Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина04.05.2004 

НЕУСТАРЕВАЮЩИЙ ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 апреля — 3 мая. — Традиционный вопрос. — Церковная дипломатия. — 18 лет со дня катастрофы. — Классический этноцид. — Крымское Косово? — Заложники чужой геополитики.

По-прежнему актуальной оставалась на прошлой неделе тема отношений между государством и Церковью. Разные аспекты этой проблематики в том или ином виде освещали разные издания. На официальном сайте Русской Православной Церкви опубликовано интервью митрополита Кирилла германскому информационному агентству «РУФО», в котором, в частности, большое внимание уделено вопросом церковно-государственных отношений. По мнению митрополита Кирилла, сложившиеся на сегодня отношения Церкви и государства можно охарактеризовать как «сбалансированные и предсказуемые»: «Мы стремимся к тому, чтобы партнерство Церкви и государства в дальнейшем основывалось на адекватной законодательной базе и не зависело от складывающейся политической конъюнктуры». Также в интервью подняты вопросы взаимоотношений православной Церкви с другими традиционными для России конфессиями, о реституции церковного имущества и т. д.
«Еженедельный Журнал» задается вопросом, должно ли государство поддерживать традиционные конфессии, или же они должны существовать на равных с заезжими сектантами и гастролерами, цели которых, чаще всего, сугубо вещественны и материальны. Директор Института религии и права, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Анатолий Пчелинцев выступил против какой-либо государственной поддержки традиционных религий, заявив, что «подобный закон не только не поспособствует достижению общественного согласия и мира, а будет иметь прямо противоположный эффект». Г-н Пчелинцев защищает представителей «религиозных меньшинств», остро переживая, что их почему-то часто называют сектантами. Видимо, считает Анатолий Пчелинцев, незаслуженно. Также директор института религии и права затрудняется с определением «традиционности» и заявляет, что временной и количественный подходы несовершенны, а если судить по «вкладу в российскую культуру и государственность», то, по мнению Плечницева, здесь на территории России много потрудились … протестанты, ибо они являются сторонниками трезвости и труда. А вот Православие, оказывается, не играло никакой государственнообразующей роли, не было тем духовным и культурологическим стержнем, не котором собственно и выросла российская государственность, благодаря которому и был осуществлен и продолжает осуществляется «русский проект» — отличный от Запада и Востока. Однако, г-н Пчелинцев игнорирует этот факт и транслирует стандартную либералистскую чепуху.
Руководитель Центра этнорелигиозных и политических исследований РАГС Александр Журавский считает, «для России, ослабленной восемнадцатилетием политической и экономической модернизации, сохранение традиционного для страны национального и религиозного уклада, в котором существуют как доминирующие культуры, так и малые религиозные культуры, субкультуры, является вопросом выживания в качестве единого государства». Он уверен, что помощь конфессиям должна осуществляться исходя «из сугубо прагматических государственных интересов»: «Если представить мир цивилизаций своеобразным рынком культурных традиций и инноваций, то государство всегда выбирает ту традицию, которая его, государство, усиливает. Отсюда приятие своих, местных, традиций и настороженное (иногда — даже жесткое) отношение к инокультурным, воспринимаемым как интервенции».
На сайте «Религия и СМИ» можно прочитать интервью с депутатом Государственной Думы РФ, председателем комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергеем Поповым. В материале речь также идет об отношении государства и традиционных конфессий. В частности, депутат заявляет, что «в скором времени … будут проведены парламентские слушания, в процессе которых мы хотим обсудить вопросы и имеющиеся проблемы. Диапазон вопросов довольно широк, ведь жизнь конфессий, кроме чисто религиозно-обрядовой включает в себя хозяйственную, благотворительную, просветительскую деятельности, следовательно, существует много нюансов, сложных моментов, требующих более детального разъяснения на законодательном уровне … В настоящее время многие юридические вопросы не достаточно проработаны — и надо это признать со всей ответственностью. Не проработаны с учетом веяний времени и специфики темы. Наша задача — найти адекватные юридические и правовые решения».
