Русская линия
Washington ProFile01.04.2005 

Орбитальная коммерция

За период с 1959 по 2003 год США затратили на космические программы более $ 1.1 трлн. — чуть менее половины этой суммы затратил Пентагон. В последние десятилетия космос все более активно осваивают не только ученые и военные, но и бизнесмены. В деле коммерциализации космоса США практически всегда были первыми — другие космические державы принимали аналогичные законодательные акты, как правило, позднее.

В настоящий момент на околоземной орбите обращаются примерно 550 спутников, многие из них выполняют исключительно гражданские функции или находятся в нерабочем состоянии. Примерно половина спутников принадлежит США (половина из них также коммерческая). При этом коммерческие структуры все более активны: к примеру компания INTELSAT вывела на орбиту уже 60 спутников, больше, чем Германия и Франция вместе взятые. Частные инвестиции в космические программы в 2001 году составляли примерно $ 100 млрд. и имели тенденцию к росту. В масштабах мира на космос работает более 1.1 тыс. компаний.

По данным Ассоциации Спутниковой ИндустрииSatellite Industry Association, стоимость одного спутника GPS составляет примерно $ 45 млн., спутника, используемого при составлении прогнозов погоды — $ 450 млн., разведывательного спутника США — $ 1−10 млрд. Стоимость вывода на земную орбиту одного спутника оценивается в $ 20−50 млн. В 2002 году (более свежие данные недоступны) компании мира, занятые в этой отрасли, получили доход в размере $ 86.8 млрд. — это почти вдвое больше, чем в 1997 году.

Космос все активней вторгается в ежедневную жизнь: например, в 2004 году в мире насчитывалось более 4 млн. людей, пользовавшихся спутниковым радио (дает возможность слушать любимые передачи в любой точке земного шара) и около 100 млн. абонентов спутникового ТВ. По состоянию на 2004 год было продано в частные руки более 10 млн. «маячков» GPS. Мировым лидером спутниковой телефонии по состоянию на конец 2004 года была компания Globalstar, у которой было 110 тыс. абонентов, у ее главного конкурента, Iridium Satellite, — 100 тыс. Как ожидается, за период с 2003 по 2007 год будет запущено от 270-ти до 350-ти новых спутников связи.

В США старт коммерциализации космоса был дан в 1962 году, когда КонгрессUS Congress принял закон, разрешавший частным компаниям использовать спутники связи и владеть ими. Однако для вывода своих аппаратов на орбиты бизнесмены обязаны были обращаться к государственным структурам. Тогда же был проведен первый успешный эксперимент, показавший возможности спутниковой ретрансляции телепрограмм: специалисты НАСА, находившиеся в штате Мэн, поставили в лаборатории телекамеру и через спутник Telstar переслали свое размытое изображение британским коллегам.

В 1964 году была создана Международная Организация Спутников ТелекоммуникацииInternational Telecommunications Satellite Organization (более известна по акрониму INTELSAT — компания с аналогичным именем является ее бизнес-подразделением), в рамках которой началось коммерческое использование космоса для нужд связи. В 1965 году на орбиту был выведен первый коммерческий спутник Early Bird, а в 1969 году была создана первая глобальная телекоммуникационная сеть, с помощью которой, в частности, была проведена телетрансляция высадки человека на Луну. Любопытно, что в 1970-е годы «горячая линия» между Кремлем и Белым Домом была также «проложена» через коммерческие спутники связи.

В 1984 году Конгресс США разрешил частным фирмам использовать «свои» ракеты-носители — де-факто, а посредниками в этом процессе продолжали выступать госструктуры США — НАСА и Министерство Обороны. Благодаря этому, началась реальная конкуренция между космическими коммерсантами и правительствами (например, американская фирма Lockheed Martin совместно с двумя российскими партнерами создали совместную компанию, занимающуюся выводом спутников на орбиту).

В 1994 году США приняли решение поощрять частные компании, разрабатывающие спутники наблюдения (занимаются, в частности, картографией). Для того, чтобы получить право выводить спутники на орбиту, требовалось получить специальную лицензию. Ныне в США действуют три крупные компании, которые, как сообщается, испытывают достаточно серьезные финансовые проблемы. Причиной этого является секретность — до недавнего времени власти США не разрешали выпускать в свободную продажу многие фотографии, полученные с помощью подобных коммерческих спутников. Дело в том, что степень разрешения фотографий, полученных этими сателлитами, превосходят по качеству аналогичные фотографии, сделанные разведывательными спутниками иных государств (американский спутник способен «увидеть» на Земле объект размером менее 1 метра, французский — 2.5 метра, израильский — 1.8 метра).

В июне 2004 года в США начал развиваться космический туризм. Это произошло после того, как в космос вышел первый частный космический корабль SpaceShipOne (ранее, первый в мире турист был доставлен на орбиту российскими компаниями). В том же году Конгресс принял особый закон, создавший организационную структуру для массового космического туризма будущего.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика