически. По его мнению, психолого-педагогическая экспертиза программ дополнительного образования — довольно странный способ для разработки рекомендаций.
— По-моему, это какое-то мероприятия из разряда чесания левого уха правой рукой, — добавил депутат. — Я не вижу в этом большой необходимости, но будем надеяться, что и вреда не будет.
Заместитель Никонова по комитету, депутат от КПРФ Михаил Берулаев, напротив, позитивно воспринял предложение Министерства образования. Он считает, что проведением подобных экспертиз необходимо было озаботится раньше, так как программы образования должны не только прививать новые знания, но и воспитывать личность на общепринятых обществом нормах.
— Правильно министерство делает, что ставит вопрос таким образом, — добавил народный избранник.
Свое согласие с инициированной профильным ведомством оценкой образовательных программ в разговоре с «Известиями» выразил глава Всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков. По его мнению, чиновникам следовало бы пойти еще дальше и разработать нормы, направленные на возвращение дополнительного образования в школы.
— Развивающие занятия нужно возвращать в школы, причем в нормальном виде, чтобы не дикие пляски устраивали, а работали нормальные специалисты в области танцев, музыки, изобразительного искусства и спорта. В 1990-е годы всё это из школ вытравили, — пояснил эксперт.
По его мнению, к скандалу, разгоревшемуся на прошлой неделе, можно относиться по-разному. С одной стороны, по словам Комкова, «похабно и недопустимо учить детей подобным танцам». С другой — «это показательный случай, который подтолкнет к началу активных действий по изменения отношения к лицензированию программ и курсов дополнительного образования». По мнению эксперта, то, что сегодня предлагает Министерство образования, сделать нужно было еще вчера.
— В этом плане давно не дорабатывают Минобрнауки и Российская академия образования. Потому что это их прямая обязанность — осуществлять методическое и научное сопровождение всех образовательных и развивающих программ, чтобы это не превратилось в самодеятельность, — пояснил Комков.