С 20 по 25 апреля 2004 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл находился с официальным визитом в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЕ). «Отчет об официальном визите Митрополита Кирилла в Объединенные Арабские Эмираты» опубликовал сайт «Епархия.Ru». А автор «Независимой газеты» Олег Недумов в статье «Церковь отделена от государства, но не от дипломатии» высказывает мнение, что в Эмиратах митрополит Кирилл спасал «неважную репутацию российского МИДа в арабском мире»: «По-видимому, одна из главных задач переговоров руководства Русской Православной Церкви с представителями исламского мира состоит в том, чтобы убедить мусульманских духовных деятелей воздерживаться от радикальных политических высказываний, по крайней мере, по чеченскому вопросу. … По словам митрополита Кирилла, в ходе переговоров в ОАЭ был решительно осужден терроризм во всех его проявлениях, а также любые попытки «смешивать религию с радикальной политической деятельностью». По мнению автора, эти заявления могут иметь положительные последствия, а «усилия Русской Церкви приобретают особое значение ввиду очевидной слабости российской дипломатии при попытках разрешить кризисные ситуации». И хотя православные иерархи не могут решить всех проблем, «но смогут создать общий благоприятный фон, укрепляя имидж России в исламских странах».
«Значение межрелигиозного диалога в международной политике становится все более весомым, заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем обращении к участникам четвертого заседания российско-иранской комиссии «Ислам — Православие», — сообщает РИА «Новости». Кроме того, участники встречи приняли совместное коммюнике, в котором поддерживается «естественное сближение различных народов на основе установленных за последнее столетие взаимоотношений» и категорически осуждается «проект глобализма в смысле навязывания другим народам одного мировоззренческого, культурного, экономического и политического образца, который принадлежит незначительному проценту населения мира».
На официальном сайте Русской Православной Церкви опубликованы ответы на вопросы участников Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие». В частности епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан отметил: «Верующий человек не должен уклоняться от вызовов века сего, прятаться от его проблем в своем внутреннем мире, ибо перед современным человечеством стоит слишком много серьезных проблем, представляющих угрозу самому его существованию: терроризм, новые виды болезней, экологическая деградация планеты, локальные конфликты, чреватые глобальными последствиями». Президент России Владимир Путин отметил особую роль Русской Православной Церкви и поблагодарил ее за ее социальную и гуманитарную деятельность.
Между тем, роль Церкви как единого нравственного начала велика не только на территории России, но и на территории бывшего СССР, где, во многих регионах бывшего Советского государства Церковь остается единственным связующим звеном между людьми одной веры и одной истории. Однако разделение между бывшими «братскими республиками» идет все стремительнее. И, по мнению автора «Литературной газеты» Алексея Варламова, начало разделению и конец Союзу положил взрыв на Чернобыльской АЭС, 18 годовщину которого вспоминала страна на прошлой неделе: «Чернобыль был нашим Спитаком и разрушенным Международным центром торговли, сброшенной на нас атомной бомбой и нашим холокостом, он разделил наш конец века на две части, и именно после него стал неотвратимым, как распад атома, распад советского государства… Чернобыль не случайно рванул в самом центре славянского мира. Через несколько лет после Чернобыля погибло не только советское государство… После Чернобыля произошла в истории России вещь самая страшная — рухнул союз трех славянских народов» .
Как пишет автор статьи «Славянская уния» Алексей Варламов, «что-то разладилось между славянами и в нас самих. Мелкие вздорные национальные вожди из бывших коммунистов, снедаемые амбициями и более ничем, повели за собой послушные народы. Теперь мы расплачиваемся за это по полной программе. Украина, которой сам Бог дал щедрую землю, горы, море, солнце и велел быть богатой, — своей бедностью, Россия — безволием и медленным вымиранием… Чернобыль разрубил не только союз трех восточнославянских народов. Именно после чернобыльской катастрофы и по большому счету по причине ее стала возможной югославская трагедия». Автор считает, что «славянская идея, за которую столько жизней положила Россия и в XIX и в ХХ веках, на сегодняшний день потерпела крах. Славянство оказалось поделено и окончательно перестало существовать как единая сила… Но в любом случае именно Россия, пребывающая за шенгенской стеной, остается надеждой славянского мира и его гарантом. Сколь бы много мы ни потеряли, мы все-таки выстояли после своей Хиросимы. Нужно только о ней не забывать, и, быть может, тогда дата, нас разъединившая, нас объединит, как объединяет людей пусть даже через много лет общее горе».
В Латвии, одной из бывших республик СССР, продолжается скандальный процесс против 81-летнего ветерана Второй мировой войны, инвалида первой группы Василия Кононова, который боролся с фашистами на территории Латвии. По мнению генпрокуратуры этой страны, «борьба против гитлеровского фашизма — военное преступление». Однако Кононов себя виновным не считает: если следовать логике прокурора, заявляет «подсудимый», «следовало бы объявить военными преступниками всех тех, кто боролся против фашизма». Кроме того, «Латвия сочла русские школы угрозой национальной безопасности», сообщает «Седмица.Ru».
Также и Украина активно борется за вытеснение русского языка со своей территории. Две недели назад там была предпринята попытка перевести все государственное телерадиовещание исключительно на украинский язык. На этой неделе появились сообщения о грядущей украинизации практически русскоязычного Крыма: «став принадлежностью иного государства, Крым не перестал быть русским по принадлежности к большинству населения, для которого нынешняя его «массовая эмиграция» (из СССР) — лишь временное недоразумение, вызванное рецидивами пьяного административного передела. Здесь превалирует мнение, что на землю, где за два века сложилось и укоренилось русское одноязычие, пришла иноязыкая власть, которая кнутом и пряником, но все более насильственно, в сжатые сроки внедряет прежде редко звучавшую здесь речь как основное средство письменного и устного общения даже в быту. Кто может опровергнуть мнение, что это этноцид в классическом виде? Язык — главный отличительный признак в визитной карточке любого народа. Нет языка — нет народа… Добро бы экспериментировали у себя в Галиции, в границах, закрытых наглухо от русского слова. Так нет, они вламываются в чужие двери, за которыми компактно проживают хранители общерусского языка, хозяйничают в чужом доме, игнорируя «озабоченность» Москвы и находя поддержку у местных «патриотов статус кво». Возможно, они и одержат сегодня победу в Севастополе (а значит, во всем Крыме). Но это может быть только «пирровой победой». Язык, проявляющий себя хищником, не имеет будущего по определению. Он тратит энергию не на собственное развитие, а на поедание соседской речи, с которой не способен конкурировать», пишет в статье «Программа вытеснения русского языка» Сергей Сокуров, один из авторов сайта «Соотечественники».
Кстати, с поддержкой проекта украинизации Крыма на прошлой неделе в Севастополь заявился и раскольник псевдопатриарх Филарет (Денисенко), который числится в ведомостях украинских «патриотов» «представителем духовности». «Визит на полуостров главы УПЦ КП патриарха Филарета (Денисенко) еще до своего начала вызвал волну возмущения в среде православных (в подавляющем большинстве считающих его раскольником и лжепатриархом) и открыто был поддержан экстремистски настроенными лидерами крымских татар. … При этом различные политические силы занимаются взаимными обвинениями в сознательном разжигании межнациональной розни в целях получения политических дивидендов», — пишет в статье «Косовский сценарий для Крыма» Сергей Горский. «Дело в том, — отмечает он, — что долгое время Киев рассматривал крымских татар как союзников в борьбе с пророссийским славянским населением полуострова, имевшим в первой половине 90-х гг. своих представителей и в руководстве Автономной республики. Добиваясь полного контроля над Крымом, украинская власть собственными руками закладывала основы межэтнической проблемы, фактически воспроизводя развитие ситуации в Косово, где славянское население в результате активной миграции мусульман и демографических факторов превратилось из основного населения края в национальное меньшинство».
Ситуация в Косово оставалась в центре внимания СМИ. В статье «Война храмов и мечетей» журналист «Новых известий» Алексей Терехов отмечает: «Уже более 60 лет православные святыни сербов в автономном крае Косово и Метохия не могут восстать из пепла. Мусульмане-албанцы с неистовой жестокостью разрушали монастыри и храмы еще во время Второй мировой войны. Тогда они действовали под прикрытием итальянских нацистов. Точное число разграбленных в те годы церквей и храмов узнать очень трудно. Во время военного конфликта 1999 года, когда в регион вошли войска НАТО, албанцы уничтожили и осквернили 107 церквей. Каждый раз православные священники своими силами заново отстраивали обители. Предстоит им это и теперь. Всего за три дня погромов, 17−20 марта 2004 года, было разграблено и повреждено более 40 сербских монастырей, храмов и церквей. «Эти церкви даже турки не трогали во время многочисленных войн в прошлые века, — рассказал «НИ» глава местного управления Косовской Митровицы Оливер Иванович. — А сейчас албанцы обратили их в руины».
Для сербов Косово — это Святая Земля, поэтому ни один из них не может без слез говорить о том, что там происходит. «А что бы вы чувствовали, если бы у вас кто-нибудь уничтожил храмы во Владимире или собор Василия Блаженного в Москве, — сказал «НИ» житель Косовской Митровицы Филипп. — Албанцы просто хотят нас выжить с этих земель. Они уничтожают любое упоминание о сербах». О ситуации в Косово в этой же газете опубликована и другая статья — «Люди, бегущие от резни в Косово, доведены до отчаяния», в которой тот же автор рассказывает о своих впечатлениях от поездки в Косово с гуманитарным грузом.
На патриаршем сайте опубликована расшифровка телепрограммы «Православная энциклопедия», посвященной ситуации в Сербии: «Косово: заложник чужой геополитики». В программе рассказывается о том, что геноцид против православных сербов в этом крае начался не вчера, идет речь о событиях в Косово, об истории Православной Церкви и многовековой духовной связи между Русской и Сербской Православными Церквями. По мнению участников передачи, конфликт в Косов не решен потому, что он выгоден тем, кто его организовал: «Если бы миротворцы и международные организации хотели разрешить этот конфликт, они бы сделали это давно. Все делалось для того, чтобы расчленить Югославию, уменьшить Сербию до минимально возможной территории и, как говорилось, «сбросить режим Милошевича». Международные организации достигли своих целей: НАТО уже на Балканах, и в Косове, и в Метохии располагаются натовские военные базы. Однако там страдает народ и разрушаются памятники культуры». Фактически же, «в Косове происходит борьба с восточно-христианской цивилизацией в целом»: «это уже открытая война и не только, я думаю, с Православием, а с Христианством в целом. Идет попытка изменения картины Европы, борьба с европейским христианским наследием».
Однако борьба с «христианским наследием» ведется не только в Косово, но и в России, и не только вооруженными методами, но и методами идеологическими. Как считает руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии священник Евгений Попиченко, «ООН ее агентства и связанные с ней неправительственные организации взяли на вооружение опасные философские и политические концепции, составной частью которых является контроль народонаселения, ограничение величины семьи разными средствами».
Сегодня цена пропуска в так называемое «цивилизованное сообщество» — это фактически нравственная смерть, а за ней и физическая смерть народа. Он отмечает, что навязываемая обществу философия гедонизма и самоугождения имеет и внешние корни: «В Меморандуме национальной безопасности Америки (рассекречен в 1990 году) записано: «Неприятная правда заключается в том, что на этой планете недостаточно чистого воздуха, земли и воды, чтобы поддерживать миллиарды китайцев, индусов и русских, живущих американской мечтой» — сказано на Каирской конференции ООН по народонаселению в 1994 м году. Рычагами демокоррекции являются аборты, контрацепция, сексуальное «просвещение».
Возражая на заявления «секспросветителей» о том, что своим «образованием» они оберегают детей от «влияния подворотни», а не развращают, как это происходит на самом деле, священник пишет: «Существуют действенные способы решить такие проблемы, как подростковая беременность, добрачные половые связи, венерические болезни, неполные семьи. Они проверены веками. Дети должны воспитываться в рамках национальных и религиозных традиций, в здоровой атмосфере, свободной от порнографии, наркотиков, сквернословия. Ничего, кроме строгого общественного и религиозного табу на добрачные связи и половые извращения, не может решить проблему. Заповеди — это духовные законы. Они не могут устареть, как не может устареть закон всемирного тяготения. Жертвенная, ответственная любовь объединяет людей, а ничем не сдерживаемая страсть, потребность в наслаждении неминуемо разрушает и тело, и душу, и все, окружающее человека». По его мнению, «национальной идеей России должно стать восстановление традиционной семьи, воспитание молодежи на высших духовных ценностях. Такая идея может сплотить все здоровые силы общества, независимо от национальной и религиозной принадлежности».
Тема образования поднята в статье «Не сейте ветер!» Сергея Комкова, опубликованной в газете «Гудок». По мнению автора, сегодня в стране осуществляется ликвидация российского образования. По логике современных реформаторов, «иметь грамотных людей — непозволительная роскошь для Российского государства». «Российское образование на протяжении многих веков складывалось как целостная фундаментальная система знаний, формирующихся на основе классического подхода. Это означает, что знания всегда рассматривались с точки зрения не научения человека каким-либо практическим действиям, а его формирования как личности по образу и подобию Божьему».
Сегодня же России навязывается американская система образования, которая «всегда носила чисто прикладной характер»: «Ее главный воспитательный постулат — «Америка превыше всего!». Этот дешевый патриотизм вытекает из самой сути американского общества, в котором каждый индивидуум изначально ставит на высшую ступень борьбу за собственное выживание в этом мире зла и насилия. Среднему американцу присуще величайшее самомнение при минимальных знаниях. Вся система воспитания в американском обществе построена на презумпции силы», — пишет президент Всероссийского фонда образования.
И те, кто сегодня разрушает российскую школу, — замечает он, — забывают или сознательно игнорируют тот факт, что «Россия прошла совершенно отличный от Америки путь исторического развития, имеет свои сложившиеся веками традиции и прекрасную педагогическую школу». Сейчас, когда пытаются извлекать выгоду из всего, что можно, забывают о том, что «никогда, ни в какие времена образование не являлось предметом купли-продажи. Это долг, который вечно отдает старшее поколение младшему за тот кредит, который оно в свою очередь получило от отцов и дедов. И, в конечном итоге, от нашего общего Создателя. Но разрушение этой цепочки может иметь трагические последствия для всего человечества». А мы «сегодня … находимся на пороге мощнейшего системного кризиса, который может привести к разрушению всей российской государственности».
Эту же тему, а также проблему преподавания «Основ православной культуры» в школе поднимает редакция «Радонежа» в заметке «Над разбомбленной культурой гордо реет богоборец…». В частности, авторы выражают недоумение по поводу стремительного написания учебника по факультативному курсу «История религий»: «Теперь уже и это — факультативно, а уж о православной культуре и речи никакой, даже факультативно. … Кто эти учебники для России так спешно сочиняет? Может, это не нашедшие свои талантам применения в США «специалисты»? … На прошлой неделе фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса, проведенного в апреле этого года. Оказывается, к православным верующим в настоящее время относят себя 58% россиян. Приверженцев других религий оказалось чуть более 10%, половина из которых (т. е. около 7 млн.) — считает себя мусульманами. Неверующих — около 30%. В этой ситуации заявлять, что введение факультативного изучения основ православной культуры может «нарушить межконфессиональный мир», означает цинично игнорировать конфессиональный выбор подавляющего большинства россиян и навязывать русским детям традиционные ценности кого угодно, только не русского народа».
О первом учебнике по «Основам православной культуры» на том же сайте рассуждает Капитолина Кокшенева. Она анализирует учебник, предназначенный для наших общеобразовательных школ, который был подготовлен издательским домом «Покров» и написан Аллой Валентиновной Бородиной: «Опыт первого учебника можно оценить как удачный. Это именно учебник: он дает школьнику систематические сведения о предмете; он располагает к размышлению и открывает богатый мир религиозной культуры человека. С объяснения того, что есть предмет истории религиозной культуры, начинает автор свои рассуждения. Но поскольку речь идет именно об истории религиозной культуры, то естественно, необходимо рассказать о православии — его роли в жизни нашего общества, рассказать о рождении христианства и Православной Церкви, о формировании православного вероучения и о первоначальном периоде христианства на Руси».
Незнание собственной духовной культуры, утрата религиозных корней делают человека доступным разного рода манипуляциям, обманам именно на псевдодуховной почве. Так, например, в последнее время, которое уже называют «вторым исходом» на Россию тоталитарных сект, появились секты для новых русских. О том, как «московских бизнесменов зомбируют по методу шахидов» рассказывает автор «Московского комсомольца» Екатерина Сажнева. В конце статьи она отмечает: «По оценкам экспертов, сегодня в России насчитывается до 100 различных деструктивных культов. Если считать с региональными «секточками» — до 1000. Численность людей, вовлеченных в них, приближается к 1 млн. человек, причем 70% из них — это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Уже сейчас можно говорить об этих организациях как о необычайно эффективном оружии «массового поражения нации"… А ведь психотехники, используемые в этих сектах и тренингах, отнюдь не безобидны. Их давно уже взяли на вооружение международные террористы в своих «учебках». Только у нас никого не волнует, что в центре Москвы добропорядочных обывателей зомбируют и «натаскивают» на достижение цели любой ценой — в точности как самоубийц-шахидов».
Между тем, некоторые журналисты активно защищают сектантов. Например, на прошлой неделе автор «Новой газеты» Руслан Тарасов осчастливил читателей статьей «Крестовым походом на Кришну», в которой с этаким безграмотным превосходством попытался успокоить православных — мол, вам, товарищи, ничего не угрожает, православных храмов и так много, так что не бойтесь кришнаитов, смело идите по пути прогресса в сторону современной цивилизации, так как «другого пути просто нет». Защитник толерантности Руслан Тарасов повторяет излюбленные либералами слова о «православных фундаменталистах», которые «боятся» влияния «других религий» кичится собственным незнанием, а в качестве аргументов приводит избитые глупые штампы советского периода про «отсутствие другого пути» и им подобные. При этом, он как-то не замечает, что против строительства кришнаитского храма выступают не только православная общественность, но и буддисты, и мусульмане, и последователи иудаизма.
Так, главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России — ФЕОР) предложил на прошлой неделе принять федеральный закон о запрете деятельности сект. В отличие от Руслана Тарасова он видит в деятельности сектантов «большую угрозу»: «К сожалению, — посетовал Главный раввин, — власти не всегда представляют себе, какими могут быть последствия от поощрения сектантов, например, от строительства их «храмов» громадных размеров». В этой связи он напомнил трагический опыт Южной Америки, где случилось массовое убийство, в том числе детей, бывших адептами одной из сект. По мнению Б. Лазара, люди всегда ищут какую-то идеологию, систему ценностей. «Сегодня особенно остро чувствуется этот вакуум, и если его оставить, то его могут заполнить жулики, используя деньги и силу».
Не менее страшное влияние на общественное сознание оказывают и современные электронные СМИ. «Журналисты за сутки насчитали на ТВ 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок и 302 «черные» новости», — пишет в статье «Электронные СМИ: опиум для народа?» Сергей Григорьев. Проблема электронных СМИ, считает автор, «заключается в том, как и какими механизмами общество может и должно регулировать содержание телепередач и Интернета, чтобы оно не наносило непоправимого вреда будущему страны».
Автор цитирует слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия о том, что «средства массовой информации сегодня пропагандируют культ насилия, жестокости и безнравственности. Нас убеждают в том, что жизнь человека ничего не стоит» и отмечает, что «если происходящие в них негативные антиобщественные процессы и дальше будут развиваться также стихийно и бесконтрольно, будущее России окажется под большой угрозой. Угроза эта состоит в том, что страну будут населять не высоко духовные, социально ответственные, свободно мыслящие и созидающие люди, а, как назвал их в свое время архимандрит Рафаил (Карелин), новый вид человека — homo medium — человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека душевного распада, который не может поставить границы и фильтра внешней информации и усваивает ее в «сыром виде» — некритически, недифференцированно, одной низшей механической памятью». Сергей Григорьев считает, что власть должна принять соответствующие меры по изменению информационного климата в стране: «Причем тем, кто хочет возражать, следует понять одну простую вещь: речь идет не о цензуре на информацию, речь идет о будущем страны».
Издание «Православный Санкт-Петербург» публикует материал «Ныне вся исполнишися света!..» — интервью с протоиереем Михаилом Петропавловским, посвященное Пасхе. В нем священник, в частности, говорит о том, как сложно испытать пасхальную радость тем, чья душа переполнена «всевозможными яркими впечатлениями, развлечениями, зрелищами», «она становится нечувствительна к той единственной радости, которая и неповторима, и совершенна, и есть по сути своей предвкушение радости неземной». «Мы с вами живем в то время, когда человечество страдает от тяжкого духовного недуга: ненасытная жажда развлечений, увеселений, приятных впечатлений, безудержное стремление к высокому качеству жизни входят в противоречие с тем, что на самом деле человек становится все более беззащитным, одиноким, тоскующим, всего и всех боящимся… И кажется мне, что в эту эпоху вселенского эгоизма особое значение приобретают все церковные праздники, и праздник Пасхи в особенности: ведь именно пасхальная радость раскрывает сердца, поднимает человека над житейской суетой, и в то же время делает его ближе к своему брату, к своей семье, вообще к окружающим его людям».
На официальном сайте патриарших Приходов Русской Православной Церкви в Америке републикован материал Маргиты Спранцмане «Возвращение чудотворной иконы» из «Телеграфа». В нем кратко изложена история «переезда» чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери из России в Америку, а также сообщается о том, каким путем она вернется обратно.
Газета «Труд» в статье «Другая жизнь» повествуется о храме святого благоверного царевича Димитрия и его настоятеле — протоиерее Аркадии Шатове. Валерий Коновалов, обозреватель «Труда», уделяет внимание социальной деятельности священник и его сподвижников.
Автор газеты «Время новостей» Кирилл Василенко в краткой заметке «Православный архипелаг» рассказывает о том, что «законодательное собрание Республики Карелия решило передать Валаамскому мужскому православному Спасо-Преображенскому монастырю все здания, находящиеся на архипелаге, до сих пор числившиеся в реестре государственной собственности на балансе природного парка «Валаамский архипелаг».
На сайте «Религия и СМИ» опубликована статья Н.М. Векшиной «Православие в Японии», в которой можно узнать о православной миссии в этой стране, прочитать об недавно канонизированном о. Николае (Касаткине), фактически создавшем Русскую Духовную миссию в Японии, о существовании Русской Православной Церкви в Японии в непростые послереволюционные и военные годы.
Культурологическую статью Александра Богатырева «В поисках Византии» о Греции можно прочесть на сайте «Радонежа». «В путеводителях для туристов, с которыми они бродят по Афинам, составители сумели пронырнуть двадцать веков христианства. В них можно увидеть древние города, крепости, лазурное море, горы, колонны языческих храмов, развалины театров, статуи языческих божеств, деву в белоснежной тунике с олимпийским факелом в руке, гвардейцев в белых юбках, танцоров в национальных одеждах, смеющихся счастливых людей в ресторанах, на пляжах, на яхтах, на фоне гор, живописных бухт, Акрополя, сменяющегося караула перед Парламентом…. Единственная икона, так же как античные скульптуры и мозаики, по мнению авторов, должна свидетельствовать лишь о высоком искусстве эллинов, но никак не о красоте, величии и истинности Православной веры». Между тем «в Греции не найти холма, который бы не был бы увенчан храмом»: «То, что Греция — православная страна чувствуется во всем. На Страстной Неделе греки, приветствуя друг друга, желают «доброй Пасхи». А на Пасху единственное приветствие — «Христос Воскрес!». На каждом троллейбусе и автобусе над ветровым стеклом загорается «Кало Пасха!» и «Христос анести!». …Чтобы узнать истинную Грецию, нужно побывать на Великопостных службах. Особенно в Страстную Пятницу. Нет ничего печальнее и величественнее древних византийских песнопений ее канона. В выносе — погребении плащаницы участвует практически вся страна».
Автор, путешествуя по Греции, пытался за шумом и туристической суетой найти сегодняшнюю Византию, которая «как наш град-Китеж, сокрыта от глаз, нацеленных на язычество и современную мишуру». Перемежая путевые бытовые впечатления с рассуждениями о вере, истории, искусстве, автор создает у читателя ощущение живого участия в этом «путешествии». «На Афоне, как ни в каком другом месте чувствуешь, что Византия жива. Жив ее дух и носители этого духа. Это я прочувствовал и в других монастырях — Пантократоре, Мегаспилио, Преображенском на острове Эвиа, в Андреевском соборе города Патры, в храме, где почивают мощи Иоанна Русского».
«В истории России и Византии множество параллелей. Сколько раз междоусобица приводила нас к катастрофам. Но главная беда — падение Константинополя и гибель Византии произошла из-за отступления от Православия. Уния с католиками не привела к желаемому результату. «Союзники» не стали защищать Константинополь. Да и чего было ожидать от потомков крестоносцев — не только разграбивших Царьград и его храмы, но перебивших почти всех его жителей. Из миллиона горожан осталось лишь тридцать тысяч… Если бы в 1453 году греки спасали не национальное государство и культуру, а Святую Православную Веру, неужели бы Господь не пощадил их?! Не Римского папу нужно было призывать на помощь, а Пресвятую Богородицу… Как часто свои, родимые, оказываются страшнее лютого врага… Вот и сейчас разделения терзают Церковь на радость Ее недругов. «Новостильники» воюют со «старостильниками». Вселенский Патриарх пытается увести под свой омофор приходы Элладской Церкви, препятствует возвращению русских скитов Московскому патриархату, а в Иверском монастыре приказано не включать в число братии грузин. Единственная в целом свете монашеская республика, призванная показать апостасийному миру образец жития в любви и мире разноплеменных иноков, делает все для того, чтобы покончить с этой разноплеменностью и оставить на Афоне только греков». Но все же есть нечто, что до сих пор объединяет нас — православная вера: «так же, как греческие мученики первых веков и времен османского ига, русские исповедники пролили за нее кровь в годы большевистского ига. Наши земли обильно политы кровью мучеников за Христа. На ней стоит и укрепляется Православная Церковь. И нет на свете более крепких уз, чем те, которыми связывают нас молитвы наших святых, предстоящих пред Господом Богом в Его Царстве, где нет ни границ, ни славян, ни эллинов».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика